На пороге коренных изменений.

Автопром России имеет значительный потенциал для дальнейшего развития.

Автопром России имеет значительный потенциал для дальнейшего развития.

Ситуацию в российской автомобильной промышленности можно охарактеризовать как неоднозначную. С одной стороны, происходит бурный рост рынка, вызванный развитием потребительского кредитования. С другой – сокращается доля отечественных производителей на автомобильном рынке при одновременном усилении конкуренции со стороны западных брендов.

В Российской Федерации с 2005 года для привлечения инвестиций иностранных автопроизводителей был введен режим «промышленной сборки». После этого в России было открыто несколько десятков автомобильных заводов, выпускающих автомобили под марками известных западных производителей, среди которых Volkswagen, Skoda, BMW, Ford, Renault, Toyota, Chevrolet, автомобильный альянс Peugeot-Citroen-Mitsubishi, Nissan, Opel, Kia, Volvo Truck, FIAT и др.

И это дало позитивный результат.

В 2010 году доля машин, произведенных в России, более чем вдвое превысила объем продаж импортных (67,7% – российское производство, 32,3% – импорт). В 2011 году такая же позиция сохраняется. Ожидается, что вклад России в мировой рост автопроизводства в период с 2010 по 2017 год составит около 7 процентов (больше только Китай – 34%, Индия – 13% и США – 11%). К 2016 году производство легковых автомобилей в России может превысить 3 млн штук. В то же время стоит отметить, что рыночная доля российских брендов постепенно снижается.

По данным «Прайсуотерхаускуперс» в России (Pricewater-houseCoopers; PwC) – крупнейшей в мире международной сети компаний, предлагающих профессиональные услуги в области консалтинга и аудита, за первые 6 месяцев 2011 года Россия опередила крупнейшие автомобильные рынки мира, продемонстрировав самый большой рост продаж в сегменте новых легковых автомобилей (57% – в количественном и 85% – в денежном выражении). Доля иностранных автомобилей, произведенных в России, неуклонно росла в количественном выражении с 2002 года и достигла 38 процентов в первом полугодии 2011 года. Позитивная динамика связана с такими факторами, как программы утилизации и субсидирования кредитов, доступное кредитование.

Всего, по итогам первого полугодия 2011 года, было произведено 815 тысяч легковых автомобилей, что на 67 процентов больше, чем за аналогичный период 2010 года. Текущий год может стать рекордным по объему производства за всю историю российского автопрома – ориентировочный объем производства приблизится к 1,7 млн легковых автомобилей.

Не забыты и кооперационные связи с соседями. В мае текущего года на белорусском предприятии ОАО «МАЗ» состоялось совещание по изучению вопросов возможности создания холдинга автопроизводителей Беларуси и России. На нем стороны договорились о создании автохолдинга с участием ОАО «МАЗ» и ОАО «КамАЗ».

Вообще сегодня к Минскому автомобильному заводу проявляется большой  интерес как со стороны иностранных, так и российских автопроизводителей. Например, еще в 2008 году основной акционер российской «Группы ГАЗ» – ОАО «Русские машины» выступило с предложением о стратегическом партнерстве с ОАО «МАЗ». Однако в переговорах возникла пауза – помешал мировой кризис. Сейчас переговорный процесс возобновился.

Еще в годы кризиса (2008–2009 годы), когда объемы продаж автопроизводителей упали в разы как в России, так и в Беларуси и автозаводы были вынуждены сокращать объемы производства, «Группа ГАЗ» и ОАО «МАЗ» объединили свои усилия для увеличения продаж. В результате был обеспечен рост объемов продаж тяжелых грузовиков «МАЗ», 90 процентов из которых комплектуются двигателями, произведенными на предприятиях «Группы ГАЗ», более чем в четыре раза. В 2010 году на российском рынке было продано около 5,5 тысячи тяжелых автомобилей «МАЗ», тогда как в 2009 году – около 1,3 тысячи. Успешная динамика продаж отмечается и в текущем году – в первом квартале 2011 года продажи выросли более чем в два раза по сравнению с тем же периодом 2010 года.

В основу названного предложения ОАО «Русские машины» о сотрудничестве легли не только обязательства рассматривать ОАО «МАЗ» как неделимый инженерно-производственно-сбытовой комплекс с центральным офисом в Минске, но и желание привлечь в качестве третьей стороны партнерства одного из ведущих мировых автогигантов, обеспечив, таким образом, встраивание ОАО «МАЗ» в цепочку транснациональных корпораций.

Что же касается будущего российского автопрома в целом, то на основании Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года ожидается, что доля автомобильной промышленности в ВВП повысится до 2,38 процента, доля экспорта продукции достигнет 12,5 процента, импорт в денежном выражении снизится с 60 до 20 процентов, парк легковых автомобилей составит 363 автомобиля на 1000 человек.

Министерство промышленности и торговли РФ оценивает совокупные затраты по развитию автопромышленности до 2020 года в размере 1,2–1,8 трлн рублей. Конечная цель – создание устойчивой национальной автоиндустрии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter