Александра Кудрявцева признали лучшим баскетболистом страны

На перепутье

Накануне Нового года Александра Кудрявцева признали лучшим баскетболистом страны...

Накануне Нового года Александра Кудрявцева признали лучшим баскетболистом страны. Признали в третий раз подряд и вновь — подавляющим большинством голосов. Казалось бы, успех, однако Саша не очень похож на счастливого обладателя громкого титула. Да и мысли в голове теперь уже экс–лидера минских «Цмоков», летом отправившегося искать счастья в Турцию, а на Рождество домой заехавшего уже из Литвы, не очень праздничные. «Чему радоваться–то? Такое ощущение, что выбрали меня за неимением других кандидатур». И, это, по убеждению Кудрявцева, главный итог тех процессов, которые уже не первый год происходят в нашем баскетболе.

— Объективных причин для того, чтобы считать меня лучшим, сегодня нет. А ведь все равно выбрали. Вроде и рад, но осадок все равно странный остался. Я ведь и прежние годы конкурировал чаще всего с представителями моего же поколения. Но и Паша Ульянко, и Леша Лашкевич, и Денис Коршук, да и сам я скоро закончим выступать. А кого потом выбирать лучшим?


— А ты бы сейчас кого назвал?


— Из молодых и вспомнить некого. Тем более что младшие мужские сборные часто вообще  не заявляются на чемпионаты Европы. Хорошо еще, что удалось отдать Владимира Крисевича в аренду в эстонский клуб. Он там хоть бегает — может, чему–нибудь научится. В «Цмоках»–то постоянно на скамейке сидел или во второй команде играл. А вторая команда... Видел я их тренировки в прошлом году — ничего хорошего из этого выйти и не могло. С Крисевичем только Римантас Григас работал всерьез, когда был консультантом «Цмоков». Так что хорошо, что Вову вообще куда–то отдали. Или вот Виталик Лютыч. Тоже ведь толком не играет в «Цмоках». То ли травма у него, то ли еще что–то. А после выступления в сборной я был уверен, что в клубе он, как минимум, не потеряется... Так что в свою тройку игроков включил бы Владимира Веремеенко, Артема Параховского и обязательно Алексея Лашкевича.


— Лашкевича за былые заслуги?


— Он очень опытный и умный игрок, к тому же Леша цементирует атмосферу в команде. Если вспомнить минувший сезон, то, несмотря на все трудности, психологических проблем у нас в команде не было. Разве что с Джуаном Смитом пришлось повозиться. Все терпели его выходки до определенного момента, а потом Леша предложил поговорить с парнем по–мужски. Собрались, встретили, растолковали что к чему... До рукоприкладства, правда, не дошло — убежал. Бегал Смит не очень быстро, но мы решили, что психологического воздействия будет достаточно. Тем более что и это не лучший способ решения проблем в профессиональных коллективах.


— Большая часть тех, кто болел за «Цмоков» в минувшие сезоны, очень расстроились, узнав о том, что Кудрявцев покидает команду. Самому это решение далось легко?


— На протяжении трех лет надеялся, что вот теперь–то точно все сложится как надо. И каждый год нам вновь и вновь не удавалось собрать конкурентоспособную команду. Мой контракт был рассчитан еще на год. Запросто мог оставаться. Но я шел в «Цмокi» за перспективой, за какими–то победами в Единой лиге ВТБ. Помню, как долго тогда сомневался, а потом переживал, что три года не менялось ровным счетом ничего. Ни условия, ни результаты. Вдобавок ко всему я знал, что в клуб вернется молодой Виталик Лютыч, которому нужно будет место в составе. Но все равно сейчас на паркете нередко оказываются четверо американцев и серб. При этом я знаю, на что способны Тростинецкий, Коршук и тот же Лютыч, и думаю, что им можно было бы доверять гораздо больше. А они сидят «на банке», и я очень надеюсь, что хотя бы результатом удастся оправдать нынешнее засилье легионеров.


— Не обидно, что как только ты ушел, в Минске собрали конкурентоспособный состав?


— При новом тренере команда в любом случае должна была заиграть иначе, и, кстати, не факт, что в новом рисунке игры нашлось бы место для меня. А сидеть с ребятами на скамейке я не хочу. Так что если и завидую, то исключительно по–доброму. Когда «Цмокi» проиграли «Красному Октябрю», я едва компьютер не разбил. Долго пытался поймать интернет, нашел его только на лестничной площадке и прямо в подъезде на коврике смотрел игру. А тут такой курьезный мяч, поражение, да еще позволили сопернику побить мой рекорд результативности в Единой лиге ВТБ! Признаюсь: ревность кольнула.


— Тем более что у самого в Турции дела сложились не очень хорошо.


— Знаешь, чем больше я взрослею, тем больше понимаю, что самый настоящий и интересный спорт сегодня — любительский. Там ребята приходят и играют за победу, за уважение, искренне. А в профессиональном спорте зачастую все перевернуто с ног на голову. В Турции в баскетболе крутятся большие деньги. Суммы контрактов тоже немалые, а потому решают все именно цифры. У меня был очень скромный по тамошним меркам контракт, а тут клуб купил Серкана Эрдогана. Турка, причем с именем. Его как раз выгнали из предыдущей команды из–за характера, но в «Газиантепе» все равно за него заплатили какую–то бешеную сумму. Под него даже бюджет увеличили. А когда тот начал проигрывать конкуренцию за место в составе, его начали тянуть. В общем, решил искать варианты...


— Твой новый клуб «Пено Жвайгждес» из Пасвалиса тренирует Римантас Григас. Это он тебя позвал в Литву?


— Буквально на следующий день после того, как я решил уезжать из Турции, Егор Мещеряков, который является сейчас моим менеджером, сказал, что Григас ищет себе в команду второго номера. Буквально вечером мне позвонил и сам Римантас: «Саня, давай к нам. Деньги меньше, но ты нам нужен». И сейчас он мне очень помогает выкарабкаться из той ямы, в которой я оказался.


— После выступления женской сборной на чемпионате мира мнение болельщиков о Римантасе Григасе разделилось. Кто–то даже обвинил тренера в том, что команда осталась без медалей.


— Я не хочу сравнивать Анатолия Буяльского с Григасом. Но факт в том, что в вину Римантасу в худшем случае можно поставить матч с литовками. И лично я не могу назвать ту игру ошибкой литовца. Но при этом вспомни, как уже в первой игре чемпионата травмировалась чешка Яна Весела. Могла вообще завершить карьеру. Кто знает, быть может, этой передышкой тренер уберег от совершенно ненужной травмы кого–то из наших девчонок?


— В последнее время в белорусском баскетболе появилось уже два тренера из Литвы. Как тебе такая тенденция?


— По–моему, два литовских тренера в Беларуси — это еще мало. Я на месте наших наставников в любое свободное время ездил бы в Литву. Ходил бы на матчи, общался, смотрел, учился. Большая удача Беларуси в том, что до одной из самых баскетбольных стран мира от Минска всего 180 километров. А мы ровным счетом никак не используем эту возможность для того, чтобы поднять наш баскетбол на качественно новый уровень. Поверь, там есть чему учиться: от работы со спонсорами до, собственно, тренировок команд, выступающих в Евролиге.


— Почему же никто туда не ездит?


— У кого–то из тренеров, особенно старшего поколения, банально нет на это денег. Кого–то просто устраивает то, что происходит здесь. Я серьезно: в нынешних условиях никто не мешает тихо дорабатывать до пенсии, плыть по течению, не мучая себя какими–то новыми вызовами. Я понял это года полтора назад, когда попытался подсказать одному из наших тренеров, как можно изменить тренировочный процесс. Он выслушал, а потом спросил: «А зачем? Я сейчас буду биться лбом в стену, а когда появятся результаты этих усилий, меня, может, уже и в живых не будет». Тренеры молодого поколения интересуются больше, но их заряженность также может быстро закончиться. Например, у Ростислава Вергуна свой бизнес. Баскетбол для него — просто любимое дело, и учитывая, что команда в Могилеве висит на волоске, я не возьмусь сказать, насколько еще хватит у него желания сражаться с ветряными мельницами. Исключение из общего правила — Егор Мещеряков, который тренеров своего клуба постоянно отправляет на тренинги в Литву. Кроме него, это, кажется, не нужно ни клубам, ни федерации. А я смотрю на это все и понимаю, что дело, которому я посвятил всю жизнь, постепенно угасает.


— Вот ты говоришь о тренерах, о Егоре, а сам готов сунуться в эту систему и попытаться спасти белорусский баскетбол?


— Я бы с удовольствием пошел работать в федерацию, чтобы сделать все так, как должно быть. Мне нравится такая работа. Но при этом я понимаю, что один я изменить систему не смогу. Тут нужна глобальная перестройка, начинать которую нужно как раз с федерации и принципов ее работы.


Советская Белоруссия №2 (24385). Суббота, 4 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter