На паритетных началах

Белкоопсоюз и Вологодский облпотребсоюз подписали договор о намерениях

Белкоопсоюз и Вологодский облпотребсоюз Российской Федерации подписали договор о намерениях по развитию долговременных экономических связей

Примета времени: Белкоопсоюз становится все более притягателен для коллег из ближнего зарубежья и, прежде всего, Российской Федерации. Недавно, например, здесь побывала представительная делегация Марийского респотребсоюза. Несколько раньше с опытом работы лучших организаций потребительской кооперации республики ознакомились представители Новгородского облпотребсоюза. И вот очередной визит из соседней страны, на этот раз кооператоров Вологодского облпотребсоюза, с целью установления тесного делового сотрудничества с Белорусским республиканским союзом потребительских обществ на паритетных, взаимовыгодных началах.

Столь пристальному вниманию со стороны российских кооператоров к Белкоопсоюзу есть объяснение: культивируемые здесь подходы в организации кооперативной работы эффективны и поэтому востребованны. Не были разочарованы и члены делегации Вологодского облпотребсоюза, которые в течение пяти дней, с 5-го по 9 апреля, имели возможность на практике подробно ознакомиться с приемами и методами ведения кооперативного хозяйства в ряде районных потребительских обществ. В Глусском райпо Могилевского облпотребсоюза, в част-ности, им была продемонстрирована производственная деятельность предприятий перерабатывающей и заготовительной отраслей. Разнообразная и насыщенная программа ожидала в Поставском райпотребобществе Витебского облпотребсоюза. Гостеприимные хозяева постарались удивить гостей и, должен заметить, немало в этом преуспели. Универсам «Юбилейный» с кафе-кондитерской, кафе «Поозерье», ресторан «Свiтанак», хлебозавод, фруктохранилище, овощекартофелехранилище – каждый из этих объектов является в своем роде образцовым, и их посещение, судя по искренней заинтересованности российских коллег, вышло далеко за рамки чисто познавательного мероприятия. Аналогичная реакция последовала также после ознакомления с работой торгового центра «Логойский пассаж» Логойского райпо Минского облпотребсоюза, который не без оснований считается визитной карточкой Белкоопсоюза. А еще вологодские кооператоры остались в восторге от тамошних универсама «Замковый», ресторана «Партизанский бор», нового автомагазина на базе шасси МАЗ.

Под впечатлением от поездки по объектам белорусской потребкооперации члены делегации Вологодского облпотребсоюза прибыли на встречу с председателем Правления Белкоопсоюза Сергеем Сидько. Но эти впечатления еще больше усилились после того, как Сергей Дмитриевич проинформировал их о масштабах деятельности кооперативного ведомства республики. Не будет, думаю, преувеличением, что они поистине грандиозны. Белкоопсоюз объединяет порядка 1,3 миллиона пайщиков, в нем занято свыше ста тысяч работников. Тем не менее, по мнению Сергея Сидько, он не видит каких-то принципиальных отличий в структуре белорусской и российской потребительской кооперации, что является хорошей стартовой площадкой для развития и углубления экономического сотрудничества между Белкоопсоюзом и Вологодским облпотребсоюзом.

— Мы готовы, — подчеркнул Сергей Дмитриевич, — не только поставлять продукцию для системы вологодской потребкооперации, но и в целом присутствовать на ваших рынках. 

Должен заметить, высказанное лидером белорусских кооператоров пожелание было с одобрением воспринято россиянами. Руководитель делегации — председатель совета Вологодского облпотребсоюза Владимир Толоконников отметил, что без встреч, обмена опытом трудно рассчитывать на плодотворное сотрудничество. И сам факт посещения Белкоопсоюза в этом смысле следует рассматривать как первый кирпичик в фундамент будущих деловых связей. При этом Владимир Владимирович с удовлетворением констатировал, что и после предыдущего визита в нашу страну три года назад и теперь не перестает поражаться тем добрым переменам, которые происходят в Беларуси, которая обрела облик чисто европейского государства.

На общем фоне очень неплохо смотрится потребительская кооперация, которая достойно выполняет возложенную на нее социальную миссию по обслуживанию сельского населения. 

— Конечно, — резюмировал Владимир Толоконников, — у нас масштабы деятельности поскромнее. Тем не менее в системе российской кооперации Вологодский облпотребсоюз далеко не из послед-них, постоянно находится на пятом-шестом месте по объемам розничного товарооборота.

Информация к размышлению: занимая площадь 150 тысяч квадратных километров, Вологодчина имеет очень маленькую плотность населения, причем примерно половина из 1,2 миллиона человек проживает в областном центре. Это, естественно, создает дополнительные трудности в работе здешней потребкооперации. По словам Владимира Толоконникова, можно проехать двести километров и не встретить ни одного населенного пункта. По причине отсутствия населения в деревнях в не столь отдаленные времена ежегодно вынуждены были закрывать до 400 магазинов. В связи с этим чем-то невероятным представляется товарооборот почти 5 миллиардов российских рублей – один из крупнейших в Российской Федерации. Поэтому в облпотребсоюзе гордятся той высокой оценкой, которую дал прилагаемым кооператорами усилиям по обслуживанию сельского населения губернатор Вологодской области, хотя, откровенно признался Владимир Толоконников, отношения с местной исполнительной властью достаточно сложные и не всегда складываются так, как хотелось бы.

Однако, заверил Владимир Владимирович, это не станет камнем преткновения в выстраивании эффективных деловых отношений с Белкоопсоюзом. Вологодчина, например, испытывает острую потребность в поставках витаминной продукции, консервированием которой в облпотребсоюзе практически не занимаются. В свою очередь Сергей Сидько отметил, что эта позиция представляет интерес для Белкоопсоюза, который может предложить широчайший ассортимент такой продукции в больших объемах.

— У нас произведено техническое перевооружение на перерабатывающих предприятиях кооперативной промышленности, которые выпускают высококачественную, востребованную продукцию, включая различные салаты, солянки, первые блюда, — сказал Сергей Сидько.

Сергей Дмитриевич тут же обрисовал в общих чертах и схему таких поставок. Возможно, в каком-то из райпо Вологодского облпотребсоюза целесообразно было бы для этих целей выделить склад и уже оттуда развозить продукцию по разным адресам. Впрочем, он не настаивал только на этом варианте, акцентировав внимание на том, что Белкоопсоюз готов рассматривать любые формы сотрудничества. По словам Сергея Сидько, важно сделать первый шаг и посмотреть, что из этого получится. В случае необходимости Белкоопсоюз даже может откомандировать в Вологодский облпотребсоюз своих специалистов, чтобы те на месте изучили потенциальные возможности тамошнего потребительского рынка и определились с потребностью в тех или иных товарах и объемах их отгрузки. А чтобы ни у кого из членов вологодской делегации не возникло сомнений относительно перспективности сотрудничества с белорусской кооперацией, Сергей Дмитриевич привел некоторые цифры. Так, удельный вес Белкоопсоюза в товарообороте республики составляет от 10 до 14 процентов, а в некоторых областях достигает даже 20–24 процентов. В отдельных же районах этот показатель вообще превышает 70 процентов. Не надо, думается, никого особенно убеждать, сколь серьезно потребкооперация представлена на отечественном рынке товаров и услуг. В Белкоопсоюзе создан инновационный фонд, в котором аккумулируется в среднем порядка 30–50 миллиардов рублей и которые затем направляются на реализацию наиболее значимых проектов.

— Подобная централизация хороша тем, — сказал Сергей Сидько, — что позволяет решать сложные задачи и направлена на пользу дела.

Сергей Дмитриевич с сожалением констатировал, что не везде коллеги по СНГ поступили таким же образом, а в результате потребкооперация там оказалась на второстепенных ролях. В Молдове, к примеру, ее присутствие на рынке ограничено 0,4 процента. А в Таджикистане, когда он задал такой же вопрос представителям этой страны на встрече кооператоров СНГ в минувшем году в Анапе, те даже затруднились на него ответить. В Грузии в свое время упразднили потребкооперацию, а теперь вновь собираются ее воссоздать, прилагая при этом огромные усилия.

— «Наелись» самостоятельности, — образно заметил Сергей Сидько, — и поняли, что никто, кроме кооператоров, в отдаленную деревню не поедет обслуживать население.

Дело, понятно, это непростое и достаточно хлопотное. Потребкооперация республики, к примеру, располагает сегодня более чем 500 автомагазинами, которые в соответствии с разработанными графиками наведываются в населенные пункты, где отсутствует стационарная торговая сеть. Коммерсанты, по словам Сергея Дмитриевича, тоже начали приобретать автомагазины. Но когда нынешней зимой ударили морозы, те поставили свои магазины на колесах на прикол, нисколько не заботясь о том, что сельчанам не будут доставлены товары. В потребкооперации, естественно, такой беспредел, не подберу другого слова, исключен в принципе, и прав, безусловно, Сергей Сидько, говоря о том, что коммерсант никогда не будет выполнять социальную функцию, его интересует исключительно прибыль. В свою очередь государство также поддерживает в этом плане белорусскую кооперацию. Белкоопсоюз, к примеру, уже располагает 130 современными автомагазинами на базе шасси МАЗ, проходимость которых по бездорожью намного выше по сравнению с традиционными «газелями». При этом кооператоры уплатили только 30 процентов от их стоимости благодаря государственной поддержке.

— Тем не менее, — констатировал Сергей Сидько, — мы прекрасно понимаем, что автомагазин не заменит стационарный объект торговли. Установлено, что точка окупаемости магазина рассчитана на обслуживание не менее двухсот человек, иначе будут убытки. Понятно, что с экономической точки зрения это нецелесообразно. Выход видится в открытии лавок на дому, хотя кое-кем это воспринимается как архаизм.

Верно замечено, что новое – это давно забытое старое, и в идее открытия лавок на дому, безусловно, есть рациональное зерно. Тем более что в течение только двух последних лет из зоны обслуживания потребкооперации убыло по разным причинам в общей сложности около 170 тысяч человек. Это примерно население трех районов. Поэтому очень отрадно, что Белкоопсоюз не только не снизил, но даже нарастил объемы деятельности. В марте, в частности, задание по товарообороту выполнено на 111 процентов, а за первый квартал этот показатель составил 107 процентов.

В общем, в лице Белкоопсоюза вологодские кооператоры обрели надежного и перспективного партнера, обладающего к тому же большим потенциалом. Время покажет, как в дальнейшем будет развиваться сотрудничество, но, думается, здесь не должно возникнуть никаких проблем. Ведь высокие договаривающиеся стороны подтвердили свою готовность вести диалог на конструктивных рыночных отношениях. Сергей Сидько и Владимир Толоконников подписали договор о намерениях, который получит затем развитие в конкретных коммерческих предложениях. На память о встрече состоялся обмен сувенирами. Сергей Дмитриевич, в частности, вручил своему вологодскому коллеге часы, выполненные в атрибутике белорусского государственного флага и с символом нашей страны — зубром.

На снимке: председатель Правления Белкоопсоюза Сергей СИДЬКО (справа) и председатель  совета Вологодского облпотребсоюза Владимир ТОЛОКОННИКОВ подписали договор о намерениях.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter