На пороге общероссийской аварии

Изношенность основных фондов в российской экономике, по последним данным, превысила критическую планку в 65 процентов. Это может угрожать техногенной катастрофой едва ли не всей стране.

Независимые эксперты давно пытаются довести до сведения властей, что техногенные риски растут быстро. Наиболее изношены фонды промышленности, транспорта, в том числе трубопроводного, энергетики, сельского и лесного хозяйства – в среднем на 75 процентов. По экспертным прогнозам, через восемь, самое большее – через 10 лет серия аварий едва ли не во всех отраслях российской экономики может чуть ли не полностью их  парализовать. В том числе поставив под угрозу возможность роста экспорта газа и нефти, обеспечивающего минимум 60 процентов ежегодных доходов страны.
Как справедливо считает доктор экономических наук Игорь Авдеев, участник Экспертного совета при правительстве РФ по промышленной политике, «за последние 20 лет в стране не создано ни одного крупного  производственного объекта, а модернизировано только 15 процентов экономических мощностей, давно  нуждающихся в реконструкции. Например, вагонный парк железных дорог страны минимум на 80 процентов состоит из «модернизируемых», точнее – латаемых каждый год вагонов, поставленных еще  из ГДР. А о рельсах и говорить не приходится: их обновление, по имеющимся данным, не проводилось в масштабе РСФСР–России с 1980-х годов!». Такая ситуация, по мнению ученого, чревата остановкой экономики, «…и хорошо, если не в результате одновременных, крупных и повсеместных техногенных аварий».
А чему удивляться, если  главной задачей российских производственных отраслей со второй половины 1980-х годов было наращивать экспорт, чтобы как-то выживать? Чтобы хоть частично покрывать постоянно растущие расходы, государство фактически устранилось от капиталовложений в отечественное производство, а Запад если и «вкладывается» в Россию, то в основном на  финансовом рынке. То есть в биржевые спекуляции. Да еще в строительство экспортных трубопроводов, перекачивающих сырье из России…
Создание новых и реконструкция действующих основных фондов в 1940–1950-х годах соотносятся с уровнем этого показателя за последние 20 лет в пропорции, подчеркнем, двадцать пять к одному! Другими словами, в сильно пострадавшем от войны СССР на обновление производства тратилось в 25 раз больше, чем сегодня. Когда бюджеты ломятся от нефтедолларов!
Зато рекордная дешевизна российской рабочей силы и низкая стоимость земель в РФ позволяют сегодня западным корпорациям создавать, например,  автосборочные предприятия, которые быстро «добивают» и без того пребывающий в кризисе российский автопром.
То  же  и  в пищевой промышленности: создаются сугубо иностранные предприятия, работающие преимущественно на импортном и одновременно «сверхдешевом» – порошковом и схожем сырье, что, естественно,  усугубляет кризисное положение в большинстве отраслей российского сельского  хозяйства.
С другой стороны, по данным Росстата РФ, темпы роста продовольственного и агросырьевого импорта в России в последние 14 месяцев оказались самыми высокими за последние 10 лет. А такой импорт, можно сказать, обессмысливает реконструкцию действующих и создание новых производственных фондов в сельском хозяйстве, пищевой промышленности и в ряде отраслей текстильной промышленности.
Словом, реальная экономическая ситуация в стране, особенно в ее производственных отраслях, чревата долговременным кризисом с очевидными социально-политическими последствиями. И абсолютно прав  И. Авдеев:  «проедание» производственных мощностей 1930–1970-х годов достигло критической черты, критически опасной и для жизни людей. И очень скоро закончится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter