На одно одиночество меньше

Хотя  в  кровном  родстве  55-летняя  Наталья  Ивановна  и  102-летняя Александра  Михайловна  Пасканная  не  состоят, живут  они  в  одном  доме

Хотя  в  кровном  родстве  55-летняя  Наталья  Ивановна  и  102-летняя Александра  Михайловна  Пасканная  не  состоят, живут  они  в  одном  доме

— Когда узнала, что женщина могла попасть в дом престарелых, сразу забрала ее к себе, — говорит Наталья Ивановна. 

Сама хозяйка частного дома на берегу Днепра ничего особенного в своем поступке не видит, потому попросила и фамилию не называть. Хотя многим, наверное, такого порыва не понять: у старушки-то даже недвижимости нет, чтобы унаследовать! Но дети Натальи к решению матери отнеслись с уважением. И помогают ей собирать бабушку на «помывку» в ванную к знакомым, балуют конфетами и мандаринами и слушают рассказы «квартирантки» о далеком прошлом. 

Чаще всего баба Шура вспоминает своего первого мужа Григория. 

— Замуж вышла в шестнадцать лет. Но вместе  пожили недолго – в двадцать третьем по доносу его расстреляли, — вздыхает Александра Михайловна, заново переживая свое горе. 

А следом пришла и другая беда: деревенская красавица с Краснопольщины потеряла первенца. Не иначе, считает, свекровь прокляла. Потому что больше молодая вдова, еще дважды выходившая замуж, не беременела. Хотя в свое время и повезло получить курсовку на лечение в Евпатории. «Написано было – на осень, — рассказала баба Шура. – А я подумала: что ждать – и поехала в июне». 

Но пациентку в санаторий «зачислили» и «купали в соленых ваннах, где не утонешь». В свободное время Александра «ходила на море, глядела, как люди там плавают» и гуляла по городу. Тот месяц восьмидесятилетней давности остался самым светлым пятном ее жизни. Все остальное время «рабiла» без отпусков и почти без выходных. 

— И пахала, и сеяла, и жала, и косила, и лес валила, и ткала, — перечисляет баба Шура. – А стажа не выработала. Часть трудодней «потерялась», и стажа насчитали 23 года всего. 

Однако Пасканная зла ни на кого не держит и прожитое оценивает не толщиной набитого кошелька, а суммой добрых дел. «Почти всю войну семерых сирот, племянников второго мужа, доглядала», — говорит. А когда после чернобыльской аварии их «радиоактивный Высокий Бор хоронили», самый младший из спасенных детей позвал Александру Михайловну к себе на Шкловщину. Но Бог не дал ему долгой жизни. И жена с детьми и внуками к «посторонней» жиличке охладели… 

— А я, можно сказать, не теряла связи с бабой Шурой всю жизнь, — поделилась Наталья Ивановна. – С тех пор, как старшеклассницей у нее квартировала. Высокоборскую школу и мою родную Антоновку разделяли 10 километров – каждый день разве набегаешься? 

Тогда же Пасканная открыла для школьницы и мир Библии. Молитва, утверждает Наталья, однажды ей даже жизнь спасла. Дело было так: пошла девушка зимним вечером после школы домой и в лесу заблудилась. Несколько часов кружила, пока не поняла: силы на исходе. И как будто кто-то подсказал: помолиться надо! Раз-другой молитву прочитала — почувствовала, как будто силы появились. Вновь отправилась в дорогу – и наткнулась на электрическую опору. Так и шла – от столба к столбу, которые в итоге в родную деревню потом и вывели. 

Хотя вера раньше не поощрялась, обе женщины не расставались с Библией. Баба Шура и сейчас время от времени просит свою «опекуншу» почитать любимые страницы этой самой важной для нее книги — «чтобы поразмышлять». Потому что свои глаза букв уже не различают. Но на то, чтобы помолиться «за всех в мире», силы еще есть.  «Родных-то и друзей всех пережила», — объясняет старушка. 

А еще – ждет посылку из далекой Америки. Выехавшие туда внучки третьего мужа узнали о судьбе женщины, позвонили на новый адрес. И отправили в подарок посылку с заморскими лакомствами… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter