На перекрестке семи дорог

Своим рождением город Барановичи обязан железной дороге, о чем свидетельствует изображение паровоза на гербе города. Все началось в ноябре 1871 года, когда по маршруту Смоленск — Брест отправился первый товарно-пассажирский состав. Тогда же в междуречье реки Щары и ее притока Мышанки появилась железнодорожная станция с предприятиями, обслуживающими всю инфраструктуру железной дороги. Станция впоследствии дала жизнь целому городу. А тот паровоз серии “В” (точнее, его макет в половину натурального размера), проехавший с первым поездом через Барановичи в Брест, находится нынче на постаменте у входа в Музей истории Барановичского отделения Белорусской железной дороги. Здесь много и другой техники, музей постоянно растет, пополняется новыми экспонатами, потому что железнодорожники и все жители города чтят свою историю и бережно хранят память о прошлом.

Общее дело
Если провести образные параллели, то железнодорожные магистрали можно сравнить с нервной системой экономики. А объем перевозимых по ним грузов служит отличным индикатором экономического самочувствия государства. Логика здесь простая: чем больше продукции выпускают предприятия, тем больше работы у железнодорожников, обеспечивающих доставку грузов. Начальник отделения Иван Колоденко уверяет, что с нашей экономикой все в порядке.
— Мы на себе это чувствуем, — говорит он. — Ежегодно объемы грузоперевозок растут на 2,5 миллиона тонн. Максимальные показатели погрузки мы имели в 1990 году, и сегодня вплотную к ним приближаемся. Есть, конечно, определенные проблемы с перевозками пассажиров. Благосостояние народа растет, многие покупают себе автомобили и, по крайней мере, пригородные маршруты уже не столь сильно загружены как несколько лет назад. Приходится думать над тем, как минимизировать расходную часть. Но в целом итоги работы коллектива отделения дороги можно назвать успешными. Только за два месяца текущего года рентабельность производства составила 24,5 процента. Производительность труда в сравнении с прошлым годом выросла на 27 процентов, зарплата на 20 процентов. То есть законы экономики коллективом соблюдены.
По мнению руководителя отделения, главная заслуга в том принадлежит всем сотрудникам отделения, что подтверждается заслуженными отраслевыми наградами. По итогам работы в 2007 году один человек награжден знаком “Почетный железнодорожник” и 13 сотрудников знаком “Выдатнік беларускай чыгункі”. Многие получили почетные грамоты и благодарности руководства Белорусской железной дороги.
— Наше отделение наиболее грузообразующее, что обусловлено своеобразием региона, — объясняет Иван Филлипович. — С этим связаны определенные трудности. Вовремя доставить подвижной состав к предприятию, подготовить его к погрузке, загрузить, сформировать поезд и направить его по назначению — задача непростая. Любая перевозка — продукт деятельности всех структур и отделений Белорусской железной дороги. Нельзя рассматривать наши достижения в отрыве от деятельности наших коллег и партнеров. Пользуясь случаем, хочу выразить им за это искреннюю благодарность.
Словами признательности руководители Барановичского отделения железной дороги не ограничиваются и делают все возможное для того, чтобы наши люди чувствовали себя комфортно на работе и дома. К примеру, в первом квартале текущего года около ста семей железнодорожников обретут новое жилье. Сейчас ведется работа по строительству 36-квартирного дома в Лунинце, на очереди строительство семейного общежития на 160 мест в Барановичах. На базе отделения функционирует санаторий “Магистральный” с филиалом на озере Свитязь, есть два детских лагеря отдыха на 550 мест.
В холле административного корпуса мы увидели множество спортивных кубков и дипломов. “У нас четко отлажена программа спортивных мероприятий — от спартакиады здоровья до личного первенства по 12 видам спорта, — рассказывает Иван Колоденко. — Выезжаем всем коллективом на рыбалку, проводим туристические слеты. В прошлом году заняли второе место в спартакиаде среди предприятий Белорусской железной дороги. А наша команда по мини-футболу занимает третье место в первой лиге чемпионата страны в своей подгруппе.
Вторая жизнь для электрички
Там, где работа связана с техникой, всегда надо быть готовым к ее ремонту. Раньше подвижной железнодорожный состав ремонтировали в основном в России и Украине, что требовало больших затрат. Сегодня на Барановичском отделении железной дороги существует собственный завод по ремонту электровозов и пассажирских электричек, а в Лиде ремонтируют дизель-поезда.
— Мы первыми на постсоветском пространстве получили сертификат системы качества на ремонт электропоездов, — с гордостью говорит заместитель начальника Барановичского локомотивного депо Виктор Николаев. — И теперь россияне сами обращаются к нам за помощью, ремонтируем электрички из Санкт-Петербурга, Поволжья. И они довольны, и нам дополнительный заработок.
Сюда поступают разные вагоны и электровозы, многим из них здесь дарят вторую жизнь. Сначала их полностью разбирают, словно игрушечные, вплоть до оконных стекол. Корпуса тщательно чистят, шлифуют, убирают всю ржавчину и заново красят. Ну а все детали и механизмы разносят по специализированным цехам. В одном из них, цехе по ремонту электрооборудования, мы познакомились с пятикратным чемпионом мира по армрестлингу Олегом Мацкевичем. Помимо работы, он успевает тренировать молодежь в школе и университете. У самого семья, двое детей. Старшему сыну всего девять лет, но он уже 120 раз отжимается от пола и готовится побить отцовский рекорд.
Посетив горочный пост на сортировочной станции, воочию убеждаешься, насколько сложна и ответственна работа дежурных диспетчеров и операторов. Им приходится формировать поезда сразу по шести направлениям: Минск, Лунинец, Слуцк, Лида, Волковыск, Брест. Это только со стороны кажется, что все просто и легко: съезжают себе вагоны с грузом вниз, а ты сидишь за пультом управления и нажимаешь на кнопки, направляя составы на нужный путь. Но только представьте себе, что за смену нужно сформировать до 1200 вагонов и при этом ни разу не ошибиться, иначе груз, который ждут, например, в Минске, пойдет на Гродно. К слову, по объему операций, выполняемых с пассажирскими и грузовыми поездами и вагонами, сортировочная станция Барановичи отнесена к внеклассной. А это самый сложный вид подобных станций.
Чтобы тело и душа были молоды
В живописном лесном урочище “Гай” на окраине города расположена одна из лучших здравниц не только на Белорусской железной дороге, но и во всей стране — санаторий “Магистральный”. Ежегодно он принимает около четырех тысяч человек, причем граждан не только Беларуси, но и России. Здесь оказывается полный комплекс услуг по лечению и профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения, почек. Высококвалифицированный медицинский персонал в своей работе сочетает опыт древних целителей с новейшими достижениями науки.
— В 2006 году Барановичским отделением железной дороги построен новый корпус водогрязелечебницы, — рассказывает директор санатория Александр Яковлев. — Для лечения применяем белорусские сапропелевые грязи и иловые сакские месторождения. Эффект просто потрясающий.
— А цены у вас сильно “кусаются”? — задаем меркантильный вопрос.
— Стоимость 14-дневной путевки на одного человека в среднем 846 тысяч рублей. Но это с проживанием в двухместном люксе, пятиразовым питанием и лечением. Причем каждый день в обязательном порядке вы будете проходить не менее семи лечебных процедур.
Кроме того, к услугам отдыхающих спортивный и тренажерный залы, кабельное телевидение, бильярд, кегельбан, теннисные корты, два бассейна, детский городок, зимний сад, парикмахерская. Скучать здесь точно не придется, потому что программа развлечений весьма разнообразна и рассчитана на любой вкус: танцевальные вечера, экскурсии по золотому кольцу Беларуси в города Несвиж, Новогрудок, Мир, посещение озера Свитязь, усадьбы Адама Мицкевича в Заосье и действующего монастыря в Жировичах, вечера поэзии и романсов, камерной музыки. Ну а для полноты ощущений всем желающим предоставляется возможность приготовить уху и шашлык на природе.

Адрес санатория: г.Барановичи, ул.Гаевая, 61.
Тел.: (+375-0163) 47-07-90; 47-16-68.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter