На острие

Чтобы минимизировать распространение наркомании среди молодежи, нужно начать воспитывать современных родителей?

Чтобы минимизировать распространение наркомании среди молодежи, нужно начать воспитывать современных родителей?

Чего не хватает нашему обществу для того, чтобы остановить наркобезумие? Новых законов? Тотального контроля за ситуацией со стороны милиции? Или же проблема гораздо глубже и ответ на заданный вопрос каждому родителю ребенка-наркомана следует искать в собственной голове? Порассуждали на болезненную тему в дискуссионном клубе “НГ”: заместитель начальника управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД полковник Василий ЛОСИЧ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Зинаида МАНДРОВСКАЯ, доцент кафедры психиатрии и медпсихологии БГМУ, заведующий научным отделом наркологии РНПЦ психического здоровья Андрей КОПЫТОВ, врач-психотерапевт городского психоневрологического диспансера Елена КОЯН, директор средней школы № 10 г. Светлогорска Людмила ДРАПЕЗА.

Елена Коян (Е. К.): Проблема распространения наркомании среди подросткового населения нашей страны имеет сразу несколько источников: это и докатившаяся до нас “мода” стран Запада (вспомните фильмы уже пятнадцатилетней давности, тот же “Твин Пикс”, в котором наши дети впервые увидели, как это, оказывается, “круто” — нюхать кокаин в кабинке школьного туалета!), и доступность новых форм получения “кайфа” — ведь курительная смесь или какой-нибудь амфетамин сегодня не так уж и дорого стоят. И юношеский протест против навязываемых обществом норм поведения, неуклюжая попытка доказать родителям и друзьям собственное взросление, переход “на один уровень вверх”... Еще один немаловажный момент — ритм современных будней сильно располагает ко всяческого рода стрессам. К сожалению, большинство людей, независимо от возраста и социального статуса, не научилось справляться с напряжением иначе кроме как при помощи сигарет, алкоголя и наркотиков. Это по-настоящему страшно, но еще страшнее, когда речь заходит о подростках, только вступающих в жизнь...

Василий Лосич (В. Л.): Последнее время мы активно ведем работу по противодействию распространению наркотиков именно в молодежной среде. Усилиями подразделения и органов внутренних дел пресечена деятельность 24 сайтов, на которых практически ежедневно 600 человек в той или иной степени распространяли наркотические вещества. Только в этом году в перечень запрещенных внесены 33 новых вещества и ряд аналогов новых наркотических веществ, вскоре будет добавлено еще 17. Наиболее опасные наркотики на рынке Беларуси сегодня — это опий, изготовленный кустарным способом, и метадон. Они активно продаются в Могилевском регионе (метадон), продажа героина больше сосредоточена на Витебщине, а вот различные курительные смеси и кустарно изготовленный опий продаются по всей республике, это более 80 процентов всего наркооборота. Наркодилеры часто добавляют в кондитерский мак маковую соломку и продают под видом пищевого мака, экспертиза показывает, что для изготовления наркотиков пригоден как засоренный мак (соломка), так и пропитанный различными опийсодержащими веществами либо собранный в недозревшем виде. Сейчас прорабатывается очередной вариант проекта декрета, призванного урегулировать все вопросы по нелегальной продаже мака.

НГ: В достаточной мере провокационный, но все же часто задаваемый сегодня вопрос: имеет ли смысл пойти по пути некоторых западных стран и легализовать так называемые легкие наркотики?

В. Л.: Я однозначно против подобной инициативы. Для начала давайте раз и навсегда запомним: не существует “легких” и “тяжелых” наркотических веществ, потому что все они одинаково пагубно влияют на состояние здоровья человека. От одного быстрее умирают. Но и результат употребления другого, считающегося “менее опасным”, — та же могила, только процесс растянут во времени. Рано или поздно человеческий организм привыкает к так называемой легкой дозе и начинает требовать добавки. А это означает переход на те же самые “тяжелые” наркотики. Вот и вся градация. Что же касается опыта других стран, которые пошли на легализацию “дури” ради обогащения своей казны... Нельзя ставить на карту жизнь десятков тысяч наших граждан. В тех же Нидерландах уже давно поняли, к каким неуправляемым процессам привела столь “либеральная и демократичная” мера, и теперь пытаются спасти ситуацию, взять ее под контроль. Но сколько упущено времени? И сколько загублено жизней?

НГ: С какими законодательными инициативами МВД выходит сейчас в наш парламент?

В. Л.: Прежде всего по нашему предложению введена административная ответственность за употребление наркотиков в общественных местах. Сразу отвечу тем, кто в ответ начинает кричать: наркоманы, мол, больные люди, разве можно рубить сплеча в таких спорных вопросах, запретными мерами ничего не добьешься и так далее. Мы тоже полностью разделяем мнение Всемирной организации здравоохранения о том, что наркомания — это болезнь. Именно поэтому ведем речь об ответственности за употребление наркотических веществ только в общественных местах. Давайте будем последовательными: если человек выпил бутылку пива на улице в компании друзей, это считается правонарушением. А если компания, расположившись где-нибудь в городском сквере, на глазах у прохожих колется или нюхает порошок, это разве нормально? Разве нормально то, что их видят малолетние, подростки, что многие из тех, кто проходит мимо, готов последовать их примеру — ведь это не запрещено законом? Не нужно делать публичную рекламу тяжелой болезни! Также нужно ужесточить наказание за сбыт наркотиков заведомо несовершеннолетним. Еще одна наша инициатива — ужесточение уголовной ответственности за перемещение наркотиков в рамках границ ТС. Дело в том, что когда подобного рода товар поступает из стран Евросоюза, то он квалифицируется по статье “Контрабанда”, это от семи лет лишения свободы. Если же наркотики привозят к нам из России или Казахстана, ситуация коренным образом меняется: наказание смешное, всего лишь условно, либо отсрочка приговора, либо минимальные сроки лишения свободы. А сегодня у нас основной вектор притока наркотиков — именно Россия. И, наконец, выступаем с предложением ввести альтернативу тюремному заключению в виде принудительного лечения от наркотической зависимости в том случае, если подсудимый является наркозависимым и совершил менее тяжкие преступления (мелкая кража, хранение наркотиков).

Зинаида Мандровская: Анализируя скорость распространения наркомании, думая о необратимом разрушении здоровья, особенно молодых людей, страданиях близких и даже соседей от пагубного влияния этой отравы, я и в четвертом, и в пятом созыве парламента вношу предложения в законодательные акты по ужесточению мер ответственности за распространение наркотиков и их аналогов, введению определений аналогов наркотических средств. В этом вопросе я однозначно поддерживаю МВД. Однако пока существенных подвижек не вижу... К примеру, в моем округе (в Пинске) в настоящее время более 80 процентов наркоманов — это так называемые опийные наркоманы, только вот распространители засоренного мака практически не несут никакой ответственности за свои действия, так как за четыре года (!) так и не удалось выработать четкий алгоритм по введению мер государственного регулирования торговли семенами мака или определить предельное процентное содержание опия в семенах, чтобы отнести их к наркотическому сырью. Что же касается замены тюремного срока принудительным лечением — это довольно спорный момент. Хотя не лишенный определенной логики. Но эту меру я все же считаю возможным применить только при условии утверждения действенных методик (протоколов) лечения наркозависимых.

Е. К.: Мы сейчас углубились в законодательную и медицинскую составляющую борьбы с наркоманией, но давайте не будем забывать о первоисточнике: о желании и возможностях подростков пробовать то, что им предлагают. Фактически это медленное добровольное самоубийство. Важная составляющая правильного воспитания детей — своевременное информирование о тех или иных пагубных явлениях современности. И не через интернет, а при помощи классных часов, семинаров в ссузах и вузах, более активной работы школьных психологов. И, конечно, обязательное условие — общение педагогов с матерями и отцами проблемных ребят. Родительские собрания в наших школах превратились в своего рода профанацию: “Катя учится хорошо, Миша не дотягивает, но мы ему помогаем, а теперь, пожалуйста, сдайте деньги на обустройство зимнего сада на втором этаже”. Между тем эти полтора-два часа можно было бы посвятить более важным вещам...

Людмила Драпеза: Проблема в том, что те родители, которых мы прежде всего хотим видеть на таких собраниях, почти всегда их игнорируют. У них масса отговорок: вторая и третья смены на работе, больничный лист... Возможно, я, как и Андрей Васильевич, выскажу непопулярное мнение: никакие законы, контроль милиции, просветительские школьные и вузовские семинары не помогут, если у ребенка перед глазами не будет достойного примера родителей. И сдерживающего фактора. Вспоминаю себя да и своих уже взрослых выпускников в возрасте 15—16 лет. “Закурить? Выпить рюмку водки? Да как я потом посмотрю в глаза своему отцу! Я боюсь огорчать маму!” Понимаете? Для поколения, воспитанного на прочных моральных и нравственных идеалах, было стыдно отойти от понятия “хорошо” в сторону понятия “плохо”. Конечно, случались проступки, не без этого. Но сегодня для большинства ребят взрослые, увы, не авторитет. А почему? Да потому, что эти 25—30-летние мамы и папы сами еще не социализированы! Они совершают поступки, не задумываясь о последствиях, что свидетельствует о незрелости, об отсутствии четких моральных основ. Мы говорим о недостатках в воспитании детей, но такое впечатление, что сегодня воспитывать нужно родителей. Все начинается еще с тех времен, когда мама за руку с малышом перебегает дорогу на красный свет, когда папа в присутствии сына или дочери ругается матом. Дальше родители почти перестают разговаривать со своими детьми, главная их забота, чтобы ребята были обуты, одеты и накормлены. А что за мысли бродят в голове у этого дитяти, благодаря каким книжкам, фильмам он формирует свой внутренний мирок? С кем общается в сети? О чем мечтает? Я часто привожу в пример прочитанное некогда интервью Ноны Мордюковой, в котором она вспоминала своего умершего от употребления наркотиков сына Володю. Актриса говорила о том, как была не права, поставив в годы своей молодости материальную составляющую выше всех других. И в результате, зарабатывая гонорары за свои, бесспорно, великие роли, мотаясь по стране, не находя времени для семьи, она потеряла единственного ребенка. Одна ее фраза запомнилась мне особенно сильно: “Как поздно я поняла, что дети должны быть медалями на груди матери, всегда рядом, под рукой...”

НГ: Даже если родители сумели вовремя обратить внимание на изменение в поведении своего ребенка и забить тревогу, далеко не каждый из них (особенно если речь идет о благополучных семьях) в состоянии правильно отреагировать на свершившееся. “Мой ребенок наркоман!” — воспринимается многими словно признание в преступлении. На приеме у психолога подростки с диагностированной зависимостью часто говорят о недопонимании, о скандалах и угрозах со стороны самых близких людей. Многие авторитарно настроенные родители вообще выгоняют детей-наркоманов из дома...

Е. К.: А между тем таким родителям следует задуматься: не могли ли они, их образ жизни, привычки, поведение, отношения между собой, стать первопричиной пагубного пристрастия сына или дочери. Употребление наркотиков — это всегда сигнал со стороны ребенка: что-то идет не так в моей семье, в моем окружении, в моих мыслях. Именно поэтому очень важно, чтобы родители не только не усугубляли ситуацию, обвиняя свое чадо во всех грехах и идя на крайние меры вроде выгнать из дома или посадить под домашний арест, но чтобы начали активно помогать больному: проходить лечение от наркомании как созависимые люди. И уже потом начать жизнь словно с новой страницы, без повторения допущенных ошибок. Измениться самим и изменить уклад жизни своего ребенка. Только в том случае, если близкие люди подставят плечо “сорвавшимся” подросткам, можно вести речь о преодолении проблемы.

 Точка зрения

Андрей Копытов: Хочу в очередной раз озвучить непопулярную, но единственно верную позицию медика в отношении наркозависимых: не бывает бывших алкоголиков и наркоманов. Конечно, в рекламных целях можно убеждать людей и особенно нашу молодежь, что подобного рода болезни полностью излечимы, но факты — упрямая вещь. Никотин, алкоголь и наркотики — критерии зависимости от этих веществ одинаковые. Поэтому речь в данном случае можно вести только о длительной ремиссии, это, право слово, будет намного честнее. При действенном лечении и дальнейшем соблюдении необходимых правил ремиссия может длиться сколь угодно долго, хоть всю жизнь. Основная проблема в том, что многие — особенно это касается наших подростков! — не в состоянии осознать и принять свою зависимость. У нас складывается катастрофическая ситуация с курительными смесями, которые тинейджеры (а часто и их родители, что еще сильнее усугубляет ситуацию!) почему-то считают безобидным модным развлечением. Между тем беды для человеческого организма они несут огромные: оказывают ужасающее влияние на головной мозг и на психические функции. После употребления курительных смесей наблюдается картина, как при шизофреническом психозе, через год употребления этого наркотика человек уже просто, что называется, без головы. И что самое страшное — наше законодательство не поспевает за изменчивостью их химических составляющих: только мы объявили вне закона одну смесь, как наркодельцы тут же придумали аналог...

Употребление наркотиков и незаконная торговля ими во многих развитых странах мира приобрели сегодня катастрофические размеры. В междунаpодном антинаpкотическом центpе Hью-Йоpка не так давно озвучили пpиблизительное количество наpкоманов на земном шаpе. Цифpа оказалась ужасающей: миллиаpд зависимых! Официальная пресса США, Великобритании, Германии, Швеции, Украины, России и, увы, Беларуси нередко сообщает о смерти своих граждан, последовавшей в результате передозировки наркотической или психотропной “дури”. Прошли времена, когда мы могли с гордостью заявлять: в отличие от “загнивающего Запада” в нашей стране наркоманов нет (хотя, разумеется, они были и во времена БССР, только исчислялись, по сути, единицами). По состоянию на начало года в Беларуси только на официальном диспансерном и профилактическом учете состоит около 11 тысяч больных наркоманией и почти две тысячи — токсикоманией. А международная практика уже доказала: чтобы получить реальную картину, эту цифру можно смело увеличивать в десять раз. И что самое плачевное — активными клиентами торговцев марихуаной, спайсом, амфетаминами, галлюциногенами, ЛСД, героином и “снежком” все чаще сегодня становятся подростки — 15—17-летние парни и девчата, приобретающие таблетки, нюхательные или курительные смеси по интернету, “у хороших знакомых” или — да запросто! — на какой-нибудь дискотеке.

НА ЗАМЕТКУ

Наркомания — это болезнь, и как любая болезнь, она имеет целый ряд симптомов и косвенных признаков, которые подскажут вам, что близкий человек “подсел на дурь” и пора бить тревогу. 

  • Изменение поведения. Пассивность наркомана весьма специфична: он не просто перестает чем-либо интересоваться, события буквально проходят мимо него. Можно заметить также постоянные перемены настроения и беспричинную агрессию.
  • Расширенные зрачки, бледная с синюшным оттенком кожа, замедленные речь и реакции, общая вялость на фоне огромного аппетита (особенно после курения “травки”). 
  • Из-за потери интереса к происходящему наркоман обычно выглядит неряшливо. Можно заметить пятна на одежде или дыры от сигарет на брюках, юбке. “Колющиеся” наркоманы скрывают следы уколов на руках с помощью длинных рукавов. Даже в самую жаркую погоду они не оголяют эту часть тела. Реакцию зрачков наркоманы маскиру! 

На злобу дня 

Вот только парочка недавних случаев, произошедших в одном и том же районе Минска, когда наркотический дурман едва не стал причиной гибели взрослых людей, подростка и ребенка. Этих “героев” удалось остановить вовремя, но... Кто даст гарантию, что подобное не повторится? 

На днях сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних Партизанского РУВД столицы побывали в одном из колледжей, где 16!летний учащийся потерял сознание. Как оказалось, парень употребил спайс вместе с приятелем до прихода на занятия. И уже через несколько минут, не дойдя буквально несколько шагов до места учебы, подросток упал. Приятель, испугавшись, что в колледже узнают о причинах, убежал. Лежащего на земле молодого человека заметили прохожие и позвонили в 103. После оказания экстренной помощи медикам удалось привести подростка в чувство. 

Сотрудники отделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Партизанского РУВД обратили внимание на молодую пару с маленьким ребенком на руках, которые шли по проезжей части. Уклонившись от проезжающей в сантиметре машины, мужчина и женщина собиралась идти дальше, но правоохранители убрали молодых людей с дороги. Как оказалось, горе!путешественники находились под действием наркотиков и были практически в бессознательном состоянии. На свитере, завязанном вокруг тела мужчины, лежал грудной ребенок, который сильно плакал. Оперативники немедленно вызвали скорую помощь и коллег из инспекции по делам несовершеннолетних, которые забрали ребенка у родителей. 

Как выяснилось, семейная пара (обоим родителям по 26 лет) нигде не работает и уже неоднократно была судима за употребление, хранение и сбыт наркотических веществ. Молодая мама, освободившись из мест лишения свободы, забеременела, но употреблять наркотики не бросила. 

Сейчас четырехмесячный ребенок находится в инфекционной больнице, где ему оказывается медицинская помощь. Уже принято постановление о признании его нуждающимся в государственной защите. 

ДОСЬЕ “НГ”

Географическое положение и транспортная инфраструктура Беларуси, предопределившие ее транзитные возможности, широко используются участниками международного наркотрафика для контрабанды амфетамина, марихуаны и марокканского гашиша из стран Евросоюза в Российскую Федерацию. Психотропные вещества нового поколения (JWH, альфа-PVP, 3,4-метилендиоксипировалерон (MDPV), пара&метиламфетамин, парафтороамфетамин, параметоксиамфетамин), изъятия которых в значительных количествах встречались в прошедшем и текущем годах, поставлялись к нам из России, Китая, Эстонии. Гашиш, амфетамин, метамфетамин, МDМА, потребляемые внутри страны, как правило, поставляются незначительными партиями с территории стран Балтии, Польши и России. Значительное количество поставляемых из России веществ поступает в Беларусь из Санкт-Петербурга. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter