В Правительстве обсудили развитие конкуренции и вопросы взаимного доступа к госзакупкам в ЕАЭС

На пути к открытому рынку

Первый заместитель Премьер-министра Николай Снопков провел рабочую встречу в Правительстве с членом Коллегии (министром) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Максимом Ермоловичем. В ходе мероприятия обсудили развитие конкуренции на рынке ЕАЭС, а также вопросы открытия взаимного доступа к госзакупкам в рамках интеграционного объединения.


Максим Ермолович поблагодарил Николая Снопкова за оперативно организованную встречу:

— Спасибо за то, что оперативно откликнулись на то, чтобы провести рекогносцировку нашей долгосрочной программы по развитию конкуренции в ЕАЭС. Еще одна важная тема — это государственные закупки. Сейчас на повестке существенное изменение в право ЕАЭС. Я вижу, что назрели глубокие изменения: по антимонопольному регулированию, более открытому доступу проведения госзакупок, исключению разного рода национальных изъятий из общего рынка госзакупок. Хотел бы заручиться вашей поддержкой в реализации этих инициатив, чтобы рынок стал более открытым.

Он отметил, что, кроме того, Беларусь может влиять на проведение госзакупок и открывать рынки стран ЕАЭС друг для друга: 

— Ежегодно на покупку за счет бюджетных средств различного рода товаров, работ и услуг страны тратят почти 200 миллиардов долларов, и сумма растет. При этом взаимное участие стран ЕАЭС в госзакупках составляет менее 1 процента. 

Максим ЕРМОЛОВИЧ.

Он подчеркнул, что Беларусь — самый яркий пример активного участия в госзакупках. Беларусь продает в рамках тендеров другим странам на более чем 700 миллионов долларов, при этом покупает на 170 миллионов долларов. Положительное сальдо составляет свыше 500 миллионов долларов. 

— Это говорит о многих факторах, о конкурентоспособности нашей продукции. Большая часть это поставки в Казахстан и Россию. Торговля идет и с Арменией, и с Кыргызстаном. Это очень хороший пример для других стран. Если говорить об этих 200 миллиардов долларов госзакупок, то почти половина удовлетворяется за счет импорта. Здесь есть большое поле для работы. Хотелось бы более активного движения в этом направлении. Все страны должны быть заинтересованы и в развитии конкуренции, и в открытии взаимного доступа к госзакупкам, решать вопросы технического характера.

Николай Снопков в свою очередь акцентировал:

Николай СНОПКОВ.

— Вы знаете лучше меня тезис Президента о единых равных условиях на рынке ЕАЭС. По большому счету ваш мандат — конкуренция и равные конкурентные условия: это является предметом равных условий. Мы будем включаться в тему и все ваши мысли и аналитику станем реализовывать вместе с вами. Очень надеемся на новую волну, которую вы привнесете в рамках вашего мандата в ЕЭК и развитие ЕАЭС. Зная ваш опыт и стремление к достижению результата, я надеюсь, что то, о чем вы говорите, получит продолжение. Беларусь очень зависит от экспорта и, конечно, неэффективно в рамках ЕАЭС иметь барьеры и изъятия, которые сегодня мешают нормальному движению товаров в объединении. Это ослабляет институцию ЕАЭС, которая, как говорит наш Президент, может быть одной из самых мощных политических и экономических интеграций в мире. 

Во время встречи заместителя Премьер-министра Игоря Петришенко с Максимом Ермаловичем обсуждено продвижение национальных интересов страны в ЕАЭС.

Игорь Петришенко отметил — для нашей страны очень важно, что наш министр занимается аспектами антимонопольного регулирования, конкурентной составляющей:

 — Очень важную работу мы уже провели по этому направлению, когда создали евразийский реестр, где можем участвовать в соответствующих госзакупках на равных условиях. Это ключевой документ, который позволил нам не снизить объемы поставок нашей продукции на рынок ЕАЭС и в первую очередь России. Ряд моментов, над которыми сейчас работаем, — это подготовительные мероприятия к тому, что новый состав коллегии приступит к выполнению поручений глав государств по реализации декларации до 2030 года и до 2045-го, а также к дальнейшему продвижению ЕАЭС. Для нас важно, чтобы мы не потеряли темп и результативность в реализации стратегии до 2025 года. 

Заместитель Премьер-министра также обратил внимание, что Беларусь в 2025-м председательствует в ЕАЭС:

Игорь ПЕТРИШЕНКО.

— Это фактически завершающий год. И реализация стратегии, и подведение определенного итога по выполнению основополагающих документов, которые мы приняли, выпадает на наше председательство. Поэтому уже сейчас заранее традиционно формируем программу нашего председательства. Это направления и аспекты, которые мы должны реализовывать, в первую очередь основанные на инициативах нашего Президента, высказанных ранее. Это и вопросы ротации, и повышения эффективности членов коллегии по реализации всех программных документов. Повестка широкая. Вы с нашими профильными министерствами уже в новом качестве продолжите взаимодействовать и продвигать наши национальные интересы и интересы ЕАЭС.

Максим Ермолович также выразил мнение, что очень важным моментом является подготовка программы белорусского председательства в ЕАЭС:

— Мы хотели бы всем блоком тоже поучаствовать в этой работе в широком смысле, ведь конкуренция всеобъемлющая и она касается не только вопросов антимонопольного регулирования и госзакупок. Мы видим, как это было накануне во время проведения общественной приемной по вопросам конкуренции и госзакупок, что наши представители бизнеса задают вопросы и по общему рынку газа и нефти. Нельзя говорить о равных условиях и свободной конкуренции на рынке, если не заниматься созданием равных стартовых условий по основным базовым продуктам, которые торгуются на общем рынке. В этой работе наш блок участвует и обязательно внесет свои предложения по вопросу того, как нам развивать интеграцию, чтобы добиваться высоких результатов.

kryzhevich@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter