На принципах справедливости

Сколько должны стоить коммунальные услуги.

Сколько должны стоить коммунальные услуги.

Экономическое становление независимой Беларуси проходило непросто, но благодаря директивной воле государства были решены многие задачи, оказавшиеся не под силу иным постсоветским странам. Мы сумели выжить и стать на ноги, избежав кровавых войн, внутренних беспорядков и укрепив братские связи с Россией. Удалось сохранить промышленность и сельское хозяйство без шоковых реформ с их массовой безработицей и грабительской приватизацией. Экономика плавно преобразовалась в многоукладную (56 процентов населения занято в частном секторе) и многовекторную (основные партнеры — Россия и Евросоюз, ширится торговля со всеми континентами). Сохранен как демографический, так и человеческий потенциал, по уровню развития которого Беларусь давно занимает первое место в СНГ. Уровень социальной справедливости стал предметом доброй зависти соседей. Всемирный банк поместил Беларусь в десятку стран мира с наименьшим имущественным расслоением общества (индекс Джини), а по уровню медианного (наиболее часто встречающегося) дохода на душу населения занимает четвертое место в Восточной Европе.
Но эти результаты — лишь базовый минимум, на который можно опереться для серьезного рывка в будущее, необходимого для преодоления мирового экономического кризиса и выхода на передовые позиции в новом технологическом укладе. Для совершения такого прорыва уже недостаточно возможностей прежнего директивного управления. Впереди — большая работа общества на принципах самоответственности, когда каждый гражданин сознательно принимает на себя часть функций по созданию будущего для себя, своей семьи и всей страны. Заканчивается время “винтиков”, сидящих сложа руки в ожидании, пока государство за них все продумает и решит. Только ответственные люди могут рассчитывать на достойное место в обществе будущего. А начинается эта ответственность с организации пространства вокруг себя, со своего дома и двора, то есть с жилищно-коммунальной сферы. Эта тема многие годы оставалась на периферии общественного внимания, но настала пора навести порядок и в этом непростом механизме.
Ключевой проблемой ЖКХ остается перекрестное субсидирование: население компенсирует лишь 25 процентов жилищно-коммунальных  затрат, а все остальное доплачивают белорусские предприятия посредством налогов и дальнейшего перераспределения бюджетных средств. Такая мера была необходимой в прежние времена. Она эффективно смягчила для населения шок от нескольких кризисных волн, накатывавшихся извне: от распада СССР в 1991 году, российского дефолта 1998 года, нынешнего глобального кризиса. Корпоративный сектор принял на себя большую часть социальной ответственности, обеспечив белорусам тепло и свет в их домах. Но объем дотаций уже становится неподъемным для государственного и частного бизнеса. В том числе и по этой причине рост белорусской экономики в последние годы существенно замедлился, составив в прошлом году всего 0,9 процента.
Так что уровень дотаций в сферу жилищно-коммунального хозяйства неизбежно придется сокращать. Пора и гражданам принять на себя справедливую часть этой нагрузки и ответственности. Это повысит общую монетизацию  экономики за счет выравнивания паритета покупательской способности белорусского рубля с валютами соседних государств: в целом люди будут больше платить живых денег за услуги и соответственно больше получать на руки.
Сейчас белорусы часть своих доходов получают “натурой” — в виде искусственно удешевленных услуг ЖКХ, стоимость которых весьма незначительно зависит от площади и места расположения жилья.  Справедливая и дифференцированная цена на эти услуги способствовала бы тому, чтобы люди стали больше задумываться о том, какое жилье им больше подходит, и получили больше вариантов выбора для  расходования своих средств.
Еще одной проблемой является заниженная доля платежей за услуги ЖКХ. Не секрет, что в соседних странах стоимость жировок выше в разы, составляя в бюджете домохозяйств 20—30 процентов общих расходов. У белорусских же граждан затраты на ЖКХ обычно не достигают и десяти процентов семейного бюджета.
Из-за несущественности сумм белорусы нередко перестают вникать в подробности выставляемых им счетов за жилищно-коммунальные услуги. Тем самым теряется важнейший элемент управления коммунальной сферой — контроль за ценой и качеством сервиса со стороны граждан. Эта бесконтрольность усугубляется тем, что предприятия ЖКХ не слишком беспокоятся о себестоимости собственных услуг, ибо твердо знают, что госбюджет все равно покроет все их затраты. Такая система усложняет и делает непрозрачным ценообразование в жилищно-коммунальном хозяйстве, создавая благодатную почву для коррупционных схем и манипуляций с себестоимостью.
Кроме того, в сфере ЖКХ практически отсутствует конкуренция. Любое частное предприятие неминуемо обанкротилось бы, если бы попробовало работать по ценам государственных жилищно-коммунальных служб, живущих в основном за счет господдержки. Появление альтернативных поставщиков услуг с равными условиями работы оздоровило бы весь сектор, заставляя предприятия повышать качество сервиса и снижать цены для конечного потребителя. За государством остались бы функции регулятора верхнего уровня, а также адресной финансовой поддержки граждан, которые в ней действительно нуждаются.

Александр СИНКЕВИЧ, экономический обозреватель

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter