На принципах социального партнерства

Достойная заработная плата, создание новых рабочих мест, защита интересов трудящихся – приоритеты, которые определили для себя участники международного российско-белорусского семинара профсоюзных работников потребительской кооперации

Достойная заработная плата, создание новых рабочих мест, защита интересов трудящихся – приоритеты, которые определили для себя участники международного российско-белорусского семинара профсоюзных работников потребительской кооперации 

На постсоветском пространстве такое широкомасштабное  мероприятие проводилось впервые. Инициировали его Белорусский профсоюз работников потребкооперации и Российский профсоюз работников потребкооперации и предпринимательства. Об искренней заинтересованности партнеров из сопредельного государства к установлению тесного сотрудничества в социальной сфере можно судить хотя бы по тому, что в Смоленске, где стартовал семинар, были представлены профсоюзные организации потребкооперации практически всех ведущих регионов Российской Федерации. Не менее представительной была и делегация Белорусского профсоюза работников потребительской кооперации, которую возглавлял председатель Республиканского комитета Михаил Улезло. 

Смоленщина не случайно была выбрана местом проведения семинара. Она давно уже получила неофициальный статус сердца России. Даже карта области напоминает главный жизненно важный орган человека. На этот момент обратил внимание председатель совета Смоленского облпотребсоюза Виктор Акимов. Была и другая причина, чтобы собраться вместе в Смоленске: именно в древнем городе русской славы была провозглашена девяносто лет назад государственность Беларуси, а сегодня со Смоленщиной самая большая протяженность границы между нашими странами. Впрочем, по общему мнению участников семинара, границу можно считать в определенной мере условной, поскольку никакие кордоны не смогут стать помехой для дружбы между россиянами и белорусами. Пример такого взаимовыгодного сотрудничества, которое выходит далеко за рамки чисто деловых контактов, показывают, в том числе и работники потребительской кооперации. Особенно успешно развивается оно между смолянами и их коллегами из соседних Витебской и Могилевской областей. «Не политические аспекты, а взаимоотношение между людьми является для нас основополагающим фактором», — подчеркнул Виктор Акимов. 

Единство, солидарность, справедливость – девиз Российского профсоюза работников потребкооперации и предпринимательства. Сегодня в нем объединены около трехсот тысяч работников отрасли в шестидесяти регионах Российской Федерации. Хотя позади большой и славный исторический путь, но современный этап начался фактически в 1992 году, когда была восстановлена самостоятельность профсоюзного движения в потребительской кооперации, что явилось закономерным процессом, связанным с развивающимися рыночными отношениями. По словам председателя Российского профсоюза работников потребкооперации и предпринимательства Михаила Субботина, понадобилось пятнадцать лет, чтобы добиться от правительства доведения заработной платы до уровня прожиточного минимума. В этом он видит главное достижение российских профсоюзов, в том числе  работников потребкооперации и предпринимательства. 

Вопросы отстаивания интересов трудящихся на принципах социального партнерства с нанимателями и впредь будут оставаться определяющими в повседневной работе отраслевого профсоюза. О некоторых ее аспектах поведала участникам семинара председатель Смоленской областной профсоюзной организации Тамара Зайцева. В состав обкома профсоюза входят сейчас тридцать четыре первичные профсоюзные организации, объединяющие около 6,5 тысячи человек – 97,4 процента от общего количества работников облпотребсоюза. Лозунг профсоюза «За достойную жизнь!» успешно реализуется на практике, находит отклик в сердцах и умах людей. Еще в 1996 году, к примеру, в Краснинском райпо был создан фонд социальной защиты, и 74 пенсионера получают из него дополнительные пенсии. В ряде потребительских обществ принято решение о доплате ежемесячно к трудовым пенсиям от 200 до 500 рублей. Не осталась за бортом, образно говоря, и молодежь. Широкое распространение в кооперативных организациях получили, в частности, добровольные займы, когда молодой работник вкладывает определенную сумму денег, а в конце года получает примерно в два раза больше. Дело в том, что займы оформляются под 96,6 процента годовых — даже выше, чем по банковским депозитам. Неудивительно, что они пользуются большой популярностью у молодежи. Реализация молодежной политики координируется комитетом из девяти человек, который создан при Смоленском облпотребсоюзе. 

Впрочем, деятельность областной профсоюзной организации не ограничивается только этими вопросами, она обширна и многогранна, затрагивает практически все аспекты жизни трудовых коллективов. Действуя в одной связке с работодателями, отраслевой профсоюз способствует укреплению финансово-экономического положения кооперативных субъектов хозяйствования. Так, уровень рентабельности в первом квартале нынешнего года составил по облпотребсоюзу 5,3 процента, что выше среднеобластного показателя. Положительный финансовый результат обеспечен во всех входящих в состав областного потребительского союза структурных подразделениях. И это несмотря на то, что кооператоры обслуживают, как и в Беларуси, в основном сельское население с достаточно скромными по нынешним меркам доходами. Такой подход позволяет с определенным оптимизмом смотреть в будущее. Акцент в работе сделан в первую очередь на развитие высокодоходных производств, торговых сетей, куда направляются солидные капиталовложения. Причем, заметьте, смоленские кооператоры предпочитают обходиться в основном собственными средствами, лишь изредка прибегая к банковским кредитам. 

— Мы ни от кого не ожидаем помощи, — констатировал Виктор Акимов. – Настаиваем только на компенсации администрацией области транспортных расходов по доставке товаров в малонаселенные пункты. По нашим расчетам, примерно 30 миллионов рублей в год. 

Между прочим, Смоленский и соседний Псковский облпотребсоюзы – единственные в системе потребительской кооперации Российской Федерации, которые работают рентабельно. Поэтому, думается, вполне закономерно, что Виктор Акимов удостоен почетного звания заслуженный работник торговли. 

В эффективности подходов, которые стали определяющими в Смоленском облпотребсоюзе, участники семинара смогли убедиться во время ознакомления с работой объектов потребкооперации в Велижском районе, который, по выражению Виктора Акимова, считается тупиковым в области. Там нет железной дороги, расстояние от областного центра составляет 130 километров и 93 километра – от автомобильной трассы. Тем не менее по многим параметрам здешнее райпо занимает лидирующие позиции, а его руководитель Галина Клименко стала на Смоленщине лучшим директором 2007 года. Должен заметить, награда заслуженная. Потребительская кооперация представлена в районе 44 розничными торговыми предприятиями и 2 автомагазинами. Зона обслуживания – 110 населенных пунктов, где проживают 8 тысяч человек. Стабильно развиваются все отрасли кооперативной деятельности, что позволило получить в первом квартале свыше 2,1 миллиона российских рублей прибыли. Еще один важный показатель — обеспеченность собственными оборотными средствами (59,44 процента). За пять месяцев на приобретение торгово-технологического оборудования направлено более 1 миллиона рублей и 600 тысяч – на текущие ремонты и модернизацию кооперативных объектов. 

В райцентре, например, в стадии завершения строительство нового магазина да и действующие предприятия торговли в последнее время заметно преобразились. Два месяца назад после реконструкции был переведен на метод самооб-служивания магазин «Продукты» в Велиже. Местное население, правда, с осторожностью отнеслось к нововведению, и товарооборот вырос незначительно, составляет немногим более одного миллиона рублей. Тем не менее, отметила Галина Клименко, кооператоры намерены активно внедрять прогрессивные методы торговли, что позволит успешно конкурировать с коммерческими структурами и сохранить занятую нишу на местном рынке товаров и услуг. К слову сказать, удельный вес потребкооперации в районе – 51 процент, несмотря на жесткий прессинг со стороны предпринимателей. 

В магазине «Хозтовары», не скрою, приятно было увидеть в продаже белорусские телевизоры «Горизонт» и «Витязь», холодильники с маркой «Атлант». Заведующая магазином Раиса Семенова с удовлетворением отметила, что наши изделия пользуются устойчивым спросом у российских покупателей, потому что отличаются отменным качеством и конкурентоспособны по сравнению с другими аналогичными моделями по ценовому фактору. Сервисное обслуживание, кстати, тоже, как говорится, на уровне. В результате среднемесячный товарооборот в «Хозтоварах» уже превысил 1,4 миллиона российских рублей. 

Под впечатлением остались участники семинара и после ознакомления с работой кооперативного аптечного пункта в райцентре. В Белкоопсоюзе пока что нет подобных объектов, хотя дело это во всех отношениях выгодное. Здесь продают только готовые лекарственные препараты, оборачиваемость которых не превышает 23 дня. О фальсификации речи не идет, поскольку поставщики надежные и не было случая, чтобы подвели. В аптечном пункте работают два человека, фармацевты по образованию. Выручка составляет около 500 тысяч рублей в месяц, уровень рентабельности – 7–8 процентов. По словам начальника торгового управления Смоленского облпотребсоюза Валентины Мироновой, кооперативные аптечные пункты имеются в каждом из двадцати пяти районов области, а в некоторых из них даже по нескольку. Их совокупный среднемесячный товарооборот превышает 6 миллионов российских рублей. На популярность таких объектов работает, на мой взгляд, удачно подобранный бренд «Ваша аптека», который уже сам по себе является визитной карточкой потребкооперации. 

Велижский район сейчас на подъеме, ускоренными темпами развивается его экономика, появляются новые промышленные предприятия, инвестиции направляются в наиболее доходные отрасли и производства. Люди стали больше зарабатывать и, как следствие, больше покупать. Райпо, образно говоря, держит руку на пульсе, предлагая населению широкий ассортимент промышленных и продовольственных товаров, разнообразный спектр оказываемых услуг. Заботятся здесь и о своих работниках, во многом, замечу, благодаря активной позиции  профсоюзной организации. В коллективном договоре, например, предусмотрены дополнительные отпуска, материальная помощь, в случае необходимости работникам бесплатно предоставляется транспорт, беспроцентный кредит на бытовые нужды сроком от двух до шести месяцев. Заработная плата продавцов и рабочих хлебозавода выше среднеобластной и составляет 1,8 к величине прожиточного минимума, который равен 4600 российских рублей. Поэтому логичным представляется тот факт, что все работники райпо поголовно являются членами отраслевого профсоюза. 

— Люди уверены в завтрашнем дне, — подчеркнула Галина Клименко, — и это сегодня, пожалуй, самое главное наше достижение. 

Обстоятельный разговор о путях совершенствования профсоюзной деятельности, усилении ее социальной составляющей состоялся в администрации Велижского района. Своими мыслями по этому поводу с участниками семинара поделились председатель Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников потребительской кооперации Михаил Улезло, главный специалист Республиканского комитета Александр Горунович, руководители профсоюзных кооперативных организаций из Перми, Твери, Краснодара, других российских регионов. Общее мнение – профсоюзам обеих стран надо объединить свои усилия по отстаиванию интересов трудящихся, действовать в едином русле, принимать согласованные решения, направленные на повышение авторитета профсоюзных организаций. Среди приоритетов – достойная заработная плата, создание новых рабочих мест, улучшение условий труда, забота о пенсионерах и молодежи, укрепление трудовой и исполнительской дисциплины. Но чтобы эти и другие планы были реализованы на практике, надо чаще общаться, обмениваться опытом. Первой ласточкой такого плодотворного сотрудничества и стал международный российско-белорусский профсоюзный семинар работников потребительской кооперации, который затем продолжил свою работу на территории Республики Беларусь.        

Уже первая  после пересечения российско-белорусской границы остановка, возле объекта придорожного сервиса Дубровенского райпо кафе «Пилигрим», стала приятным сюрпризом для наших гостей из сопредельного государства. Хлебом-солью, задушевными белорусскими песнями встречали участников семинара гостеприимные хозяева. Да и само кафе, которое недавно было сдано в эксплуатацию после реконструкции, выше всяких похвал. Впрочем, как и в целом Дубровенское райпо, которое стабильно развивается. Подтверждение тому – высокий удельный вес потребительской кооперации в районе, который составляет 70 процентов. 

Затем по пути следования участников семинара были Шкловский и Белыничский районы Могилевской области, Логойский – на Минщине. И везде их принимали радушно, с открытым сердцем, да по-иному и быть не могло, ведь наша многовековая дружба скреплена кровью в годину военного лихолетья и других тяжелых испытаний. У нас общая доля и общая судьба — и так, уверен, будет всегда. Тем более приятно, что предприятия потребительской кооперации республики, на которых побывали участники семинара, отвечали всем современным требованиям и, судя по отзывам россиян, никого не оставили равнодушными. Причем, заметьте, о показухе не было и речи, это тот уровень, который стал повседневной действительностью в отечественной потребкооперации. Об этом со всей определенностью сказал во время встречи в Белкоопсоюзе лидер белорусских кооператоров Владимир Кулешов. 

— Да, государство оказывает помощь, но и конкуренция очень жесткая, — подчеркнул Владимир Викторович. – Ведь в зоне действия потребкооперации работают двести тысяч индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на право осуществления торговой деятельности. Наряду с этим начали активно развиваться торговые сети. Тем не менее на протяжении ряда лет Белкоопсоюз прирастает ежегодно в среднем на 15 процентов в объемах деятельности в сопоставимых ценах. В результате уже преодолена, используя экономическую терминологию, точка убыточности кооперативных организаций. 

Только в минувшем году было вложено в основной капитал инвестиций около 80 миллионов долларов, Белкоопсоюз вошел в десятку самых крупных инвесторов республики. Приобретено и установлено свыше 50 тысяч единиц холодильного оборудования, что позволило значительно расширить ассортимент товаров. Успешно развиваются все без исключения отрасли кооперативной деятельности, ежегодно 7,5 миллиона долларов отчисляется на содержание кооперативных учреждений образования. Это осознанная политика, поскольку кадры – будущее потребкооперации. Вместе с Республиканским комитетом отраслевого профсоюза вплотную занялись вопросами заработной платы работников потребкооперации. И начали с представителей ведущей отрасли торговли – продавцов. У многих из них среднемесячная зарплата уже превысила 500 долларов, что позволило сгладить остроту проблемы с нехваткой специалистов самой массовой и востребованной профессии. 

Владимир Кулешов подробно рассказал участникам семинара о принимаемых мерах по повышению эффективности работы всех кооперативных отраслей и в целом системы потребительской кооперации. Результат такого подхода – около 20 миллионов долларов чистой прибыли, которую получили в минувшем году. Между прочим, это на 2 миллиона долларов больше, чем в предыдущем году. Но очень важно, на мой взгляд, что и нынче сохраняется положительная динамика. 

— Имеются, конечно, и проблемы, — не скрывал Владимир Кулешов. — Мы их видим и знаем, как решать. 

Владимир Владимирович отметил, что в Белкоопсоюзе отслеживают складывающуюся ситуацию в потребительской кооперации России и стремятся перенимать все лучшее, передовое. 

Получив, что называется, исчерпывающую информацию от лидера белорусских кооператоров, участники семинара направились после этого на встречу с председателем Федерации профсоюзов Беларуси Леонидом Козиком. Для руководителей российских и белорусских профсоюзных организаций потребительской кооперации она была полезной во всех отношениях. Ведь профсоюзы в не столь отдаленные времена не зря считались школой управления и хозяйствования. Пора, как говорится, возвращаться на круги своя, и в Беларуси в этом отношении делается все возможное, в том числе благодаря поддержке главы государства. Поэтому, не сомневаюсь, по возвращении домой, в российские регионы, руководители профсоюзных организаций потребкооперации применят на практике многое из того, что почерпнули на семинаре. И в этом, на мой взгляд, главный его итог. Смею предположить, что сотрудничество профсоюзов потребкооперации наших стран получит в дальнейшем мощный импульс в развитии. К обоюдной пользе… 

Участники семинара приняли Обращение к членам, работникам и активистам профсоюзов, руководителям организаций и предприятий потребкооперации, которое будет опубликовано в ближайшем номере «ВП». 

Минск – Смоленск – Велиж – Дубровно – Шклов – Белыничи – Логойск – Минск 

На снимке: участники семинара на Соборной горе у древних стен русской святыни – Успенского собора в Смоленске.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter