Внимание тормозам и фарам: прошли государственный технический осмотр по новым правилам

На проверку становись!

С конца сентября прошлого года в стране изменились требования к транспортным средствам при прохождении государственного технического осмотра. Теперь они регламентируются техническими требованиями Таможенного и Евразийского экономических союзов. Существенных изменений в деятельности станций или их сотрудников не произошло. При проведении контрольно-диагностических работ на соответствие установленным требованиям, как и раньше, проверяются рулевое управление, тормозные системы, внешние световые приборы, колеса и шины, двигатель и его системы, электрооборудование, ходовая часть, а также изменения в конструкции транспортных средств, кузов и элементы, обеспечивающие обзорность. Что же поменялось для диагностических станций и стало ли проще пройти техосмотр — проверил наш корреспондент.

Проходим осмотр 

Не зря говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вот и мы, чтобы понять, как сейчас в Беларуси проводят техосмотр, решили… его пройти. В качестве «подопечной» — Opel Mokka. В декабре 2022-го машина отметила свое десятилетие. За это время наколесила чуть больше 147 тысяч километров. Регулярно обслуживается на сертифицированных СТО, по технической части вопросов к ней нет. Забегая вперед, скажем, что уже нет благодаря бдительности сотрудников УП «Белтехосмотр». Но обо всем по порядку. 

Пройти техосмотр автомобиля решаем на диагностической станции № 210 Минска, что на улице Социалистической. На сайте Белтехосмотра записываемся онлайн на удобное время. В назначенные день и время приезжаем на станцию. В окне приема отдаем техпаспорт, страховку и водительское удостоверение. Также по привычке в общий пакет кладем медицинскую справку о состоянии здоровья водителя. 

В сертификате на допуск ТС к участию в дорожном движении теперь ставится конкретная дата, до которой действителен этот документ.

— Медсправка больше не нужна. Ее исключили из перечня документов, которые требуются для получения допуска к участию транспортного средства в дорожном движении, — сообщил оператор из окна приема. 

На месте через ЕРИП оплачиваем услуги станции и госпошлину за допуск к участию в дорожном движении. Проходит буквально несколько минут — и из окошка доносится:

— Приглашаем вас на линию № 2.

Там нас встречает инженер по техническому осмотру транспортных средств Дмитрий Адамович. 

— В прошлом году вы бы не прошли техосмотр, — выносит вердикт специалист, обративший внимание на водительскую дверь (недавно машина попала в небольшое ДТП, после ремонта готовится к покраске). — Сейчас внешний вид уже не важен, а раньше бы даже не начали проверять техническую часть из-за вмятин, ржавчины и сколов краски. 

Ужесточились требования, предъявляемые к тормозным системам и внешним световым приборам.

Заехал в бокс линии № 2 — работники просят открыть капот. Вначале визуально сверяли регистрационные и опознавательные знаки. Позже провели визуальный контроль технического состояния спидометра, органолептический контроль технического состояния звукового сигнала. Внимательно изучили медицинскую аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки. 

— Включите ближний свет фар, левый поворот, правый поворот, дальний свет, передние противотуманные фары, задние, аварийку, — просит Дмитрий Адамович. И поясняет, что в фарах ближнего света проверяется его сила, в том числе в световой части светового пучка, дальнего — максимальная его сила. 

— Что касается фар ближнего света и противотуманных фар, то к их регулировке теперь применяются более мягкие требования, — рассказал специалист. — По световым приборам вопросов нет. Сейчас проверим работу стекло­омывателей.

Для экономии времени автовладельцев при прохождении гостехосмотра организована предварительная онлайн-запись.

Маленький лайфхак. Перед прохождением техосмотра обязательно пополните бачок стеклоомывателя жидкостью. Ведь без нее работоспособность системы проверить банально невозможно. Согласитесь, будет обидно из-за такой оплошности не пройти процедуру. 

Позже сотрудники начинают изу­чать двигатель машины. Для этого проводят измерительный контроль токсичности или дымности отработавших газов, органолептический контроль технического состояния системы питания топливом, а также контроль технического состояния системы выпуска отработавших газов.

— К экологической безопасности транспортных средств требования стали более лояльными: проверка содержания углеводородов в отработавших газах осуществляется исключительно на карбюраторных двигателях, — сообщает инженер по техосмотру транспортных средств. — Однако нормы дымности значительно отличаются от установленных ранее. Например, для автомобиля экологического класса 4 — не более 1,5 метра-1 (ранее — не более 0,5 метра-1).

Важно вовремя притормозить 

А вот требования, предъявляемые к тормозным системам, существенно ужесточились. Так, относительная разность тормозных сил колес для осей с барабанными колесными тормозными механизмами не должна превышать 25 процентов и с дисковыми — 20. Раньше можно было пройти техосмотр при показателе в 30 процентов. А нормативный показатель удельной тормозной силы стояночной тормозной системы формируется не как фиксированная величина, которую ранее применяли диагностические станции, а как расчетная.

— Плавно затяните рычаг стояночного тормоза до упора, — говорит Дмитрий Адамович. — До упора, говорю. 

После ДТП в ноябре 2022-го заменил в том числе тросы стояночного тормоза. И был уверен, что с ними все в порядке.


— Еще раз давайте попробуем, плавно и до упора затягивайте рычаг стояночного тормоза, — продолжает специалист. И у меня закрадываются сомнения. Понимаю, что у эксперта возникли вопросы. И мои подозрения оправдались. — Ваш стояночный тормоз не исправен, — заключает инженер. Позже он распечатывает диагностическую карту с результатами осмотра, где на графиках видны все недочеты. С этим документом в тот же день еду на СТО, где чинил машину. Через полчаса манипуляций машина готова для дальнейшего прохождения гостехосмотра. Как позже выяснилось, банально были плохо затянуты тросы тормоза. И хорошо, что это выяснилось во время техосмотра, а не при эксплуатации авто. 


— Вот теперь все в полном порядке. Вы прошли техосмотр, — выносит вердикт Дмитрий Адамович. 

Спустя пять минут получил заветное разрешение на допуск к участию в дорожном движении транспортного средства с отметкой о прохождении техосмотра. В следующий раз пройти процедуру необходимо будет через год. 

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ 

Начальник филиала УП «Белтехосмотр» в Минске Михаил ВАЩИЛО:


— Отмечу, что номенклатура проверяемых систем, механизмов и узлов транспортных средств, состояние которых оценивается путем проведения контрольно-диагностических работ, кардинально не изменилась. Как и ранее, оценку соответствия установленным требованиям проходят тормозные системы, рулевое управление, внешние световые приборы, элементы транспортного средства, обеспечивающие обзорность, колеса и шины, элементы комплектации, двигатель и его системы, электрооборудование, ходовая часть, а также наличие изменений в конструкцию транспортных средств. Вместе с тем если рассматривать транспортное средство с позиции подвергаемых контролю систем безопасности, то прослеживается очевидное ужесточение требований, предъявляемых в отношении тормозных систем и внешних световых приборов. Что касается пленочных покрытий, наносимых на поверхность стеклового материала, все остается так, как и было ранее. Наличие на стеклах транспортного средства пленки или иных покрытий запрещается. В прошлом осталась проверка диагностическими станциями наличия на транспортном средстве внешне видимых наклеек, кроме находящихся на стекле, рекламы, кроме транспортных средств специальных служб оперативного назначения. В целом применение новых требований в области проведения государственного технического осмотра необходимо рассматривать как определенную сбалансированную структуру между ужесточением показателей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, и исключением контрольных признаков, не оказывающих на рассматриваемое состояние транспортного средства никакого влияния. Если раньше при прохождении гостехосмотра в сертификате на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении указывался только месяц, то теперь ставится конкретная дата, до которой действителен этот документ. Частота прохождения техосмотра зависит от типа автомобиля, года выпуска, а также назначения. Раз в полгода должны проходить техосмотр легковые автомобили, автобусы и другие транспортные средства, которые используются для перевозок пассажиров. Раз в год — легковушки, выпущенные десять и более лет назад, а также грузовики, автомобили-тягачи и седельные тягачи, специальные легковые авто.


КСТАТИ

В Беларуси контроль наличия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении производится в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи (аналогично контролю скоростного режима). В соответствии с ч. 4 ст. 18.11 КоАП управление транспортом без допуска к участию в дорожном движении влечет штраф для физического лица до 3 базовых величин. Действия, совершенные повторно в течение года после административного взыскания за такие же нарушения, влекут штраф от 2 до 5 базовых величин. В отношении индивидуального предпринимателя или юридического лица предусмотрен штраф до 10 базовых величин. 


sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter