На пороге

Фатима всегда мечтала о большой семье...

Фатима всегда мечтала о большой семье. Чтобы как у родителей: 8 сыновей и дочек, куча дядек и теток, племянников и племянниц. Но сейчас рада уже тому, что имеет возможность спокойно растить свою единственную дочь. 10–месячная кроха со смоляными кудряшками и глазами цвета переспелой вишни — «ребенок из пробирки». Чудо, которое Фатима ждала почти 20 лет. И которое стоило ей мечты о многочисленной семье, отчего дома, даже родины...


Фатима с мужем и дочерью — беженцы из Турции. Принято считать, что сорвать человека с насиженного места, прогнать с родной земли может только огромная беда: война, разруха. На самом деле мотивов не счесть. Для Фатимы, например, это категорическое неприятие земляками ее «другого» ребенка, страх за его будущее. Зато все без исключения беженцы ищут на чужбине одно и то же, чего так не доставало им дома: покоя, стабильности.


— Но как бы то ни было, начинать жизнь с нуля всегда тяжело, — говорит заместитель генерального секретаря Белорусского общества Красного Креста по делам молодежи Инна Лемешевская. — Вдвойне тяжело, если приходится это делать на чужбине, где банальное незнание языка само по себе создает огромные трудности. Белорусское общество Красного Креста работает с беженцами с 1996 года и как раз выполняет роль переводчика, посредника между человеком и государственными структурами. Если, допустим, система МВД дает разрешение жить в Беларуси, то мы всячески помогаем создать комфортные для этой жизни условия.


У комфорта составляющих не так уж и много: жилье и работа. С жильем дела обстоят более–менее сносно. Для беженцев работают 4 пункта временного размещения, 2 из них — в Витебске и Гомеле — рассчитаны на долгосрочное пребывание. И хотя нередки случаи, когда иностранцы, ищущие убежища, в состоянии сами платить за жилье и обеспечивать семью, Инна Лемешевская уверена: подобный пункт просто необходим в Минске. Сюда в большинстве своем направляются мигранты: здесь больше возможностей устроиться, но и жизнь стоит дороже.


— Те люди, которые обращаются за помощью к нам, как правило, не имеют ничего за душой. Муж работает на рынке продавцом, жена присматривает за детьми. Одной зарплаты недостаточно, чтобы содержать семью, в которой трое–четверо детей, — рассуждает Инна Ивановна. — Поэтому, помимо выделения материальной помощи, мы нацеливаем своих подопечных: необходимо легализоваться в стране, получить статус беженца, а значит, иметь равные права с гражданами Беларуси. Для этого у нас работает консультативная юридическая и психологическая службы. Согласитесь, правовая и моральная поддержка человеку, оказавшемуся «на чужой территории», неоценима. Мы можем помочь беженцу стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, зарегистрироваться в службе занятости, бесплатно получить медицинскую помощь... Но для начала нужно подать ходатайство о получении статуса беженца. Это единственное, что ему придется сделать самостоятельно.


— Легальное нахождение в стране открывает перед беженцем главную дверь к благополучию — трудоустройству, — поддерживает тему разговора генеральный секретарь Белорусского общества Красного Креста Виктор Колбанов. — Раньше иностранцы, осевшие в Беларуси, часто пытались выкрутиться сами, зарабатывали кто как мог: варили плов, готовили свои национальные блюда и продавали на улицах, подрабатывали продавцами на рынках... Но эта работа не давала заработать, к тому же ничего не гарантировала в будущем. Сейчас, уверен, не без нашего участия, ситуацию удалось переломить. Люди, ищущие убежища в нашей стране, понимают: легальная работа — это социальный пакет, это пенсия в будущем, это страхование, возможность взять кредит, вступить в ЖСК. К счастью, таких примеров теперь немало.


Да и сами иностранцы стали более избирательно подходить к выбору рабочего места. Должность продавца на рынке устраивает далеко не всех: среди беженцев большинство имеют высшее образование и вполне престижные профессии учителя, врача, инженера, военного. Для таких БОКК организует курсы по переподготовке, совместно со специалистами служб занятости устраивает ярмарки вакансий, ведет переговоры по трудоустройству с руководителями предприятий. И тогда бывшие инженеры с удовольствием становятся парикмахерами, военные — поварами, учителя находят работу по специальности...


Стоит добавить, что этот проект помощи беженцам, проводимый Белорусским обществом Красного Креста совместно с Управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев, имеет гораздо более широкий круг опекаемых: поддержка оказывается и мигрантам, задержанным на границе или внутри страны, и тем, кто только ищет убежища. Были случаи, припомнила Инна Лемешевская, когда приходилось выступать с ходатайством перед департаментом по гражданству и миграции МВД, отклонившим просьбу иностранца о признании его беженцем. Человек не бежал от войны или последствий природного катаклизма. Но у него было заболевание, которое на его родине не лечится. Зато нашим медикам с ним справиться по силам. В конечном итоге горемыка получал временный статус беженца по гуманитарным мотивам и спустя год здоровый и счастливый возвращался на родину.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Начальник отдела по вопросам беженцев и убежища департамента по гражданству и миграции МВД Татьяна Тумашик:


— За 13 лет, с тех пор как в стране действует процедура признания беженцем, в органы по гражданству и миграции обратилось около 3,5 тысячи человек. Убежища в Беларуси просили жители 48 стран мира. Однако признаны беженцами, а соответственно приравнены в правах к гражданам Беларуси 819 человек из 18 стран мира. На начало года на учете в органах по гражданству и миграции состояли 592 человека, 137 из которых — дети до 17 лет включительно. Более 70 процентов признанных беженцами — представители Афганистана. Есть также бывшие жители Грузии, Таджикистана, Ирана, Ирака, Либерии, Эфиопии, Палестины... Более 100 человек уже получили белорусское гражданство.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter