Народные приметы

На печи заседать — хлеба не видать

На следующей неделе в традиционном народном календаре, 24 октября, — «Пiлiп», патрон людей мастеровых, неземледельцев. После окончания полевых работ никто на завалинке не отсиживался — все, кто в силе, уповая на помощь святого Филиппа, отправлялись на «вандроўныя», или, как их еще называли, «адыходныя», промыслы. Занимались всем: от высококвалифицированных ремесел (столярное, токарное, строительное, шаповальное, портняжное дело), различных видов искусства (бродячий театр, роспись, живопись и т.д.) до простого найма разнорабочими. Таким образом сотни тысяч белорусских крестьян трудились на лесосеках, обработке древесины, выгонке дегтя, смолы, впрягались бурлаками, становились плотогонами... Много нашего люда было занято на земляных и строительных работах, на железной дороге, на заводах Москвы, Санкт–Петербурга, Прибалтики. Чтобы заработать денег «на зямлю» и «на жанiцьбу», в конце XIX — начале ХХ века поток отходников двинулся в далекие страны — на запад, в Северо–Американские Соединенные Штаты (именно так они тогда здесь именовались), Канаду, даже в Латинскую Америку. Путь лежал через Ригу, Либаву (Лиепая), Виндаву (Вентспилс) и Ревель (Таллин), затем пересадка в Гамбурге, иногда в Гавре или Ливерпуле, и далее — через Атлантику. В начале ХХ века появилось прямое пароходное пассажирское сообщение. Дорога из Либавы до Нью–Йорка судами компании «Русско–Американская линия» занимала около двух недель. Но билет стоил 85 рублей — дороже, чем на печально знаменитый «Титаник», причем это экономичным третьим классом, который тогда именовали «эмигрантским». Часто необходимую сумму собирали всей большой семьей, иногда целой толокой, занимали по родным и знакомым. В результате на новом месте кто–то находил работу и неплохо устраивался, а кто–то от неудач, отчаяния и безысходности мог даже наложить на себя руки. Приходилось сталкиваться и с самой настоящей мафией, к которой, кстати, имели отношение и некоторые наши осевшие там ранее мигранты. Всякое бывало. Ну а дома переживали родители и вся многочисленная «радзiна»: что да как? Именно в то время начали переделывать на новый лад известные баллады, в которых стали появляться строки, подобные этим: «А ў Амерыцы случылася бяда, там забiлi маладога казака...» Хотя, надо признать, некоторые мигранты, заработав «добрыя грошы», возвращались домой этакими «фацэтнымi кавалерамi», одетыми по западной моде, — в костюмах, шляпах, прямо как господа, и с подарками: для мамы — «хустку шаўковую», «татульку» — теплый джемпер. А были и те, кто оседал за морями–океанами, навсегда оставив далекую родину.

Одним из самых распространенных видов «блiзкага адыходнiцтва» (в соседние деревни и местечки) считалось «кравецтва» — портняжничество. Заказчиков «краўцы–саматужнiкi» находили просто: шли и стучали в окошки домов, спрашивая, не нужно ли что пошить. Вообще, белорусские сельчанки и сами умели держать иголку в руках, но, когда дело касалось верхней одежды из сукна или овчины, требовалось особое умение. Чаще всего «краўцы» трудились прямо в доме заказчика, где и столовались вместе со всей семьей. Шились «вялiкiя кажухi» и легкие «паўкажушкi». Для женщин их отделывали яркой тесьмой и прочими «аздобамi». В городах и крупных местечках «краўцы» работали постоянно: принимали заказы, оформляя специальные деревянные бирки с насечками, на которых указывалось количество овчин и особый знак мастера.

25 октября — «Марцiн — губiцель гагаты». Под «гагатай» подразумевались хорошо откормленные за лето гуси. Дело в том, что на третьей неделе после Покрова идут поминальные дни — «Змiтраўскiя дзяды». Обычно, готовясь к ним, обходились использованием «малога» мяса — гуся, свинки. Мясо «вялiкае» берегли к Колядам. Хотя пару гусок, конечно, тоже оставляли — чтобы к праздничному столу начинить гречкой с грибами и луком, блинчиками с печенкой — великолепный, фирменный, белорусский «пачастунак».

С этого же времени щипали гусиный пух для подушек, коих в доме запасалось множество — чтобы было что «у пасаг дачушцы даць».

29 октября молились святому Лонгину — «дапаможцу хворым на вочы». Кстати, на наших южных территориях во все поминальные дни запрещалось белить хату — тоже чтобы «не замазаць вочы продкам».

По приметам яркие звезды в ночь на 27 октября обещают хороший урожай на будущий год.

Советская Белоруссия № 203 (25085). Пятница, 21 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter