На первый-второй рассчитайсь...

О налоговом законодательстве

Наша статистика знает все. Даже такие, казалось бы, интимные подробности, как количество зубов, удаленных в отдельно взятой заводской поликлинике, за отчетный период. Или, например, процент женщин, пользующихся тефлоновыми сковородками... А сколько, скажем, в стране бухгалтеров? По самым скромным подсчетам — более 300 тысяч!


...Чрезвычайной перегруженностью бухгалтерского корпуса озаботились в Минфине. На недавней коллегии министерства прозвучала мысль о том, что, если количество отчетных форм по линии самых разных ведомств не перестанет расти, бухгалтерам скоро некогда будет заниматься их прямой обязанностью: заполнением налоговых деклараций. Вывод, конечно, бесспорный. Но есть вопросы и к Минфину.


Из года в год в госбюджет закладывалась «штрафная» статья. Откроем прошлогодний документ. Находим графу «Поступление административных штрафов и экономических санкций, налагаемых уполномоченными органами». План — 277,6 млрд. рублей. Есть ли здесь логика? Можно планировать надои, производство станков и налоговых поступлений. Но как объяснить планирование наказаний?


Спросите, какая здесь связь с количеством отчетных форм? На мой взгляд, почти прямая.


Вот, скажем, случай из практики. Ревизоры посетили сельскохозяйственный техникум. Перелопатив груду документов, почувствовали, что в наполнении «штрафной» статьи бюджета на этот раз им не преуспеть. Даже палочку–выручалочку, ст. 12.1 КоАП, позволяющую наказывать за мелкие ошибки в оформлении бухгалтерских документов, и ту не удается использовать. Все чисто. Но кому же охота расписываться в «профнепригодности»? И вот обнаруживается–таки нарушение: бухгалтерия техникума не завела карточку учета драгметаллов. Будто в списанных старых калькуляторах, которыми здесь пользовались, золота и платины — воз и малая тележка... Но пробел в отчетности — повод для штрафа. А дальнейшее предсказать несложно. К моменту следующей ревизии бухгалтерия заведет не только злополучную карточку, но и еще с полдюжины дополнительных отчетных форм. На всякий случай. Вплоть до учета удаленных зубов в находящемся на балансе организации стоматологическом кабинете, если таковой имеется...


Все это было бы терпимо, если бы главная забота бухгалтерии — финансовый учет и расчет налогов — представляла простую и компактную процедуру. Но ведь, будем откровенны, на деле пока не так. И лучше всего об этом свидетельствуют результаты проверок самих налоговых органов. В восьми случаях из десяти инспектора находят нарушения.


Что же получается? Количество платежей, которые предприятия обязаны перечислять государству, из года в год сокращается. Но бухгалтеры совершают ошибки с прежней частотой. Может быть, дело в «подводной части айсберга» — подзаконных актах? Сколько их — всевозможных учрежденческих инструкций, положений, постановлений — сваливается на головы учетных работников? И зачем? Как любит выражаться экономист М.Ковалев, «одни запутывают клубки инструкций, а другие распутывают». От себя добавлю: те, кто распутывает, ошибаются и платят штрафы. От этого денег в бюджете становится больше. А в экономике?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter