На пути к экономике знаний

Отклики на публикации «СБ»

В октябре 2008 года в нашей газете (№№ 194 — 201) была опубликована серия статей директора администрации Парка высоких технологий Валерия Цепкало «На пути к «экономике знаний». В редакцию до сих пор продолжают поступать отклики на этот материал.


Интерес читателей к статье объясняется еще и тем, что появилась она в то время, когда мировая экономика вступила в период серьезного финансового кризиса, который не обошел стороной и нашу страну. Становится очевидным, что правильно выбранная стратегия выхода из кризиса сегодня может сделать государство процветающим, а может отбросить на годы назад.


Понимая это, практически все ведущие страны мира выбирают стратегию, нацеленную на рациональное использование накопленных в период экономического бума ресурсов. В США, Китае, Германии, Англии, Франции создаются антикризисные мозговые центры. Анализируются разные варианты развития событий.


Ниже мы публикуем наиболее интересные, с нашей точки зрения, комментарии. Заранее приносим извинения перед авторами за то, что некоторые их отклики и суждения не уместились в формат публикации, а некоторые материалы пришлось сокращать.


Об идеологии


«Когда автор говорит об идеологии, он, на мой взгляд, имеет в виду в первую очередь мотивацию. Ведь идеология дает людям ощущение жизненной и исторической перспективы, дает веру в будущее и заряжает оптимизмом.


Именно поэтому наш Президент столько говорит о важности идеологии, о ее мобилизационном значении, о необходимости объяснять людям суть проводимого в стране курса.


Вспомните Великую Отечественную. В начале войны, когда Красная Армия терпела поражения, первой реакцией руководства СССР стало ужесточение наказаний за отступление и нарушения дисциплины.


Но вскоре советское руководство поняло, что на одном страхе далеко не уедешь. Под угрозой расстрела можно заставить солдат сидеть в окопе, но в атаку их будет трудно поднять и потому войну вряд ли удастся выиграть. И упор сделали на идеологию, на идеальные мотивации. На первый план вышли образцы самопожертвенного поведения ради победы добра над злом, чтобы советские люди прониклись стремлением защищать свою Родину как оплот справедливости и свободы. Страх перед наказанием сменился пропагандой мужества, патриотизма и героизма.


Именно тогда в безликой массе бойцов и красноармейцев появились имена личностей, жертвующих собой ради других и своей Родины. Зайцев, Гастелло, Матросов, Космодемьянская, Покрышкин и другие герои стали образцом для подражания, их имена стали воодушевлять людей идти в бой.


Так же и в период кризиса. Надо найти правильную мотивацию. Можно, конечно, действовать правительственными инструкциями и постановлениями, давать выговоры, ставить на вид, лишать премии, вызывать на ковер, требовать сотни объяснительных, отчетов, докладных и прочих бюрократических записок.


Но не заградительные отряды НКВД одержали победу в Великой войне. Эту победу одержали люди, проявлявшие героизм и имевшие веру. Победили в войне те, кто шел в бой не за страх, а за совесть.


Думаю, не наказывать надо директора за неправильно уплаченный налог на очистку Свислочи или за неправильное хранение огнетушителя, а показывать образцы эффективного управления, поощрять представителей директорского корпуса и бизнеса, которые в это тяжелое время находят возможности для развития и инноваций и разрабатывают новые виды продукции, создают рабочие места. Об этом надо больше говорить на телевидении и писать в газетах и журналах.


Общество должно видеть примеры плодотворного сотрудничества государства и бизнеса и поддерживать чиновников, которые не наказывают предпринимателя, а помогают развиваться его бизнесу. Пусть наши люди знают об историях успеха своих сограждан, о новых товарах, о наших выдающихся изобретателях, директорах и бизнесменах, чтобы на них равнялось все общество. Чтобы каждый трудился не за страх, а за совесть и жил не с каждодневным стрессом, а с оптимизмом, энтузиазмом и радостью.


Пусть наша Беларусь будет страной, в которой живут жизнерадостные, предприимчивые, энергичные и добрые к себе и к другим люди!»


Валерий Старжинский, доктор философских наук, профессор.


«Наши отцы–фронтовики рассказывали, что перед наступлением во время ВОВ проводилась мощная артподготовка, которая во многом определяла исход сражения. Аналогичную роль играет идеологическая работа и, в частности, пропагандистская подготовка, которая способствует сплочению команды единомышленников, что является главной предпосылкой успешной атаки.


Человек и общество нуждаются во вдохновляющих целях, которые призваны формулировать руководители страны. Стратегические цели и фундаментальные символы концентрируют энергию народа и направляют ее. Задача идеологической работы состоит в том, чтобы эти цели и символы одушевляли каждодневную практическую деятельность через ощущение необходимости и полезности своего труда, через ощущение гордости за свою страну.


В статьях говорится, что это возможно через постановку перед страной и народом конкретных задач, как в первые советские пятилетки. И если стратегия прорыва выбрана правильно, то она способна зарядить людей уверенностью в успехе.


Задача нашей идеологии, я считаю, состоит в том, чтобы доказать на деле, что белорусы могут быть изобретательны, предприимчивы, находчивы и способны конкурировать на самых  престижных сегментах мирового рынка. Совершенно справедливо автор пишет: «Нет народов, больше или меньше других заслуживающих процветания и благодати. Нет религии, больше или меньше способствующей экономическому росту. Есть законы экономики, которые, как и законы физики, одинаковы для любого, пусть даже самого отсталого общества». Особенно это становится актуально в условиях глобального финансово–экономического кризиса, который излечивает мировую экономику от перекосов и дает шанс государству построить «экономику знаний».


Задача идеологии — достигнуть единения и духовного подъема народа в выполнении общенародных задач. Если на корабле нет команды, способной четко исполнять распоряжения капитана, а есть лишь укомплектованное «штатное расписание», то такой корабль на воде стоять будет, но регаты не выиграет. Задача руководства и используемой им идеологии и состоит в удивительном превращении некоторого количества людей в команду, способную к достижению поставленных целей, — в коллектив единомышленников.


Опыт показывает, что максимальная эффективность в производстве достигается тогда, когда на предприятии складывается единый производственный порыв руководства и трудового коллектива.


А вообще, экономику «делают» люди — личности знающие, способные, одаренные, умеющие организовать, мобилизовать и повести за собой других. Такие люди способны создавать Nokia, Google, Oracle — компании, которые по своим оборотам превосходят экономики стран с традиционным укладом наподобие Украины или Узбекистана».


Сергей Есин, писатель, Москва.

 

Нужно мотивировать инновационный труд — не только морально, но и материально. Тот, кто творит и создает новое и двигает вперед развитие общества, должен этим обществом соответственно вознаграждаться. А как на самом деле? Мой друг, Павел Лукьянович Мариев, всю жизнь проработал на БелАЗе, 15 лет был его генеральным директором. БелАЗ под его руководством завоевал 30 процентов мирового рынка по сверхтяжелым самосвалам. Мариеву присвоено высокое звание Героя Беларуси. А ушел обычным пенсионером.


А певец Колдун спел песню на «Евровидении» — и уже ездит на «Мерседесе», спешит в Москву покупать квартиру.


Такие люди, как Мариев, должны оставаться консультантами, членами различных экспертных и наблюдательных инстанций — и соответственно вознаграждаться. Чтобы люди хорошо и с умом трудились, нужно решать вопрос, и как можно быстрее, о материальной и моральной мотивации директорского корпуса, в том числе и тех из них, кто доказал свой талант и профессионализм, но по возрасту отошедших от оперативного руководства.


И при этом абсолютно не важно, является ли компания государственной или частной. Основным владельцем концерна «Рено» является французское правительство, но оно мотивирует команду управленцев не меньше, чем это делают в частных компаниях «Ситроен» или «Фиат».


Тогда у предприятия прибавится не только количество, но и качество».


Михаил Михайлович, генеральный конструктор, ныне пенсионер.



О знании иностранных языков


«Автор статьи «На пути к экономике знаний» упустил один фактор, без которого невозможны инновации. Это знание инженерами и учеными иностранных языков. К сожалению, в СНГ в отличие от Германии, Швеции, Голландии, Японии, Кореи и других стран техническим и лингвистическим образованием занимаются разные вузы. В результате выпускники технических вузов и ученые в области естественных наук практически не могут знакомиться с международными работами в своей области.


Представьте себе, какой квалификации будет инженер, скажем, в области автомобилестроения, если он для понимания работы двигателя «Мерседеса» или БМВ будет изучать соответствующую техническую литературу на «Жигули» или «Волгу». А как он сможет проектировать современные машинные узлы без пользования англоязычными компьютерными программами в области инженерного проектирования? Линейкой и рейсшиной?


Или представьте инженера по обслуживанию «Боинга» или «Аэробуса», который, не зная английского, будет проводить техническое обслуживание, пользуясь русскоязычной литературой с описанием самолетов Антонова и Туполева. Полетите ли вы на самолете, зная, что ваш инженер не может читать соответствующую техническую документацию, а ваш пилот не говорит по–английски и может с трудом поддерживать связь с диспетчерами и другими бортами?


С другой стороны, изучение лишь языка никакой профессии студенту не дает. Выпускники иняза идут работать в лучшем случае секретаршами или ищут себе заморских женихов.


Возьмем для примера великий Китай, куда я, будучи пилотом, часто летал и где проживает около 25 процентов населения Земли. Там особое внимание уделяется изучению в вузах иностранных языков, прежде всего английского. Даже на здании ЦК компартии Китая изображена надпись на английском языке.


Коммунистическое руководство КНР считает, что знание иностранных языков является условием знания новых технологий и зарубежных рынков. Изменения в технологиях происходят настолько быстро, что издательская промышленность не успевает, а иногда и коммерчески не заинтересована заниматься переводами профессиональной литературы на национальные языки, будь то немецкий, итальянский, русский или даже китайский. Вы можете себе представить немецкого или японского инженера, который не говорит по–английски?


Поэтому даже неспециалисты понимают разницу между немецким Mercedes и японской Toyota, с одной стороны, и «Волгами» и «Ладами» — с другой.


Но и это не все. Незнание иностранных языков делает изобретателей и предпринимателей неспособными самостоятельно продвигать свои изобретения на мировой рынок — им останется делать лишь то, что им скажут, то есть выполнять низко– и малоквалифицированную работу.


И еще. Я иногда езжу в аэропорт «Минск–2». На трассе — огромные слоганы. Реклама «Белтелекома», «Белпочты», муки, немецких профилей для окон и прочее. Непонятно, кому она адресована? Я думал, что целевой аудиторией должны быть иностранные бизнесмены и граждане, прилетающие в город Минск. По моим данным, их должно быть где–то 200 — 300 тысяч в год.


По идее, они должны видеть продукцию, предлагаемую на экспорт белорусской промышленностью, то есть то, что мы, белорусы, предлагаем приобрести иностранцам.


Но тогда и реклама должна быть и на русском, и на английском. Представьте себе, вы белорусский бизнесмен, приехавший в Корею или Китай. А там — вся реклама продукции — в виде их национальных знаков. Много вы из этого поймете?


Если мы хотим, чтобы трасса в наш основной аэропорт использовалась в качестве рекламы белорусской продукции для иностранного бизнеса, она должна быть грамотной. Чтобы было четко и понятно, какой товар предлагается, с обязательными контактными данными производителя продукции».


Сергей Гнатюк, пилот.


«Известное аналитическое агентство Маккензи выделяет два основных фактора повышения ВНП. Это рост численности населения и сокращение так называемого офисного «планктона»: различных бухгалтеров, юристов, секретарш, делопроизводителей и прочих непроизводственных специальностей.


Рост численности населения за счет рождаемости — вещь важная, но рожденные сегодня заработают на экономику лишь через 20 — 25 лет. Поэтому США всегда делали ставку на привлечение мозгов со всего мира. Нам надо также упрощать процедуры оформления на работу иностранных граждан. Конечно, тут нужно дифференцировать по странам. Вряд ли правильно одни и те же процедуры оформления на работу распространять на граждан Германии и Франции или Афганистана и Бангладеш. Вряд ли немец, француз или итальянец приезжает в Беларусь забирать у кого–то рабочие места».


Сергей Романюк, Кливленд, штат Огайо.


«Одним из важнейших факторов, определяющих темпы развития, является связь инновационного и информационного развития.


Эпоха «фабричных труб», как называл индустриальную эпоху известный социолог и футуролог Э.Тофлер, закончилась в прошлом веке. Экономика XXI века называется «экономикой знаний» потому, что из всех ресурсов самым важным оказался нематериальный ресурс — знания, опыт, квалификация, новые технологии, а не сырьевые и энергетические ресурсы. Ключевыми технологиями «новой экономики» стали информационно–коммуникационные технологии, развитие которых обеспечивает невиданные ранее возможности по сбору, обработке и анализу информации.


Но для этого у нас должны быть тарифы на Интернет хотя бы на уровне Украины или Польши»...


Мариуш Сидельский, Брест.


«Помимо роста физических объемов производства, у директора предприятия должны быть стимулы и время на модернизацию, инновации и тому подобные вещи, так как переналадка оборудования и разработка новых изделий требуют иногда и временной остановки производства. В этом заключалась причина того, что советские руководители были противниками инноваций. Его нового изделия могли и вовсе не заметить, а за снижение объемов производства он вполне  мог вполне поплатиться креслом.


В Германии, где я сейчас проживаю, автомобильное предприятие Porshe выпускает значительно меньше машин, чем Opel. Да и BMW уступает по объемам производства компании Opel. Но это не значит, что хозяева наказывают за это руководство Porshe, которое делает ставку на эксклюзивность, скорость, устойчивость на поворотах — да мало ли на что. Зато у Porshe и BMW — самые высокие прибыли. И именно по ним оценивается эффективность.


Вон Mersedes захотел развернуться и увеличить выпуск машин. Приобрел Chrysler — и проиграл. Прибыли упали, репутация среди традиционных клиентов поползла вниз. Хотя количество выпускаемых автомобилей увеличилось. Еле отделались от Chrysler. Совершенно очевидно, что лучше выпускать 50 тысяч машин и зарабатывать на каждой 5 тысяч евро, чем выпускать 200 тысяч и зарабатывать на каждой по 100 евро».


Дмитрий Турчинов, Кельн, Германия.

 

Эффективность инноваций


«Автор, ссылаясь на пример России, намекает на то, что формы финансирования науки там во многом устарели. Может, в России у них эффективность и низкая — с фактами трудно спорить, но в Беларуси ситуация кардинально иная. По словам руководителей Национальной академии наук Беларуси, опубликованным в газете «СБ. Беларусь сегодня», на один рубль затраченных бюджетных средств НАН Беларуси зарабатывает 11 рублей.


Такая высокая эффективность может вызвать зависть не только в СНГ, но и во всем мире. Если бы у нас был фондовый рынок, то не требовалось бы из государственного бюджета выделять сотни миллиардов рублей в год на поддержку науки.


Президент не раз говорил о переходе науки на самофинансирование. НАН Беларуси при такой рентабельности уже давно является совершенной машиной по зарабатыванию денег.


У меня, конечно, зарплата скромная, но чем нести деньги в банк под проценты, я бы с удовольствием доверил ей в управление часть своих сбережений. Ведь вложив 10 тысяч евро в Академию наук, я бы уже через год имел 100 тысяч. А еще через год — миллион евро. На четвертый год — уже 10 миллионов!


Не понимаю, почему до сих пор наши ученые не создали механизм привлечения средств граждан в столь выгодный проект, как это делают в подобных случаях везде в мире?


И государству хорошо — не надо думать о финансировании, что особенно актуально в период кризиса. И в большом выигрыше будут граждане и коммерческие компании, которые сами будут финансировать столь эффективную систему организации и коммерциализации научных исследований».


Анатолий Матвеичев, инженер по эксплуатации машин и оборудования предприятий строительных изделий и конструкций.


«В статьях приводится факт, характеризующий эффективность использования средств на инновации. Российская Федерация тратит на научные исследования около 10 миллиардов долларов — в 5 раз больше, чем Австрия. А инновационного продукта Австрия экспортирует в 5 раз больше, чем Россия. При этом основные затраты в России несет государственный бюджет, в то время как в Австрии — частный сектор.


Не знаю, почему автор приводит в пример Австрию, которая не является уж столь успешной в инновационной области. Ирландия, Швеция, Финляндия, Дания, Израиль — куда более успешные в этом отношении страны. Так, Израиль с его 5 миллионами населения экспортирует программных продуктов, микроэлектроники и приборов на сумму 25 миллиардов долларов — больше всех стран СНГ с населением почти 280 миллионов, вместе взятых.


И кто делает там инновации? Как пел Владимир Семенович Высоцкий, «на четверть бывший наш народ».


Но и пример Австрии более чем характерен. Дело в том, что в мире уже давно провели четкий водораздел между наукой и инновациями. Наука — это превращение денег в знания. Инновации — это превращение знаний в деньги. То, как организовано финансирование науки в России, — это превращение денег в знания. Организация финансирования инноваций в Израиле — это превращение знаний, где бы они ни появились, в деньги.


Дело в том, что деньги, которыми распоряжаются государственные чиновники, не являются их собственными, а потому их расходование является неэффективным. Причем так везде в мире.


Инновации уже давно не определяются новыми знаниями. И не наука двигает инновации (хотя так было еще лет 50 назад), а потребности рынка. Поэтому те формы организации науки, как они существовали в СССР, не сохранились практически нигде в мире.


Даже в коммунистическом Китае система научных учреждений, заимствованная у бывшего Советского Союза, была заменена организацией научных исследований в университетах. Хотя там была и другая причина или мотивация: китайское руководство не хотело, чтобы возникал разрыв в подготовке кадров.


Во всех странах мира профессор или доктор наук готовил себе замену в университете. И это нормально. Но при прежней системе  ученый уходил в академический институт, отрывался от образовательного процесса, процесса подготовки кадров. В результате страдала вся система образования. Возникал разрыв между профессорскими и преподавательскими кадрами и молодежью. В университетах были старые преподаватели и совсем зеленая молодежь, а средний возраст как бы выпадал — уходил в академические институты и выключался из процесса преподавания и подготовки кадров.


Ясно, что в наступающую эпоху инновационного развития совершенно необходимо менять систему организации науки и образования и изначально предусматривать становление профессионалов в единой цепочке «школа — вуз — наука — производство». В конце концов, уместно вспомнить давний прогноз Карла Маркса, что в будущем наука превратится в «непосредственную производительную силу». Такое будущее уже наступило».


Николай Нотович, аспирант БГУ.


От редакции. Цикл статей В.Цепкало вызвал общественный резонанс. Редакция продолжит обсуждение актуальных проблем, поднятых автором и читателями.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter