МАРТ: в этом году жесткие меры по сдерживанию цен продолжатся

На полках должен быть порядок!

Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов в программе ОНТ «Марков. Ничего личного» рассказал, как ­МАРТ мониторит цены на продукты, какой самый крупный штраф получило юрлицо за нарушение, сколько сейчас на полках белорусских товаров и в чем следует поусердствовать отечественным производителям.

В магазинах сейчас 77 процентов продовольственных товаров — белорусские.

Внимание не ослабнет

Глава ­МАРТ пообещал продолжить жесткие меры по сдерживанию цен.

— Безусловно, в 2022 году будет проводиться ценовое регулирование. Мы ограничили рентабельность производителя на уровне не более 10 процентов, а торговую надбавку — не более 30 процентов, — обратил внимание Алексей Богданов и подчеркнул, что нарушители данного правила будут караться штрафами.

Жесткое ценовое регулирование последует в отношении тех товарных групп, которые продемонстрируют стремительный рост в цене. Например, так уже было с овощами. 

Алексей Богданов констатировал, что цены на продовольствие колоссально выросли на внешних рынках и белорусские производители могут последовать такой тенденции. Поэтому отслеживать процесс и точечно принимать определенные меры в стране необходимо.

— Мы постараемся вместе со всеми заинтересованными ведомствами максимально насытить внутренний рынок отечественной продукцией, — подчеркнул глава антимонопольного ведомства. — Будем увеличивать ее долю. Это позволит сдержать инфляцию. Поскольку мы сами эту продукцию произвели, она априори дешевле и не так разогревает рынок.

В магазинах, как констатировал министр, сейчас 77 процентов продовольственных товаров — белорусские. При этом, по его мнению, отечественные производители должны больше внимания уделять продвижению своей продукции.

— Ошибки в маркетинге очень дорого обходятся. Нам надо все больше «махроветь» в данном направлении, в том числе на внутреннем рынке завоевывать полки. Мы поможем, вы только сами не спите, — посоветовал предприятиям Алексей Богданов.

Не карать, а исправлять

Министр сообщил, что ему лично приходилось ходить и контролировать наличие ассортимента товаров и соблюдение ценообразования. И вспомнил свое посещение магазина в Жодино. На ценнике одного из белорусских продуктов в качестве поставщика значилась Турция, из-за чего цена на товар была выше установленного норматива. 

— Вверху — Беларусь, внизу — Турция, и цена выше. На кассе все было правильно. Видимо, техническая ошибка. Они ее устранили, перепечатали ценник. Мы пошли, проверили на кассу, пробили (там, по-моему, была капуста) — в кассе было все нормально, без нарушений. Исправили на месте. Попросил, чтобы внимательнее смотрели за ситуацией, — отметил глава ­МАРТ и подчеркнул: — Моя задача как министра в этой ситуации не наказать и выписать штраф, а проинформировать руководителей, чтобы все исправить и потом уже обсуждать это на совещании в широком кругу.

Нарушителям мало не покажется

Алексей Богданов назвал сумму самого крупного штрафа субъекту торговли за нарушение ценообразования в Беларуси в этом году — 227 тысяч рублей. В прошлом, для сравнения, куда меньше — 157 тысяч. Министр также обратил внимание, что в Беларуси предусмотрена ответственность и за недобросовестную конкуренцию. Например, в этом году ­МАРТ совместно с КГК выявил картельный сговор. 

— 12 компаний работали на белорусском рынке и поставляли средства для защиты растений. Они договорились проводить политику по удерживанию высокой цены на внутреннем рынке. То есть сами будут зарабатывать, несмотря на то что сельхозпроизводитель от этого терпит урон, — рассказал руководитель ­МАРТ.

За нарушение антимонопольного законодательства всем участникам картеля были назначены оборотные штрафы в размере 1—4 процента от годовой выручки. Общая сумма санкций к ним составила более 8 миллионов.

Стрелять себе в ногу не будем

Глава ведомства высказал свое мнение по поводу продовольственного эмбарго, введенного Беларусью против западных стран в ответ на санкции. По его убеждению, контрмера станет стимулом для развития производства в стране. 

— Такие решения направлены на недопущение проблем на потребительском рынке — раз, а второе, что очень важно, — стимулирование инвестиций и рост внутреннего производства товаров, попавших под эти ответные меры, — считает Алексей Богданов. — То есть если мы убрали польские яблоки, голландские груши — пожалуйста, белорусский фермер, увеличивай объемы производства и поставляй на полки в магазины.

Вводя продовольственное эмбарго, Беларусь ориентировалась на российский опыт, но при этом учитывались свои особенности. Например, в список запрещенной для ввоза продукции не попала рыба. Поскольку наша страна в отличие от России не морская держава, то отсутствие данного продукта привело бы к дефициту и росту цен.

— Мы брали за основу те меры, которые ввела Российская Федерация уже давно, потому что у нас единое экономическое пространство и нет границ. Четкий холодный расчет: там, где мы можем и от этого не пострадает потребитель, там и ввели, — говорит руководитель ­МАРТ. — В списки попали мясо-молочная продукция, овощи, фрукты, кондитерские изделия и ряд других.

По убеждению министра, белорусские ответные санкции просчитаны и выверены:

— Мы в отличие от наших злопыхателей со стороны Запада, которые ведут против нас отрицательную политику и вводят экономические меры, себе в ногу не стреляли, как, например, Литва. И стрелять не собираемся. Все принимаемые решения обсуждаются на достаточно высоком экспертном уровне и направлены не в ущерб стране, экономике государства, субъектам хозяйствования и потребителям.

kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter