На первом плане — качество жизни

О работе власти люди обычно судят прежде всего по тому, как справляются ее полномочные представители на местах, насколько в силе они реально воздействовать на качество жизни человека, решать его проблемы Идут сельчане в главную свою “правительственную” инстанцию — сельсовет — с большими и малыми потребностями: не работает магазин в деревне, засорился колодец, прохудилась крыша; идут, когда человек рождается, идут, когда умирает. Между тем и у самой инстанции на сегодняшний день проблем хватает, в том числе и требующих внимания на самом высоком уровне.
225 сельскими, 8 поселковыми и 5 городскими исполнительными комитетами районного подчинения представлено на Брестчине первичное звено государственной власти — главный стержень местного самоуправления. Давно уже назрела необходимость конкретно и четко определить место и роль структуры, от которой в первую голову зависит жизнедеятельность подвластной ей территории. Этот отнюдь не праздный вопрос сегодня обсуждается на самых разных уровнях — от Президента страны до председателя сельисполкома.
Мария ЗАНЬКО, председатель Люсиновского сельского исполкома Ганцевичского района:
— Наш сельсовет — средний по численности в районе, в трех деревнях проживает чуть больше двух тысяч человек. С разными вопросами люди обращаются: и дрова заготовить, и земельный участок выделить, а теперь и по поводу сноса старых деревьев — у нас ведется реконструкция линии электропередачи. Но проблема вся в том, что средств в сельском бюджете на эти работы не предусмотрено. Есть, правда, решение сносить деревья, что на приусадебных участках находятся, за счет хозяев. Только в большинстве своем это пенсионеры, одинокие, у которых и неизвестно, будет ли чем заплатить. Сейчас мы просчитываем, в какую копейку это выльется, а ведь нужна еще и техника, за которой придется обращаться или к коммунальщикам, или в другие инстанции.
Конечно, неплохо было бы иметь собственное механизированное звено — сельчане просят и огород вспахать, и посевы обработать. Если раньше за этим шли в колхоз, то теперь многие сельхозпредприятия стараются выжить сами, и центр внимания переместился на сельские Советы. Но для организации такой службы нужен немалый стартовый капитал. Да, есть практика, когда СПК передают технику местной власти, но ведь новую никто не отдаст, а в ту, которая вдруг да перепадет, еще сколько вложить нужно! А где это “сколько” взять? Словом, этот момент стоило бы рассмотреть на государственном уровне, ведь востребованность такой службы на селе очень высокая. Люди обращаются к частникам. Мы же чем на сегодняшний день можем помочь? Разве что когда одинокие старики просят — идем тогда с протянутой рукой.
Это же касается и другой больной темы — благоустройства. Если в районе бюджет перевыполняется, то помогают и нам: в прошлом году шесть миллионов дополнительно выделили на подсыпку улиц в Люсино. Теперь дела в районе идут не очень здорово... Поэтому нам необходим собственный бюджет, в котором были бы определены основные статьи расходов, ведь нам на местах виднее, куда прежде всего нужно деньги вкладывать.
Сегодня нашу скромную казну, как известно, формируют подоходный налог граждан, налоги на землю и недвижимость. Срок уплаты последних определен до 15 ноября, и в первом полугодии эти деньги нам не поступают. Потому начало года очень трудно дается — некоторые коллеги даже берут ссуды на выплату зарплаты, не говоря уже о выполнении каких-то работ. И очень правильно, что вопрос о бюджете сельского исполкома сегодня поднимается.
Хотелось бы заострить внимание и на некоторой неупорядоченности кадровой структуры. К примеру, наш район, по численности проживающих даже больший, чем соседний Ляховичский, имеет 8 сельсоветов, а соседи — 13. Чтобы лучше решать многие вопросы, нужно штаты исполкомовских работников привести в соответствие с количеством населения и территорией.
Еще одна проблема района, о которой нельзя не сказать. Ганцевщина — регион не самый благоприятный по климатическим условиям: то затопит нас, то заморозит, то засушит. Вот и в прошлом году у людей огороды повымокали. Некоторая помощь была оказана на уровне республики. Но, может быть, стоит ввести систему страхования посевов — ведь сельчане несут большие потери из-за природных катаклизмов.
Геннадий ШАКАЛИС, председатель Тешевлянского сельского исполкома Барановичского района:
— Главная проблема — это финансирование. Скажем, в нынешнем году на благоустройство для сельисполкома предусмотрено 2 млн. рублей, причем полтора из них — на оплату уличного освещения, остальные — на оплату работ по наведению порядка. Давно уже мы и по первой статье, и по второй перебрали — хорошо, район помогает да есть взаимопонимание с руководителями хозяйств, что на территории сельсовета работают и довольно уверенно себя чувствуют с точки зрения экономики. Тут, считаю, нам повезло. Сошел снег — обеспечили известью: люди побелили бордюры, столбики. Выделяют технику для обработки приусадебных участков, для вывоза мусора от населения, помогают мини-полигоны бытовых отходов в порядке содержать. Да и фермеры идут навстречу во многих вопросах. Словом, выручают личные связи.
А ведь все должно быть цивилизованно: сделал человек работу — я составил договор и заплатил ему. К этому в общем-то, наверное, и придем. Думали мы, конечно, и над созданием собственного участка по оказанию услуг, чтобы просить никого не приходилось, а колхоз бы своим делом занимался. Только здесь кроме проблем с приобретением техники есть и еще один нюанс: нас как бюджетную структуру, занимающуюся оказанием платных услуг населению, ждут просто неподъемные налоги, и вряд ли можно будет рассчитывать на хоть сколько-нибудь рентабельную работу. А ведь это понятно: у кого деньги — тот и руководитель.
Анна ШКОРУПА, председатель Озятского сельского исполкома Жабинковского района:
— Самая большая проблема связана, конечно же, с деньгами. Как мы ни бьемся, нехватка ресурсов остается существенным тормозом. Сами что можем заработать? На балансе имеем три клуба — от проведения дискотек в год получается всего два-три миллиона рублей. Да и те идут на ремонт аппаратуры, приобретение дисков. А налоги от агрофирмы “Озяты”, что на территории сельсовета находится, если раньше полностью нам поступали, теперь идут в район, нам же выделяется только часть.
Спасибо, помогают спонсоры: и фермеры наши, и то же хозяйство “Озяты” во главе с директором Сергеем Шиком. За их средства и забор у сельсовета обновили, и улицу Комсомольскую центральной усадьбы благоустроили, и с бензином проблем нет. Я разговаривала с коллегами из других областей, так по сравнению с ними мы еще кое-что имеем. Есть служебный транспорт, поэтому добраться в самую отдаленную деревеньку труда не составляет. За счет перевыполнения нашим сельхозпредприятием плана по подоходному налогу приобрели компьютер. Чуть легче стало с бумажным потоком справляться, который, увы, по-прежнему отнимает массу времени. Только за май, я подсчитала, в разные инстанции отправили 34 информации и отчета: в гортоп, жилищно-коммунальное хозяйство, центр занятости, центр социальной помощи, санстанцию и т.д. А ведь хочется — и необходимо это — чаще бывать среди людей. На территории сельсовета чуть ли не половина населения  пенсионеры: 18 ветеранов войны, 11 семей погибших, более 200 одиноких и одиноко проживающих стариков. Тем более что в некоторых деревнях и по 4, и по 20—30 жителей осталось. И очень важно доехать до каждого, поговорить хотя бы. Хотелось бы, конечно, и рублем помочь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter