На общей земле

Экологический совет при Комиссии по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий ПС Союза Беларуси и России провел «круглый стол» на тему: «Экология и общество: проблемы и приоритеты в условиях интеграции России и Беларуси». О нем мы сегодня рассказываем.Экологические проблемы строители Союзного государства пытаются решить уже много лет. Поскольку понимают, что состояние экологии влияет не только на демографию, но и на экономику, да и на всю нашу жизнь. Но не всегда эти решения находятся быстро.

Забытые герои
Одна из таких программ направлена на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы. В результате ее в России пострадали 1,8 миллиона человек, более 56 тысяч россиян были вынуждены покинуть родные земли, а в ликвидации последствий аварии участвовали около 200 тысяч человек.
В Беларуси пострадали 1,3 миллиона человек,  с насиженных мест снялись 137 тысяч, заражено 47 тысяч квадратных километров земель в Гомельской, Могилевской и Брестской областях. Ликвидаторов в Беларуси более 100 тысяч.
Заместитель директора Департамента развития инфраструктуры МЧС России Татьяна Марченко доложила, что реализуется уже третья программа, действие которой рассчитано до 2010 года. Речь идет об адресной специализированной медицинской помощи населению, обеспечении безопасного использования сельскохозяйственных угодий и земель и формировании у населения адекватного восприятия последствий аварии на чернобыльской станции с помощью общей информационной политики.
Российские и белорусские ученые работают над комплексным проектом тематического атласа, который предполагается издать в 2009 году. Он будет содержать картографические, аналитические справочные материалы, отражающие прогнозные ситуации на загрязненных территориях до 2056 года.
Но если с ликвидацией страшных последствий дела обстоят неплохо, то о людях порой забывают. По словам проректора МНЭПУ Ирины Сосуновой, в последнее время участились случаи ущемления интересов ликвидаторов и населения, пострадавшего от чернобыльской катастрофы. В Брянске, Белгородской области, в Беларуси растет число онкологических больных.
От принятых в России новых законов ликвидаторы много потеряли, о чем с высоких трибун говорить не принято. Как и о сокращении рабочих мест на загрязненных территориях, снижении доходов в сельском, лесном и охотничьем хозяйствах, рыболовстве, туризме. А в этих отраслях было занято до 34 процентов работоспособного населения.
Выход из создавшегося положения И. Сосунова видит в усилении роли гражданского общества, в принятии и реализации экологически значимых решений.

Прогноз не нужен?
Хорошие результаты от совместной деятельности России и Беларуси, по словам начальника Управления научных программ международного сотрудничества и информационных ресурсов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Виктора Блинова, достигнуты в изучении проблем глобального и регионального изменения климата.
Ученые подготовили Стратегический прогноз о влиянии изменений климата до 2015 года. Факты свидетельствуют: если уже сейчас не принять адекватные меры, то в будущем наши страны могут понести значительные экономические и людские потери. Поэтому очень важно прогноз климатических изменений сделать доступным для лиц, принимающих политические и экономические решения. Чтобы он был учтен в планах и стратегиях развития экономики и территорий, использования и управления водными ресурсами, развития сельскохозяйственного производства, в строительных нормах.
Советник руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Сергей Ходкин уточнил, что у российских и белорусских гидрометеорологов множество совместных проектов по восьми наиболее важным направлениям. Экономическая значимость их работы не раз доказана: повышение оперативности и оправданности различного рода прогнозов позволило сократить ущерб от техногенных, гидрометеорологических явлений на 10 процентов.
Однако проекты так долго «ходят» по кабинетам чиновников, что не успевают попасть в союзные программы.

Экологическая малограмотность
У заведующего кафедрой МГПУ Юрия Хотунцева большие претензии к качеству экологического образования в России, особенно в школах. В 1990-х годах Минобразования посчитало, что в нем нет необходимости, и добавило экологические вопросы к другим предметам. Вопрос о формировании экологического мировоззрения, культуры учащихся фактически не ставится и сегодня.
Некоторым исключением является Москва, где в 2007 году утвержден новый учебный план базисного образования и в 10–11-х классах введен предмет «Экология Москвы и устойчивого развития». На базовом уровне ему отведено 34 часа, на профильном – 68. В ряде регионов России изучение экологии как необязательного предмета включено в качестве регионального компонента. Недальновидность чиновников очевидна, ведь именно общеобразовательные школы являются единственным институтом, через который проходит все население страны.
Директор Экологического центра МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Смуров немного скрасил тягостные впечатления от всеобщей экологической неграмотности российских школьников и рассказал о модернизации профессионального экологического образования в нашей стране и перспективах совместного вхождения России и Беларуси в единое Европейское образовательное пространство.
В Беларуси, как и в России, система профессионального экологического образования формировалась в начале 90-х годов, включает 11 специальностей, реализуется в 4 классических университетах и 5 специализированных вузах. Для всех экологических специальностей в Беларуси может быть найдет аналог в России. Однако не все российские специальности имеют аналоги в Беларуси. В стандартах и образовательных технологиях много общего, и можно создавать сходные системы экологического образования.

Вода и нанотехнологии
Директор НИИ воды РГЭН Михаил Черепанский рассказал о проблемах подземных источников водоснабжения России и Беларуси в бассейне реки Днепр. Основная задача обеих стран – защита основных источников водоснабжения, подготовка к эксплуатации неиспользуемых месторождений и организация водоснабжения сельскохозяйственного населения.
Качество подземных вод в целом отвечает требованиям к питьевым водам, исключением является повышенное содержание компонентов железа, марганца, стронция и общая жесткость подземных вод.
Президент Академии экологии «Ноосфера» Сергей Конаков пояснил, что химический состав донных отложений Московского региона, Подмосковья абсолютно совпадает с химическим составом выбросов промышленных предприятий: все, что выбрасывается в атмосферу, попадает в почву, а затем в водные бассейны. Основные загрязнители – промышленные предприятия и автомобили. Поэтому ужесточение требований к экологическим стандартам на автомобили, самолеты вскоре коснется и нас. И нам придется либо переделывать двигатели, либо закупать импортные автомобили и самолеты.
Подписание Киотского протокола заставляет нашу страну модернизировать предприятия, которые будут сертифицировать иностранные контролеры. И если в западных странах эту процедуру прошло порядка 100 тысяч предприятий, то у нас – пока лишь несколько сотен.
Президент академии предложил научному и политическому потенциалу Беларуси и России начать разработку научной программы по созданию утилизационной отрасли, учитывающей взаимодействие компонентов промышленных предприятий, когда отходы одного предприятия являются сырьем для другого.
Ученый обратил внимание участников, что практика внедрения прогрессивных технологий, открытие радиоактивности химических элементов говорит о том, что их сначала внедряют, а затем начинают думать,  как они действуют на человека. Нанотехнологии – работа с частичками настолько мелкими, что никто не знает, как они воздействуют на клетки организма. Поэтому желательно и этот вопрос включить, как предвосхищающий экологические проблемы нанотехнологий, в научные разработки Беларуси, где больше политической воли, и России, где больше научного потенциала.
По итогам «круглого стола» приняты рекомендации, адресованные органам власти, научным и образовательным организациям. Они предусматривают расширение совместной деятельности научных и образовательных организаций России и Беларуси как для повышения экологической культуры, так и для подготовки кадров, которым предстоит заниматься защитой окружающей среды.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter