На ошибках учатся

Коллегия Минторга: Бытовые услуги могут приносить доход

За счет каких рычагов сфера бытового обслуживания населения может выйти в «плюс»?

Кажется, все давно уже привыкли к мысли, что направление бытовых услуг населению в Беларуси убыточно. Нас в этом вопросе «стараются» не разочаровывать — в минувшем году темп роста объема услуг, оказанных населению через все каналы реализации, составил 95,2 % к уровню 2011 года при задании 110 %. Отчасти во всем виноваты цены, которые выросли на 75,8 %. По итогам 2012-го убытки «бытовки» достигли Br 12,4 млрд., причем 70 % финансовых неудач пришлось на Гродненскую и Гомельскую области. В то же время из 170 подотчетных управлениям торговли и услуг учреждений бытового обслуживания, находящихся в регионах, 168 сработали с чистой прибылью в размере Br 61,7 млрд. «Бытовка» может приносить доход — к такому выводу пришли участники выездной коллегии Минторга.

«Вареные» джинсы для «Купалинки»

Надо заметить, что в сфере бытового обслуживания время от времени «выстреливают» успешные проекты. Но непосредственно с бытовым обслуживанием они связаны лишь косвенно. К примеру, Воложинский КБО расширил перечень своих услуг за счет открытия пилорамы, в Любани начали изготавливать сэндвич-панели из ПВХ, Слуцкая фабрика пошива одежды взяла шефство над тремя комплексно-приемными пунктами — и они стали работать в «плюс». Секрет заключается в том, что там реализуются не только бытовые услуги, но и трикотажные изделия, которые производит предприятие.

К слову, шьют сегодня во многих РКБО. Не стал исключением и Солигорский, где и прошла выездная коллегия Минторга. Здесь, кроме традиционных услуг, можно приобрести детские игрушки, одежду, одеяла, шторы — развитие сопутствующей деятельности приносит предприятию дополнительный доход в размере 10—15 %. Вырученные средства тотчас же направляются на модернизацию производств. «Есть прецеденты, когда на услугах зарабатывают Br 10 млн. и еще Br 80 млн. — на торговле своей продукцией. У нас же средний показатель по выручке на один комплексно-приемный пункт сегодня — Br 6,3 млн. Вместо того, чтобы их закрывать, можно открыть маленький магазин и добавить к нему заказ на бытовые услуги. Тем более что мы ставим задачу получать Br 25 млн. выручки. Это реально, надо захотеть работать, а не сидеть сложа руки. Тех, кто будет получать больше, Br 50 млн. или Br 80 млн., мы отметим персонально», — пообещал министр торговли Валентин Чеканов.

Он отмечает, что сегодня «бытовка» выпускает хорошие товары: «Но мало продавать их на внутреннем рынке, они должны поступать на экспорт. Так предприятия будут зарабатывать валюту и за эти деньги покупать новое оборудование». Распространить на всю республику министр поручил и опыт взаимодействия Солигорского КБО и местной швейной фабрики ОАО «Купалинка» — комбинат «варит» для предприятия джинсы. Разумеется, за деньги.

Глава Минторга назвал недопустимым явление, когда крупные дома быта сдают в аренду имеющиеся площади. «Многие организации бытового обслуживания вместо расширения и предоставления новых видов услуг предпочитают идти по самому легкому пути. Было критическое время — надо было выживать, а сейчас надо развивать собственное производство, — убежден министр. — Дом быта по своему назначению должен представлять собой мультикомплекс, в котором сконцентрировано предоставление максимального перечня бытовых услуг, в том числе и частниками».

В Солигорске представлен широчайший спектр бытовых услуг — начиная с парикмахерской и заканчивая спортзалом, час занятий в котором стоит всего Br 10 тыс. Пользуются популярностью химчистка и прачечная, которые совсем недавно переехали в новое, реконструированное здание. «Раньше бытовые услуги оказывались по соседству, в «тылу» Института проблем ресурсосбережения. Когда учреждению надо было расширяться, логично, что оно захотело стать собственником площадей рядом. Взамен институт реконструировал и отремонтировал старое здание напротив, закупил современное оборудование, провел коммуникации, создал хорошие условия для труда. На все ушло Br 7,3 млрд. По условиям договора теперь это собственность комбината бытового обслуживания», — поясняет председатель Солигорского райисполкома Александр Римашевский. В итоге в течение месяца только прачечная принесла более Br 280 млн. выручки, а к ее услугам уже прибегают 40 организаций города и население, доля которого в общем объеме оказываемых услуг составляет всего 6 %. Любопытно, что крупные предприятия задумались о целесообразности содержания собственных агрегатов для стирки и готовы вложить деньги в развитие местного КБО. «Да, бытовое обслуживание в некоторых случаях затратно, имеются убытки. Но изучив опыт Солигорска, убежден: ситуация поправима. Можно сегодня увеличивать объем услуг, которые оказываются на селе, главное — чтобы сами работники были заинтересованы их продвигать, — говорит министр торговли. — Надо готовить специалистов и не обижаться, когда они открывают свой бизнес. Рано или поздно мы придем к тому, что бытовым обслуживаем будет заниматься частник. Хотя по-прежнему остается открытым вопрос о работе в глубинке. Пока на долю негосударственных структур приходится всего 3 % от общего объема оказываемых услуг на селе».

Занятие по «профилю»

Чтобы выполнить запланированный в текущем году темп роста объема услуг по республике в 112 % и в 107,5 % в сельской местности, мало перенять передовой опыт. Сфере бытовых услуг еще предстоит сделать выводы из прошлогодних неудач, чтобы избежать их в будущем. Для этого придется увеличить оказание высокодоходных услуг: по ремонту и строительству жилья и других построек, по техобслуживанию и обновлению транспортных средств, изготовлению обуви. Пока же почти 70 % от общего объема заказов приходится на долю малодоходных операций: ремонт сапожек и туфель, починка и изготовление швейных и трикотажных изделий, услуги прачечных и химчисток (хотя, как показала практика, последние в столице приносят неплохой доход своим владельцам). Кстати, в Минторге особо отметили: цены в регионах на услуги немногочисленных прачечных более чем вдвое ниже, чем в Минске. Например, в Витебской области за стирку килограмма белья возьмут всего Br 5,2 тыс.

Дефицит отдельных видов бытовых услуг тоже немало заботит регулятора. К примеру, в республике остро не хватает химчисток: из 34 действующих 20 находятся в Минске. На каждую столичную в среднем приходится «нагрузка» в 90 тыс. человек, в то же время в Европе этот показатель в 11 раз ниже. «Появление новых предприятий в этом сегменте вполне закономерно и экономически выгодно. Люди готовы из райцентров везти одежду за 150—200 километров, чтобы отдать Br 25 тыс. за хороший внешний вид костюма. В Минске за это попросят все Br 120—160 тыс.», — делится наблюдениями замминистра торговли Ирина Наркевич. При этом она признает: в регионах сдерживают развитие таких компаний необходимость закупать дорогостоящее оборудование и материалы, длительный срок окупаемости, высокие цены на энергоносители.

Руководители организаций, работающих в сельской местности (в конце прошлого года в республике насчитывалось 1,59 тыс. комплексных приемных пунктов), должны сформировать планы по выходу на безубыточную работу. К сожалению, констатируют специалисты, эффективность господдержки сегодня невысока. По оперативным данным Минторга, на рубль средств из республиканского бюджета оказано бытовых услуг в среднем на 1,4 рубля. В то же время согласно Указу № 386 «О некоторых вопросах бытового обслуживания населения в сельской местности в 2011—2012 годах» на поддержку бытового обслуживания в прошлом году было направлено Br 54,7 млрд., еще Br 5,1 млрд. было затрачено на техперевооружение в рамках программы развития села. «В соответствии с проектом нового указа о регулировании бытового обслуживания населения выделение субсидий будет зависеть от объемов бытовых услуг, оказанных населению», — подчеркнула Ирина Наркевич.

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter