На педальной тяге

Как только на улице потеплело, владельцы велосипедов стряхнули с рам пыль и выкатили на тротуары своих "коней"...

Как только на улице потеплело, владельцы велосипедов стряхнули с рам пыль и выкатили на тротуары своих "коней". Да, гололеда уже нет, а скользких моментов в велодвижении все еще уйма. Например, где припарковать двухколесную машину, если нужно забежать в магазин? Или как добраться из одного района Минска в другой, не соскакивая с рамы всякий раз перед бордюром?


Несмотря на то что в Минске уже есть велодорожка протяженностью 27 километров и в прошлом году мэр дал поручение всем районным администрациям спроектировать схемы строительства новых "трасс" для любителей крутить педали, дело медленно сдвигается с мертвой точки. По задумке, в каждом районе должны появиться минимум по 5 километров велодорожек. Но когда же ждать начала строительства?


Эта проблема уже давно привлекла внимание специалистов: в Минске около 300 тысяч велосипедов, еще примерно 13 тысяч ежегодно продается, а активно крутят педали лишь тысяч пять человек. Почему? Владельцы "роверов" единодушно отвечают: мы-то готовы сесть за руль, но готовы ли велодорожки? Поэтому сейчас велосипеды популярны в основном у молодежи, которая меньше обращает внимания на дискомфорт. Некоторые в поисках более или менее гладкой поверхности выезжают на автомобильные дороги. Может, и удобнее, чем на тротуаре, но ведь и риск попасть в ДТП выше!


Чтобы понять, как все-таки должна выглядеть велосеть города, около года назад сотрудники Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) взялись за разработку проекта концепции велодвижения для Минска. Собрав воедино мнения ГАИ, велолюбителей, пешеходов, а также взвесив все "за" и "против", просчитали маршруты, прикинули, где разместить парковки. Многое пришлось буквально придумывать с нуля. Например, не существовало схемы стоянки для велосипедов. А отсутствие парковок - это же одна из основных причин, почему велосипед горожане не воспринимают как средство передвижения. Также нужно было продумать технические решения для организации велопутей: допустим, какой ширины должна быть велодорожка, где и как размещаться.


- Были созданы также эскизы светофоров для велосипедистов, продуманы переезды, требования к покрытию, - посвящает в детали председатель БАЭС Юрий Важник. - Хотелось бы, чтобы к 2015 году в городе около 500 километров трасс было приспособлено для велоезды.


Координатор общественной инициативы "Ровар у горадзе" Евгений Герасименко считает, что создание велоконцепции - отличное начало. Правда, построить дорожки, спуски и оборудовать велостоянки намного легче, чем усадить на велосипеды жителей Минска. Для большинства покрутить педали - лишь повод развлечься в выходные. И, судя по всему, мешают вскочить в седло барьеры не только на тротуарах, но и психологические. Все-таки директору фирмы кожаный салон авто больше по душе, чем звоночек на руле велосипеда.


- А в европейских странах, например в Дании, велотрафик занимает около 35 процентов от общего, - приводит статистику Евгений Герасименко. - Наших людей смущает еще и тот факт, что на велосипеде не перевезешь большой груз, а бонус машины - вместительность. Но ведь велосипед изобретать не нужно: за границей давно придумали велики со специальными тележками, в которые можно положить все, от термоса до мешка картошки. Вопрос в том, как сделать, чтобы на таком транспорте можно было беспрепятственно перемещаться по городу.


В скором времени концепцию велодвижения снова обсудят сотрудники ГАИ и эксперты. Кстати, по мнению минского ГАИ, уже достаточно много сделано для того, чтобы велосипедист чувствовал себя в городе комфортно. Например, специальная разметка на тротуарах словно "разделяет" велосипедиста и пешехода. Установили знаки, предупреждающие, что дорожка предназначена для езды на велосипеде. Но это хоть и необходимые, но все же декорации. Должна быть основа - сама велодорожка или подходящий тротуар, а вот с ними в некоторых районах Минска просто беда. Это, впрочем, дело времени, уверены сотрудники ГАИ. Ведь уже сейчас в автоинспекцию за техусловиями для строительства велодорожек активно обращаются сотрудники районных отделов архитектуры и строительства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter