На пути к эталону

«Белавтодор» и Департамента контроля и надзора за строительством провели коллегию

Центральной темой повестки дня совместной коллегии департамента «Белавтодор» Минтранса и Департамента контроля и надзора за строительством Госсстандарта, а также Главстройэкспертизы стало взаимодействие этих ведомств по вопросам обеспечения качества выполнения строительных и ремонтных работ на автомобильных магистралях и искусственных сооружениях страны. Работа коллегии проходила в два этапа: вначале ее участники посетили ряд объектов по маршруту Минск – Могилев, а затем в ходе пленарного заседания, которое состоялось в «Могилевавтодоре», подвели итоги.

Трасса М4 не случайно оказалась в центре внимания коллегии. Она постепенно доводится до 1-й категории на всем протяжении, в настоящее время работа идет сразу на нескольких участках, в том числе и по строительству новых направлений. А учитывая тот факт, что реконструкция ее осуществлялась на протяжении последних лет, то по ходу движения можно было судить о качестве проделанной работы, динамике изменения состояния покрытия. И тут же явно вырисовывались выводы в части выбора адекватных технических решений: материалы, конструкция дорожной одежды, технология, наконец, качество работы подрядчика.

Первой остановкой стал строительный городок ДСТ № 5, расположенный в нескольких километрах от Червеня. Здесь участники коллегии были ознакомлены с функционированием системы управления качеством при производстве работ по реконструкции трассы как со стороны заказчика («Минскавтодор-Центр» и его управление технического надзора), так и подрядчика. Кроме того, были продемонстрированы технические средства и установки для оценки качества устраиваемых дорожных покрытий, имеющиеся в арсенале «Белдорцентра» и «БелдорНИИ». По ходу дальнейшего движения была показана и непосредственно работа на объекте.

Следующей точкой маршрута участников коллегии стал мостовой переход через реку Березину в Березино. Здесь расположен стройгородок «Мостостроя». Работникам предприятия предстоит большой объем работы – будущее сооружение будет иметь внушительные габариты. Пока его зачатки еще только начинают просматриваться: возведение начато совсем недавно. Затем был участок строительства дороги в Могилевской области по новому направлению – трасса прокладывается в обход Белыничей силами СМТ № 8. Тут была наглядно продемонстрирована непосредственно технология производства работ и показан эталонный участок по устройству щебеночного основания. И основание, надо сказать, действительно получается идеальным: щебень загружается в асфальтоукладчик, за которым следует виброкаток, уплотняющий покрытие. Наверное, такое техническое решение найдет свое применение и на других объектах ремонта и строительства. Здесь же «Мостоотряд № 425» занят возведением моста через Друть: строители поделились с участниками коллегии информацией о контроле качества при устройстве оснований опор буровых и набивных свай. Ближе к Могилеву также идет строительство дороги по новому направлению – на этом объекте трассу прокладывает ДСТ № 3, а сооружением путепроводов занимается «Мостострой». На данном участке были озвучены особенности возведения земляного полотна из переувлажненных глинистых грунтов, укрепления конусов искусственных сооружений, ведения производственного контроля качества выполняемых работ.

На этом практическая часть коллегии была завершена, и ее участники подвели итоги в «Могилевавтодоре». 

 Директор Департамента контроля и надзора за строительством Госстандарта Виктор Петруша вначале остановился на общих вопросах деятельности всего строительного комплекса страны в рамках мероприятий Года качества и перехода на евростандарты. Он также подробно огласил результаты недавних проверок работы дорожных организаций, проведенных силами специализированной инспекции. Ничего экстраординарного обнаружено не было, однако нарушения продолжают иметь место. Это означает, что система менеджмента качества срабатывает не в полной мере, дорожникам нужно совершенствовать свою деятельность по широкому спектру вопросов: проектирование, организация работ, технология производства и многое другое. Что касается такой больной темы, как несоответствие требуемым параметрам отечественного битума и щебня, то Виктор Леонидович заверил коллегию, что в ближайшее время эти вопросы будут сняты: вводятся в действие евростандарты на данные материалы, и заводы будут обязаны выпускать продукцию должного качества. С учетом этого фактора, а также наличия в арсенале дорожников современной техники и технологий тема качества целиком ложится на плечи производителей работ – оправдать недостатки со ссылкой на плохой щебень или битум уже будет невозможно.

Достаточно хорошую оценку качеству проектной документации, выпускаемой отраслевыми проектными бюро и прежде всего «Белгипродором», поставил руководитель Главстройэкспертизы Госстандарта Леонид Вишневецкий. Вместе с тем он отметил и ряд недостатков, а также акцентировал внимание на том факте, что эксперты руководствуются действующей нормативной базой и не имеют права отойти от нее. Если в этой базе назрели те или иные изменения, то необходимо выходить на Министерство архитектуры и строительства с соответствующими предложениями. Вишневецкий также сообщил и о грядущих новшествах в законодательной базе, призванных усовершенствовать процессы в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

По итогам заседания коллегии первый замдиректора департамента «Белавтодор» Юрий Масюк отметил, что совместная работа служб технического и государственного строительного надзора, дорожных организаций преследует одну цель: повышение качества дорожных работ и недопущение нарушений, влияющих на безопасность движения, надежность и долговечность сооружений. Работа по совершенствованию взаимодействия двух ведомств будет продолжена и в дальнейшем. После обобщения актуальных проблем и вопросов, поднятых в ходе коллегии, руководством «Белавтодора» и Департамента контроля и надзора за строительством будет подписано соответствующее постановление.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter