Почему мировым футболом правят не те, кто его создает, а посредники?

На поле он: Карлсон и Наполеон

Дело было летом. В одной из церквей города Порту венчались 49–летний футбольный агент Жорже Мендеш и его красавица возлюбленная Сандра. После 10 лет гражданского брака пара уже нажила троих детей, однако это обстоятельство никоим образом не повлияло на пышность классической церемонии. На торжество было приглашено более 400 гостей, а среди них были замечены Алекс Фергюсон, Роман Абрамович, президент мадридского «Реала» Флорентино Перес, футболисты Пепе и Хамес Родригес. Шафером у Мендеша был его самый звездный клиент — Криштиану Роналду, который, собственно, и попал в ленту новостей, преподнеся в качестве свадебного подарка один из греческих островов. Точная стоимость покупки не сообщается, но, по разным оценкам, она варьируется от 3 до 50 миллионов евро.

Жорж Мендеш (в центре) и его самые звездные клиенты Криштиану Роналду и Жозе Моуринью.

Летом Мендеша называли вторым по влиятельности человеком в мировом футболе. Вторым после Мишеля Платини. Однако сейчас, после известных событий в ФИФА и УЕФА, абсолютно не удивлюсь, что португалец уже стал первым...

В связи с этим у меня всего один вопрос: что же это такое получается, что ныне мировым футболом правят не те, кто его создает, а посредники? Те, кто не воспитывает таланты, не забивает голы, не заботится о посещаемости стадионов, а только собирает сливки, продает да перепродает.

Следом за свадьбой Мендеш попал в информационные сводки еще дважды. Когда удивительным образом сорвался трансфер Давида де Хеа из «Манчестер Юнайтед» в «Реал» и когда «МЮ» продал Анхеля Ди Марию в «Пари Сен–Жермен». В первом случае говорили о заговоре, о тайнах мадридского двора, во втором — о том, что аргентинский полузащитник стал самым дорогим футболистом в истории футбола по сумме всех трансферов игрока. Именно Ди Мария, не Марадона, не Пеле, не Месси. Хороший, но далеко не самый выдающийся игрок перешел в парижский клуб за 63 миллиона евро, а прошлым летом «МЮ» выложил за него «Реалу» 75 миллионов. Мадридцы, в свою очередь, приобрели Ди Марию за 36 миллионов евро у «Бенфики», которая в 2007 году заплатила за него 3 миллиона «Росарио Сентраль». И сегодня Ди Мария, совокупная трансферная стоимость которого составила 177 миллионов евро, опередил нападающего «ПСЖ» Златана Ибрагимовича (172,8 миллиона) и полузащитника «Реала» Хамеса Родригеса (132,63 миллиона). В первой пятерке данного рейтинга также располагаются Николя Анелька (130,36 миллиона) и Радамель Фалькао (128,5 миллиона). Первый, третий и пятый в этом списке — клиенты Мендеша, и нам остается только догадываться, сколько денег прилипло к рукам ушлого португальца в ходе всех этих переходов–переездов.


Понимая масштаб проблемы, Международная федерация футбола весной внесла поправки в устав ФИФА о статусе официальных представителей игроков и тренеров. Вместо института агентов введен институт посредников, которые отныне должны регистрировать договоры с футболистами в своих национальных федерациях. Кроме того, был снижен размер максимального вознаграждения посреднику с 10 до 3% от сумм зарплат или трансферной сделки, введен и своеобразный потолок дохода посредника — не более 2 миллионов долларов за одну трансферную операцию...

Впрочем, сказать, что с введением новых правил что–то изменилось для людей типа Мендеша, — значит покривить душой. Бизнес таких, как он, бывших владельцев ночных клубов, сделавших себе состояние на знакомствах с футболистами, процветает. Но, может быть, это характерно только для Европы или Южной Америки? Может быть, в наших широтах агенты–посредники белые и пушистые, может быть, у нас они заботятся о благе футболистов и забывают о своем кармане? Полагаю, если вы попробуете ответить на этот вопрос, вам будет смешно так же, как и мне.

Владимир Дядюн.

Летом достоянием гласности стала тяжба между бывшим нападающим московского «Динамо», ныне выступающим в казанском «Рубине» Владимиром Дядюном и его агентом Владимиром Дейнекой. Не знаете таких? Но после прочтения откровений форварда наверняка заинтересуетесь: «За период моей карьеры в «Динамо» мной было выплачено агенту порядка 54.000.000 рублей (более полутора миллионов долларов по курсу 2013 года). При этом всего за 12 месяцев контракта с «Динамо» мной было заработано около 140.000.000 рублей. То есть агентское вознаграждение составило почти 40% от моего дохода, тогда как по заключенному нами соглашению должно было составить 10%. Также при моем переходе в «Динамо» господин Дейнека объяснил мне, что подъемные в размере 58.841.380 рублей, которые клуб должен будет мне выплатить, я должен буду практически все отдать. Как мне объяснил Дейнека, часть этих денег пойдет ему в качестве комиссии от клуба, которую вписывают в мои подъемные, а часть денег ему надо раздать разным людям, имевшим отношение к моему переходу в «Динамо», в том числе и клубным функционерам, чтобы обеспечить мне комфортное будущее в клубе».

Спросите любого руководителя белорусских клубов, сколько палок в колеса вставляют им агенты, и вы услышите поток брани в их адрес. Вам расскажут, как игроков уводят чуть ли не из школ. Вы услышите объяснения той простой загадки, почему наши сборники предпочитают устраивать карьеру в России, а не, скажем, в Польше, Чехии или Австрии. Вам объяснят, что толкнуло Ренана Брессана поехать во Владикавказ, потом — в Астану и почему ему понадобилось почти два года, чтобы вернуться на прежний уровень. Быть может, вы услышите и о том, что в некоторых наших клубах роль агентов выполняют тренеры или даже директора. Быть может, вы даже спросите, почему у нас в большинстве случаев все шито–крыто, но ответом на этот вопрос станет лишь тягостное молчание.

Гирт Карлсон.

Из гродненского «Немана» на прошлой неделе, правда, кое–что просочилось. Сперва обида тренера вратарей Андрея Ашихмина, который покинул клуб из–за того, что ему предложили всего 1,25 миллиона белорусских рублей зарплаты. А затем и досада, когда газета «Прессбол» сообщила в черной колонке подробности того, как латышский легионер Гирт Карлсон выбивал из гродненского клуба старые долги: «Он еще летом стал строить козни вконец обнищавшему клубу, грозясь засудить. От греха подальше в Гродно наскребли по сусекам полста миллионов отступных белорусских рублей. А Карлсон этот прилетать за ними и не собирался. Потому как оставил доверенному лицу из местных не пропеллер, но именную банковскую карточку, где футбольные денежки депонировались. Все чин чинарем: обналичило лицо и возврат долга произвело. По доверенности. Поверенным, говорят, оказался ответственный работник из тренерского штаба команды, куратор последнего рубежа обороны».

На этом вроде бы и сказке конец. Да только не дает мне покоя остров, который подарил Мендешу Криштиану Роналду. Была бы воля, сослал бы на него всех этих футбольных агентов и прилипал. И было бы весьма примечательно, если бы этот остров получил название Эльба. Ну или Святая Елена. Ведь ровно два века назад именно туда уже ссылали человека, который был самым влиятельным в Европе...

gord@sb.by

Советская Белоруссия № 209 (24839). Четверг, 29 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter