На недельку до второго…

В 2008 году белорусские агроэкоусадьбы заработали миллион долларов

На Западе агротуризм прошел путь от альтернативы сельхозпроизводству до высокоприбыльной отрасли…

Один из посетителей редакции как-то заметил, что  открывающиеся агроусадьбы забирают к себе на работу сельчан. А в СПК, мол, и так рук не хватает. А во-вторых, получая льготные кредиты, они снова обделяют сельское хозяйство. В  Беларуси агроэкотуризм развивается сравнительно недавно. И делать какие-то глубокие выводы преждевременно. Но в прошлом году усадьбы заработали в валютном эквиваленте миллион долларов. И почти все деньги остались на селе. Кредиты выдают небольшие – до 70 миллионов рублей. Так что в этом отношении они не соперники СПК.

На недавней конференции, посвященной развитию агроэкотуризма, вице-премьер Иван Бамбиза заметил, что эта сфера деятельности  может дать толчок развитию деревень. Усадьбы, подчеркнул вице-премьер, выделяются своей оригинальной архитектурой, ухоженностью. И хозяева других домов начинают потихоньку тянуться за ними. Можно также говорить о том, как сельский туризм способствует сохранению и развитию народных традиций, рекламе страны за рубежом… Кстати, а как там, за границей? Ведь этот вид отдыха во многих государствах уже давно получил широкое развитие. 

Заведующий кафедрой международного туризма факультета международных отношений БГУ Леонид Гайдукевич на той же конференции заметил, что в Западной Европе агротуризм значительно помог сельчанам. Пионерами в его развитии являются Австрия, Италия, Франция и Германия.          

И начинали у них практически с нуля. Так, в Италии, отмечает Леонид Михайлович, двадцать лет назад условия проживания туристов в агроусадьбах были спартанскими. Приезжали, селились в обычный крестьянский дом и отдыхали от городской жизни.  А теперь на Апеннинах некоторые усадьбы представляют
собой мини-гостиницы уровня 3—4 звезд. Там есть сауны, бассейны, теннисные корты, антикварная мебель… Под них реконструируются старинные замки  и монастыри.

В 80-е годы прошлого столетия агротуризм стал частью протекционной политики в Англии и Франции. Тогда сокращалось сельскохозяйственное производство. Нужны были новые рабочие места. И сельский туризм был призван уменьшить отток населения из деревень. В значительной мере надежды оправдались, сказал Леонид Гайдукевич корреспонденту «Р».  Оказалось, этот вид деятельности может быть высокоприбыльным. Он способствует не только притоку в село денег, но и развитию инфраструктуры, повышает культурно-образовательный уровень крестьян. Ведь хозяева усадеб вынуждены искать что-то новое для клиентов, а заодно и учиться. В деревнях также развиваются промыслы, создаются этнокомплексы…   

По подсчетам специалистов, обустройство сельского человека в городе обходится в 20 раз дороже, чем создание условий для его работы в деревне. Поэтому Евросоюз нацеливает своих новых членов на развитие агротуризма. И правительства стран предоставляют льготы желающим работать в этой отрасли.

Засучив рукава  взялись за это дело в Польше. Здесь можно получить кредит до 30 тысяч долларов. В Венгрии не взимают налоги с личных доходов, полученных от использования своего жилья для отдыха туристов.  Есть также и специальные налоговые льготы для тех, кто занимается агротуризмом  в экономически слабых сельхозрегионах.

Леонид Гайдукевич особо выделил опыт Латвии. В эту страну на отдых приезжает немало иностранцев. Там правительство своевременно обратило внимание на перспективный вид туризма, приняв ряд стимулирующих нормативных актов. По данным Ассоциации сельского туризма Латвии, за последние восемь лет почти в десять раз возросло количество мест приема туристов на селе, в 19 раз – койко-мест.

В то же время Гайдукевич предостерегает, что одним простым вливанием денег сельский туризм не выведешь на высокий уровень. В этом убеждает опыт Восточной Германии. После объединения земель в регионы бывшей ГДР были вложены немалые инвестиции. Однако в сельском туризме они больших дивидендов не принесли. Предприниматели их просто растранжирили – деньги ведь казенные. А в тех местах, где внешние средства были лишь поддерживающим источником, а основным – собственные, предприятия работали более устойчиво.

Необходимо также учитывать тенденции развития агротуризма. Он самый полиморфный из всех видов отдыха. И причины, по которым его выбирают, также многообразны. Но если раньше его рассматривали как альтернативу сельхозпроизводству, то теперь он взял на себя экологические и этнокультурные функции. Во многих странах мира он стал важной частью их устойчивого развития.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter