Сколько должны стоить коммунальные услуги.
Экономическое становление независимой Беларуси проходило непросто, но благодаря директивной воле государства были решены многие задачи, оказавшиеся не под силу иным постсоветским странам. Мы сумели выжить и стать на ноги, избежав кровавых войн, внутренних беспорядков и укрепив братские связи с Россией. Удалось сохранить промышленность и сельское хозяйство без шоковых реформ с их массовой безработицей и грабительской приватизацией. Экономика плавно преобразовалась в многоукладную (56 процентов населения занято в частном секторе) и многовекторную (основные партнеры — Россия и Евросоюз, ширится торговля со всеми континентами). Сохранен как демографический, так и человеческий потенциал, по уровню развития которого Беларусь давно занимает первое место в СНГ. Уровень социальной справедливости стал предметом доброй зависти соседей. Всемирный банк поместил Беларусь в десятку стран мира с наименьшим имущественным расслоением общества (индекс Джини), а по уровню медианного (наиболее часто встречающегося) дохода на душу населения занимает четвертое место в Восточной Европе.
Но эти результаты — лишь базовый минимум, на который можно опереться для серьезного рывка в будущее, необходимого для преодоления мирового экономического кризиса и выхода на передовые позиции в новом технологическом укладе. Для совершения такого прорыва уже недостаточно возможностей прежнего директивного управления. Впереди — большая работа общества на принципах самоответственности, когда каждый гражданин сознательно принимает на себя часть функций по созданию будущего для себя, своей семьи и всей страны. Заканчивается время “винтиков”, сидящих сложа руки в ожидании, пока государство за них все продумает и решит. Только ответственные люди могут рассчитывать на достойное место в обществе будущего. А начинается эта ответственность с организации пространства вокруг себя, со своего дома и двора, то есть с жилищно-коммунальной сферы. Эта тема многие годы оставалась на периферии общественного внимания, но настала пора навести порядок и в этом непростом механизме.
Ключевой проблемой ЖКХ остается перекрестное субсидирование: население компенсирует лишь 25 процентов жилищно-коммунальных затрат, а все остальное доплачивают белорусские предприятия посредством налогов и дальнейшего перераспределения бюджетных средств. Такая мера была необходимой в прежние времена. Она эффективно смягчила для населения шок от нескольких кризисных волн, накатывавшихся извне: от распада СССР в 1991 году, российского дефолта 1998 года, нынешнего глобального кризиса. Корпоративный сектор принял на себя большую часть социальной ответственности, обеспечив белорусам тепло и свет в их домах. Но объем дотаций уже становится неподъемным для государственного и частного бизнеса. В том числе и по этой причине рост белорусской экономики в последние годы существенно замедлился, составив в прошлом году всего 0,9 процента.
Так что уровень дотаций в сферу жилищно-коммунального хозяйства неизбежно придется сокращать. Пора и гражданам принять на себя справедливую часть этой нагрузки и ответственности. Это повысит общую монетизацию экономики за счет выравнивания паритета покупательской способности белорусского рубля с валютами соседних государств: в целом люди будут больше платить живых денег за услуги и соответственно больше получать на руки.
Сейчас белорусы часть своих доходов получают “натурой” — в виде искусственно удешевленных услуг ЖКХ, стоимость которых весьма незначительно зависит от площади и места расположения жилья. Справедливая и дифференцированная цена на эти услуги способствовала бы тому, чтобы люди стали больше задумываться о том, какое жилье им больше подходит, и получили больше вариантов выбора для расходования своих средств.
Еще одной проблемой является заниженная доля платежей за услуги ЖКХ. Не секрет, что в соседних странах стоимость жировок выше в разы, составляя в бюджете домохозяйств 20—30 процентов общих расходов. У белорусских же граждан затраты на ЖКХ обычно не достигают и десяти процентов семейного бюджета.
Из-за несущественности сумм белорусы нередко перестают вникать в подробности выставляемых им счетов за жилищно-коммунальные услуги. Тем самым теряется важнейший элемент управления коммунальной сферой — контроль за ценой и качеством сервиса со стороны граждан. Эта бесконтрольность усугубляется тем, что предприятия ЖКХ не слишком беспокоятся о себестоимости собственных услуг, ибо твердо знают, что госбюджет все равно покроет все их затраты. Такая система усложняет и делает непрозрачным ценообразование в жилищно-коммунальном хозяйстве, создавая благодатную почву для коррупционных схем и манипуляций с себестоимостью.
Кроме того, в сфере ЖКХ практически отсутствует конкуренция. Любое частное предприятие неминуемо обанкротилось бы, если бы попробовало работать по ценам государственных жилищно-коммунальных служб, живущих в основном за счет господдержки. Появление альтернативных поставщиков услуг с равными условиями работы оздоровило бы весь сектор, заставляя предприятия повышать качество сервиса и снижать цены для конечного потребителя. За государством остались бы функции регулятора верхнего уровня, а также адресной финансовой поддержки граждан, которые в ней действительно нуждаются.
Александр СИНКЕВИЧ, экономический обозреватель