На пути от торговли к производству

О тенденциях и основных направлениях развития предпринимательства в Беларуси рассказал председатель Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, министр статистики и анализа Республики Беларусь Владимир Зиновский 

Проблема частной экономической инициативы в республике в последние месяцы обсуждалась активно. Немало общественных представителей высказывали различные предположения по стимулированию частного сегмента экономики. Однако для многих так и остается загадкой, что же представляет собой предпринимательство в нашей стране, в каких сегментах оно играет наиболее значительную роль, какой капитал — крупный или не очень — в основном присутствует в стране… Словом, интересно увидеть белорусский бизнес в разрезе конкретных цифр. О тенденциях и основных направлениях развития предпринимательства в Беларуси рассказал председатель Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, министр статистики и анализа Республики Беларусь Владимир Зиновский (на снимке). 

— Владимир Иванович, какие основные тенденции сегодня характеризуют негосударственный сектор экономики? 

— Целевой задачей современного периода развития нашей страны является обеспечение высоких темпов роста объемов валового внутреннего продукта, дальнейшее увеличение эффективности производства. Это база для достижения высокого уровня и качества жизни населения. Поэтому перед Беларусью, как и перед другими государствами, сегодня остро встает необходимость активизации действующих и поиска новых источников, факторов положительной динамики экономического развития. Предпринимательство как форма реализации творческой инициативной деятельности граждан является как раз одним из таких факторов. Поэтому белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики включает предпринимательство в качестве органичного элемента, интегрированного в целостную систему экономических отношений и обеспечивающего последовательную реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития страны. 

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы поставлена задача довести к 2010 году долю малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, до 30 процентов. При этом численность юридических лиц — субъектов малого и среднего предпринимательства — должна достигнуть 44—46 тысяч. Это, несомненно, амбициозные, но реальные планы. Сегодня созданы все условия для обеспечения не только количественного роста данного сектора, но и его существенной качественной динамики. 

Стабильная макроэкономическая ситуация, разветвленная инфраструктура поддержки, принятие и реализация на государственном и региональном уровнях ежегодных программ развития малого предпринимательства — это создаст необходимые условия для реализации творческой активности наших граждан в бизнесе, обеспечения его поступательного развития и формирования достойного уровня личных доходов. Данные государственной статистики свидетельствуют об устойчивой тенденции роста данного сектора, усилении его роли в экономике страны. По данным за 2006 год, удельный вес добавленной стоимости субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности в ВВП страны достиг 55,9 % (для сравнения: в 2000 году — 47,8 %). При этом в промышленности доля субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности составила 64,7 %, в строительстве — более 70 %, в торговле и общественном питании — более 85 %. Это свидетельствует о стабильных положительных темпах реформирования экономики Беларуси. 

Последовательная реализация государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства обеспечила также устойчивую тенденцию роста данного сектора экономики. Об этом свидетельствуют не только статистические данные, но и результаты опросов самих предпринимателей, проведенные негосударственными организациями. Так, итоги исследования, проведенного Институтом приватизации и менеджмента в конце 2005 года среди 400 руководителей малых предприятий, показали: белорусский бизнес сумел найти свою нишу на рынке, закрепиться в ней и достичь определенных успехов. Улучшение макроэкономической ситуации в стране в течение последних лет привело к существенному повышению финансовых показателей работы малых предприятий. 

По результатам того же исследования, у половины из опрошенных предприятий в течение прошлого года возрос объем продаж, почти 53 % респондентов указали, что их финансовое положение улучшилось, а 42 % планировали дальнейшее расширение своей деятельности. Весьма показательно, что в течение последних пяти лет произошло смещение акцентов в вопросе оценки представителями малых предприятий своих конкурентных преимуществ. Если в 2002 году каждый четвертый из опрошенных руководителей в качестве таковых называл знание законодательства, а каждый пятый — знакомство с органами власти, то сегодня ставка делается прежде всего на наличие профессионального коллектива, знание рынка и способность производить конкурентоспособную продукцию. Это говорит о том, что белорусский бизнес начинает жить по рыночным правилам, отодвигая на второй план вопросы институциональной среды и уделяя все большее внимание профессиональному менеджменту, грамотному финансовому планированию, эффективному маркетингу и другим внутренним факторам повышения конкурентоспособности. 

В то же время очевидно: потенциал малого бизнеса в нашей стране пока задействован далеко не в полной мере. В расчете на тысячу жителей Беларуси приходится немногим более трех малых предприятий, а с учетом индивидуальных предпринимателей — около 22 субъектов малого бизнеса. Сложившаяся отраслевая и территориальная составляющая малого предпринимательского сектора не вполне отвечает современным приоритетам социально-экономического развития страны. По состоянию на начало 2007 года около 40 % малых предприятий и, по оценкам экспертов, до 80 % индивидуальных предпринимателей заняты в сфере оптовой и розничной торговли. Абсолютное большинство субъектов малого предпринимательства сосредоточено сегодня в Минске и областных центрах. Наличие бизнеса в сельских регионах, его участие в решении таких актуальных задач, как развитие сферы услуг, освоение новых видов производств, позволяющих обеспечить эффективную занятость населения, повысить уровень его доходов и создать потенциал для устойчивого социально-экономического роста, пока весьма незначительно. 

Несущественным еще остается вклад малого предпринимательства и в развитие экономики в целом, повышение ее экспортной и инновационной составляющих. Таким образом, нельзя не признать: несмотря на определенные успехи и стабильную, хотя и не столь высокую динамику, предпринимательство в нашей стране пока не стало реальным фактором социально-экономического роста. 

— Насколько, на ваш взгляд, развита в стране инфраструктура для обслуживания потребностей малого и среднего бизнеса: финансовые, маркетинговые, консалтинговые услуги?.. 

— Следует отметить, что в течение последнего десятилетия в республике создана развитая инфраструктура поддержки предпринимательства. В ее состав входят: Департамент по предпринимательству Министерства экономики (республиканский орган, занимающийся реализацией государственной политики по поддержке и развитию предпринимательства на уровне страны и регионов); Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства, его филиалы, региональные фонды, комиссии исполкомов по ресурсной поддержке развития рыночной инфраструктуры, банки и лизинговые компании, назначение которых — формирование системы источников финансовых средств для субъектов малого бизнеса; центры поддержки предпринимательства (ЦПП), инкубаторы малого бизнеса, технопарки, призванные обеспечивать консультационное, информационное и обучающее обслуживание частных структур; предпринимательские ассоциации (союзы) и советы на уровне страны, областей и отдельных отраслей. 

Кроме того, в целях комплексной государственной поддержки субъектов хозяйствования негосударственной собственности по инициативе главы государства в 1999 году создан Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь. Поддержка отечественного предпринимательства осуществляется в рамках ежегодно принимаемой государственной программы, подавляющая часть ресурсов которой направляется на усиление возможностей таких элементов инфраструктуры, как ЦПП и бизнес-инкубаторы. По состоянию на 5 февраля 2008 года в республике действовало 38 ЦПП и 9 бизнес-инкубаторов. В течение прошлого года услугами ЦПП было охвачено свыше 47 тысяч человек, проведено 860 курсов и семинаров. По состоянию на 1 октября 2007 года на площадях бизнес-инкубаторов размещалось 190 субъектов малого предпринимательства с общей численностью персонала 1775 человек. 

Стоит сказать несколько слов о финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства. С 1992 года в республике функционирует Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, основными задачами которого являются финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства путем участия в финансировании соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ, аккумулирование средств для дальнейшего финансирования инвестиционных проектов, направленных на создание, реструктуризацию и техническое переоснащение субъектов малого предпринимательства. 

В стране сформирована эффективная, динамично развивающаяся система кредитования малого предпринимательства. 

Безусловно, положительным фактом, активизирующим заинтересованность субъектов хозяйствования в получении государственной финансовой поддержки, стало принятие Указа Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 266 «О внесении дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182 и от 5 мая 2006 г. № 296», предусматривающего возможность оказания финансовой поддержки малому предпринимательству без увеличения (образования) доли государства в уставных фондах реципиентов. 

Поскольку одной из основных задач Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь является выработка предложений по эффективному использованию финансовых средств, направляемых на поддержку и развитие предпринимательства, то планом работы совета на 2008 год предусмотрены анализ ситуации и выработка предложений по совершенство ванию механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства. Указанная проблема будет детально изучена и проработана экспертами совета, они же сформируют обоснованные и конструктивные инициативы, которые после обсуждения с заинтересованными лицами будут внесены на рассмотрение правительства. 

— По некоторым оценкам, только 10 % представителей бизнеса входят в общественные объединения предпринимателей. Как вы считаете, почему отечественные предприниматели проявляют подобную инертность в отношении общественных организаций? 

— Совет не проводил специального изучения этого вопроса. Поэтому я могу выразить только свое субъективное мнение. Считаю, что инертность предпринимателей объясняется привычкой самостоятельно решать возникающие проблемы и недостаточностью информации о деятельности общественных объединений. 

Также полагаю, что одним из стереотипов мышления о бизнес-сообществе является неверие в возможность влияния на принятие решений на государственном уровне. На мой взгляд, это ошибочная позиция. Во всем мире меры экономической политики являются результатом диалога между государством, бизнесом и зачастую профсоюзами. Для того, чтобы продвигать интересы предпринимателей, необходимо вести диалог профессионально и конструктивно. Именно этим и занимаются предпринимательские союзы во всем мире и в нашей стране. Очевидно, что чем активнее участие бизнеса в подобных объединениях, тем больше возможностей влияния. 

— Какие направления сегодня наиболее активно развиваются представителями производственного сегмента малого и среднего бизнеса? Насколько малые и средние предприятия проявляют инвестиционную активность? 

— На 1 января 2007 года в республике насчитывалось 37 660 малых предприятий, сфера деятельности которых охватывает все отрасли экономики. Однако больше всего малых предприятий сосредоточено в сфере торговли и общественного питания, в промышленности, строительстве и на транспорте. Так, 39,1 % малых предприятий работают в сфере торговли и общественного питания, 22,3 % — в промышленности, 11,7 % — в строительстве, 5,1 % — в транспортной сфере. Остальные отрасли имеют невысокий процент в общем количестве малых предприятий. Например, в информационно-вычислительном обслуживании занято лишь 192 предприятия, в жилищно-коммунальном хозяйстве — 95 предприятий, что составляет соответственно 0,5 % и 0,2 % от их общего числа. 

Анализируя отраслевую структуру предпринимательского сектора, хочу отметить, что в Беларуси наблюдается рост численности малых предприятий, занятых в промышленности. Так, если в 2000 году таковых насчитывалось 5895, то в 2006-м — 8409 предприятий (рост в 1,4 раза). Увеличение количества малых предприятий происходит и в строительстве (в 2006 году по сравнению с 2000-м рост в 1,3 раза), на транспорте (в 1,2 раза), в связи (в 1,6 раза), в торговле и общественном питании (в 1,2 раза). Что касается инвестиционной активности, то в 2006 году малыми предприятиями использовано 1436,6 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 7,1 % от общего объема инвестиций в основной капитал (в 2000 году — 6,5 %). Основной объем капиталовложений был освоен малыми предприятиями торговли и общественного питания (23,4 % от общего объема инвестиций, освоенных субъектами малого предпринимательства), промышленности (23,2 %), строительства (23,6 %), транспорта и связи (9,9 %). 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter