На помощь заочнику приходит тьютор

В вузах появилась новая форма обучения — заочная дистанционная

Можно ли беспристрастно оценить уровень собственных знаний?

Много слышу от знакомых мам, дети которых учатся в вузах страны, о «непосильном» списке самостоятельных работ, который ложится тяжким бременем на плечи несчастных студентов. Мол, и литературы дополнительной много приходится читать, и задачек дополнительных решать. И все самим. И учителя в этом ребятам совсем не помогают. Чтобы разобраться со сложностями в процессе студенческого самообразования, «Р» обратилась к заместителю директора НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте Беларуси кандидату технических наук доценту Леониду ГАНЧАРИКУ (на снимке).

— Леонид Павлович, неужто сегодня судьба студента и впрямь так сложна: и обязательную программу нужно знать назубок, и все свободное время просиживать в библиотеках в поисках дополнительной литературы? А отдыхать когда?

— Прошло то время, когда со списком основной и дополнительной литературы студент или слушатель должен был идти в библиотеку. Сегодня мы предлагаем ему готовые электронные учебно-методические комплексы (УМК), включающие в себя текстовые, аудио- и видеоматериалы, практические занятия и тесты. То есть абсолютно все, что может ему потребоваться для изучения той или иной дисциплины. Такие УМК есть практически в каждом вузе, и программой закреплено, что ты должен изучить самостоятельно, а что вместе с преподавателем.

На базе электронных УМК, во многих вузах страны, в том числе и в Академии управления, стала развиваться новая форма обучения — заочная дистанционная. Вот она подразумевает значительное увеличение самостоятельной части работы. Но не нужно думать, что ребята, которые там обучаются, полностью предоставлены сами себе: у них есть кураторы – тьюторы, которые помогают им усваивать и контролировать знания, имеются необходимые учебные материалы. Если у привычного нам заочника между сессиями учебный процесс практически не ведется, то система дистанционная (поскольку доступ к информационным ресурсам с рабочего компьютера есть всегда) обеспечивает непрерывный учебный процесс и между сессиями. Такие студенты изучают материал, проводят практические занятия и сдают тесты, не выходя из-за своего компьютера. Благодаря такой форме обучения в нашем вузе заочники учатся не 6, а 5 лет. Конечно, это тяжело и требует более высокого уровня самоорганизации, но остаются те, кто хочет и умеет учиться.

— Означает ли это, что заочное дистанционное обучение дает более глубокие знания, чем привычное нам заочное?

— Более того, студент может выбрать базовый или углубленный уровень обучения. Тесты могут быть также базовыми или более сложными, поскольку многие студенты хотят иметь более глубокие знания.

Есть еще один большой плюс заочного дистанционного обучения: все лекционные материалы, практические задания остаются у студента в компьютере. Если обучающийся на заочном или даже очном отделении молодой человек по какой-то причине пропустил лекцию, может он ее прослушать? Нет. В нашем случае учебные материалы в любом случае поступают в твой компьютер. В любое удобное время ты можешь включить и прослушать лекцию, сопровождаемую презентацией. Согласитесь – это удобно.

— Насколько беспристрастно можно оценить уровень собственных знаний?

— Посредством тестов и аудиовидеотестов. Это сродни тем испытаниям, которые сдают будущие автомобилисты. Машина задает вопросы и при неправильном ответе указывает на те разделы учебного материала, которые необходимо дополнительно изучить. А на сдачу тестов отведено определенное время. Не уложился, значит, не сдал тест.

Помните, что такое практические занятия в вузах? Кого-то не вызвали, и он думает, мол, пронесло! Тут такое невозможно. Каждый практикум должен выполнить каждый студент, так что все обучающиеся у нас как на ладони.

— Но ведь машину можно обмануть…

— Конечно. Некоторые усаживают за компьютер маму, папу, знакомого. Но есть тут одно «но». Когда студент приходит на очную сессию, то все тесты, которые сдавал дома, он обязан сдать в присутствии преподавателей в компьютерном классе. Не сдал – значит, учился не ты. Следовательно, тебя не допустят к экзамену или зачету по этой дисциплине. Условия жесткие. И все это знают.

Еще один плюс дистанционного обучения – возможность использовать форму компьютерных деловых игр. Берется конкретная ситуация, например, на предприятии, и ты должен сориентироваться в ней, выбрать верную политику, принять верное решение. И смотрим, что получается в итоге, и насколько теоретический материал ты можешь применить на практике. Такая форма очень хорошо раскрывает индивидуальные способности человека. А это вдвойне важно, когда речь идет о подготовке будущего управленца.

— Новый учебный процесс, мне кажется, требует нового подхода и от преподавателя…

— Преподаватель должен становиться другим. Сегодня мало просто отчитать лекцию, над этим материалом нужно постоянно работать, параллельно совершенствуя и свои знания. Преподаватель должен сказать студенту не только о том, что было вчера, но и о том, что будет завтра. Но много ли таких преподавателей? Однако с приходом в нашу жизнь информационных технологий в мире поняли, что преподавателя можно выбрать. Причем из любого вуза, в том числе зарубежного. И также посредством компьютера получать лекции, например, лучшего математика из Кембриджа или МГУ.

— В Беларуси это возможно?

— Почему нет? Дистанционная форма обучения могла бы позволить абитуриенту слушать лекцию по выбору, например, одного из отечественных светил. Мир эти возможности использует, надеюсь, и Министерство образования нашей страны тоже рассмотрит и одобрит такую возможность. Это элемент болонского процесса, но заработать он может и до того, как Беларусь к нему присоединится.

Мы на безвозмездной основе поставили свою систему дистанционного обучения ряду вузов страны, и они по ней учат своих заочников. Студенты поступают в региональные вузы, два года учатся там по нашим программам, а с третьего курса лучших студентов мы забираем доучиваться в академию и выдаем наши дипломы. С учебными заведениями у нас подписаны соответствующие соглашения. Это привело к тому, что все больше ребят из регионов заканчивает наш вуз и возвращается на места. Такой подход болонского процесса мы уже используем.

— Но если все вдруг обратятся к услугам лишь лучших специалистов, не получится ли, что ряд других педагогов окажутся невостребованными?

— Жизнь требует от нас профессионализма. Сегодня нужны профессионалы, в том числе среди преподавателей. Ведь только они могут вырастить для страны достойного специалиста. А тем, кто не дотягивает, есть повод задуматься и поработать над собой. Здоровая конкуренция должна быть.

— Используются ли наработки для дистанционного обучения в учебном процессе очников, слушателей академии?

— Было бы неразумно их не использовать. Все учащиеся в нашем вузе имеют доступ к электронным материалам, аудио- и видеолекциям. Более того, для наших слушателей мы придумали еще более интересную форму, опираясь на болонский процесс: ввели понятие дисциплины по выбору. Из ста процентов предметов 30 мы перевели в этот разряд. Значит, в разряд того же дистанционного обучения. Сначала было непривычно – наши слушатели люди взрослые, но теперь уже все к этому привыкли. С этого года мы вводим новую специальность переподготовки «Государственное строительство», где учебный процесс в значительной мере построен в дистанционной форме.

Еще одна наша инновационная разработка — это система самообразования для кадров в сфере управления, которой мы планируем охватить около 200 тысяч управленцев. Она начала работать с января этого года, и к ней уже подключились около тысячи руководителей разных уровней. Постепенно, министерство за министерством, мы планируем охватить системой самообразования всю страну. Хороша она тем, что позволяет доводить самую последнюю информацию до управленческих кадров, а тьюторы помогают ее усваивать. Это действенное дополнение к привычным курсам повышения квалификации. Невозможно быть хорошим руководителем, совершенствуя свои знания раз в пять лет. Сегодня нужны руководители нового поколения, с большим багажом, мобильностью и оперативностью.

— То есть очные курсы повышения квалификации полностью себя изжили?

— Очный компонент должен сохраняться. Но быть практико-ориентированным. Теоретическую часть можно изучать в дистанционном режиме, а практическую – на однодневных очных занятиях. Между прочим, стоимость такого повышения квалификации в 3—4 раза ниже, чем при полностью очном. И таких курсов должно быть много, чтобы была возможность выбрать то, что тебе действительно необходимо для работы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter