На обочине

У автотрасс пустуют и разрушаются сотни зданий. Почему?
У автотрасс пустуют и разрушаются сотни зданий. Почему?

По дороге не только ездят. На ней еще и деньги зарабатывают. Причем неплохие. В Европе это давно усвоили. Вкусно пообедать, почитать газету, купить свежие цветы на тамошних трассах не проблема. Наш придорожный сервис, увы, пока гораздо скромнее. Вместо призывно мигающей иллюминации кафе или магазина усталый путник иной раз видит лишь темноту пустых окон полуразрушенных зданий. К такому выводу пришли специалисты Комитета госконтроля, обследовав придорожные полосы республиканских и некоторых местных трасс. Они подсчитали: 239 капитальных сооружений, которые могли бы приносить пользу путешественникам и прибыль владельцам, сегодня пустуют и разрушаются...

Среди них — помещения бывших столовых, клубов, школ, производственных цехов. Вот, скажем, столовая–бар «Свитязь», расположенная в придорожной полосе автодороги Р–5, которая соединяет границу Брестской области с Ивьем. Семь лет назад на ее дверях появился замок. Здание выглядит, как после бомбежки. Без окон и дверей, с разрушенными ступеньками и крышей. Хотя объект позарез нужен не только водителям, но и туристам. В 250 метрах — озеро Свитязь, на берег которого летом устремляются туристы со всей Беларуси. Но пляжный отдых они вынужденно совмещают с отдыхом для желудка. Поблизости — ни одной точки общепита. Хозяин здания — сельскохозяйственное предприятие «Свитязь» — только сейчас готовит документы на продажу. Ладно крестьяне: у них то посевная, то уборочная. До столовой не дошли руки... Но что все эти годы делал райисполком для того, чтобы использовать здание с пользой? Деньги, которые можно было получить, к примеру, сдав здание в аренду, — совсем не лишние для района...

У двух объектов, расположенных вблизи дороги Лида — Слоним, — бывшей школы и клуба деревни Староельня Дятловского района — судьба еще печальнее. За долгие годы отсутствия хозяина здания настолько обветшали, что, кроме как под снос, больше ни на что не годятся. Двухэтажный клуб был списан с баланса сельскохозяйственного предприятия почти два года назад, но до сих пор не разобран.

Такая же участь — быть стертой с лица земли — едва не постигла водяную мельницу, расположенную на 12–м километре дороги Р–89 в Лидском районе. Уникальное двухэтажное здание почти 20 лет как пустует. Со временем обрушилась крыша, люди растащили окна и двери... На сельскохозяйственном предприятии по племенному делу «Нива», на чьем балансе мельница, решили ее сносить. Но... объектом заинтересовались предприимчивые люди из Литвы. Они задумали преобразовать его в гостинично–туристический комплекс. Минсельхозпрод предложил хозяйству продать здание на аукционе. Этим все и закончилось. У «Нивы» не нашлось денег на оформление регистрации строения, без которой невозможна его продажа.

— Громоздкая и дорогая процедура государственной регистрации является одной из причин того, что многие здания, которые могли бы эффективно использоваться другим собственником, приходят в полную негодность, — считает главный специалист главного управления контроля бюджетно–финансовой сферы и деятельности госорганов Комитета госконтроля Андрей Шунько. — Необходимо упрощать эту процедуру. Возможно, стоит переложить затраты на покупателей объектов.

И еще на один момент обращают внимание в Комитете госконтроля. Список пустующих зданий у трасс, хотя и внушительный, но, возможно, неполный. Проверки–то были выборочными. Поэтому райисполкомам нужно срочно провести инвентаризацию таких объектов. Возможно, их еще можно спасти. Ведь способов использования — множество. Аренда, продажа, передача в безвозмездное пользование. Где–то с вариантом определится собственник, а где–то ему нужно и подсказать. Здания, находящиеся в коммунальной собственности, сейчас можно продавать за одну базовую величину. Чем не привлекательные условия для индивидуального предпринимателя? Но чтобы найти его, нужна информационная работа. Реклама в СМИ, Интернете... В итоге выиграют и дороги, и люди. Хотя бы потому, что появятся сотни новых рабочих мест.

Кстати

Из 239 неиспользуемых зданий 26 процентов находятся в государственной собственности. 15 процентов являются фактически бесхозными, так как собственник не установлен.

На заметку

Самый большой объект, не используемый с 1990 года, — недостроенное здание Гродненского аэровокзала около деревни Обухово, в километре от магистральной трассы Минск — Гродно. Неоднократно объявлялись конкурсы по его продаже, однако покупателей не нашлось. Возможно, отпугнула цена — около 4 миллиардов рублей. Сейчас УКС Гродненского горисполкома готовит документы, необходимые для продажи здания на аукционе.

Фото предоставлено КГК.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter