Системное реформирование строительной отрасли таит в себе немалый риск

На очереди дороги

Заседание рабочей группы по строительству в минувший вторник не завершилось каким–либо конкретным итогом...

Заседание рабочей группы по строительству в минувший вторник не завершилось каким–либо конкретным итогом. Оно носило скорее полемический характер и тем, пожалуй, показательно. Если новация вызывала малейшее сомнение, она подвергалась всестороннему обсуждению и нередко отвергалась. Системное реформирование отрасли таит в себе немалый риск. Она работает. Ее регулирует множество нормативных актов, действуют пусть не идеальные, но налаженные взаимосвязи между субъектами рынка: строителями, проектировщиками, контролирующими инстанциями, властными органами... Непродуманные решения что–либо улучшить легко могут дать обратный эффект. Это как с настройкой инструмента: перетянешь струну — будет фальшивить, в худшем случае лопнет. Дело тонкое!


Главным вопросом повестки дня были реорганизация и особенности работы в переходный период Госстройнадзора. Это название общепринятое, официально структура именуется инспекцией департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации. Его уставная функция — контроль качества «в целях обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности объектов строительства, государственной защиты интересов потребителей строительной продукции и общества».


Первому заместителю директора департамента Юрию Булахову не удалось полностью завершить свой доклад. Такое нередко бывает на заседаниях группы, и причина обычно одна: неподготовленность выступления, недостаточная проработка проблемных вопросов.


Напомним, что 9 августа 2013 года Совет Министров своим постановлением утвердил порядок финансирования инспекций Госстройнадзора. Они содержатся за счет целевых отчислений (платят заказчики и застройщики), размер которых зависит от стоимости строительно–монтажных работ. Если объект финансируется из бюджета, они составляют 0,15 процента стоимости, если из иных источников — 0,35. В абсолютных цифрах это миллиарды, огромные деньги. Распорядиться ими нужно оптимально и эффективно, но как именно? Докладчик не сумел убедительно это показать. Да, в последние годы Госстройнадзор немало утратил в своей значимости и авторитетности, его сотрудники — в заработках, многие профессионалы из службы ушли, нагрузка на оставшихся велика. Для сравнения: в России на одного инспектора в среднем за год приходится 35 поднадзорных объектов, у нас — 70.


Среди первоочередных задач Ю.Булахов назвал совершенствование материально–технической базы, в частности — ...обновление парка служебных машин. Дескать, из полусотни имеющихся 20 полностью изношены. Глава Администрации Президента и председатель группы Андрей Кобяков тут же указал докладчику на неверно расставленные приоритеты. Авторитет Госстройнадзора должны формировать не представительские лимузины инспекторов, а их высокий профессионализм, подкрепленный достойным заработком. Который, между прочим, позволил бы инспекторам ездить по объектам на своих личных машинах.


А.Кобяков заметил, что аппетиты ведомства плохо соотносятся с провозглашенным социальным приоритетом: снижением стоимости квадратного метра жилья. Увеличение затрат недопустимо на любой стадии, будь то проектирование или контроль. Словом, Госстройнадзору предстоит еще раз продумать свои расходы, структуру, численность инспекторов, штатных и привлеченных, систему их подготовки и функции, которые не должны дублировать, например, задачи авторского и технического надзора.


Немалая часть заседания была посвящена витебскому ДСК, комплексно модернизированному предприятию, с которым строительный комплекс области связывал большие надежды, но который никак не выйдет на проектную мощность. Еще на прошлом заседании его директор пытался оправдываться и даже называл рецепты оздоровления. Явно опоздал. Комитет госбезопасности официально сообщил о возбуждении против теперь уже экс–директора двух уголовных дел. Он подозревается в превышении власти или служебных полномочий и мошенничестве. Причиненный его действиями ущерб пока оценивается в 298 млн. рублей, еще 800 млн. предприятие не получило по заключенным договорам.


На днях члены рабочей группы посетили ДСК с инспекцией. Действительно нашли немалые резервы. Их можно и нужно включить, увеличить эффективность работы ДСК. Но директор их почему–то не замечал. Зато, как выяснили инспектора, представлял на заседаниях группы недостоверную, двухлетней давности информацию. Достоверная же состоит в том, что ДСК до сих пор работает не в три смены, как было обещано, и даже не в две, а лишь в одну. Загрузка — 27 процентов. Немалое удивление сопредседателя группы Александра Якобсона вызвала информация, что песок для своих нужд комбинат завозит с расстояния... более 200 километров. А.Якобсон подтвердил, что Комитет госконтроля продолжит проверку хозяйственной деятельности предприятия.


...О предстоящих задачах рабочей группы сообщил А.Кобяков. Вслед за жильем предстоит обратить внимание на дороги, причем столь же основательно: проектирование и строительство, содержание и ремонт, финансирование и качество. Таково поручение Президента.

 

Советская Белоруссия №177 (24314). Пятница, 20 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter