На науке свет клином

На выставке в Ганновере, куда директор минского предприятия «Белтехнология и М» Владимир Садко привез новейшую модель стана поперечно-клиновой прокатки, один из восхищенных посетителей  признался, что на месте белорусов он немедленно закрыл бы эту  выгодную технологию от посторонних и продавал бы только изготовленные с ее помощью детали. Именно так и поступают некоторые производители эффективного оборудования, тем самым обеспечивая себе конкурентные преимущества. — Конечно, можно было бы последовать мудрому совету нашего доброжелателя и зарабатывать на производстве заказных деталей, но  наука, из которой многие из нас пришли в производство, но так и не перестали ею заниматься, — это то увлечение, которое «не лечится», — говорит Владимир Иванович. – Наше предприятие было создано в Белорусском национальном техническом университете на базе научных разработок, которые велись под руководством моего учителя академика Виктора  Чачина. Поэтому мы изначально ориентированы на инновационные проекты. Да, мы зарабатываем деньги изготовлением деталей, но в объеме производства они составляют менее 20 процентов. Основная же наша забота – создание новых моделей и типов станов поперечно-клиновой прокатки, их выпущено уже более 60. Наши комплексы работают не только на белорусских предприятиях, но и в Германии, Испании, Индии, Польше, Турции, США, России, Сербии, Украине, Франции. Многим моделям нет аналогов, а некоторые и вовсе уникальны. Вот, например, сейчас мы готовим к отправке на КамАЗ крупнейший в мире стан поперечно-клиновой прокатки, способный катать валы диаметром 150 миллиметров. Это наша гордость, и мы надеемся, что новое оборудование будет востребовано и у нас в стране...

На выставке в Ганновере, куда директор минского предприятия «Белтехнология и М» Владимир Садко привез новейшую модель стана поперечно-клиновой прокатки, один из восхищенных посетителей  признался, что на месте белорусов он немедленно закрыл бы эту  выгодную технологию от посторонних и продавал бы только изготовленные с ее помощью детали. Именно так и поступают некоторые производители эффективного оборудования, тем самым обеспечивая себе конкурентные преимущества.

— Конечно, можно было бы последовать мудрому совету нашего доброжелателя и зарабатывать на производстве заказных деталей, но  наука, из которой многие из нас пришли в производство, но так и не перестали ею заниматься, — это то увлечение, которое «не лечится», — говорит Владимир Иванович. – Наше предприятие было создано в Белорусском национальном техническом университете на базе научных разработок, которые велись под руководством моего учителя академика Виктора  Чачина. Поэтому мы изначально ориентированы на инновационные проекты. Да, мы зарабатываем деньги изготовлением деталей, но в объеме производства они составляют менее 20 процентов. Основная же наша забота – создание новых моделей и типов станов поперечно-клиновой прокатки, их выпущено уже более 60. Наши комплексы работают не только на белорусских предприятиях, но и в Германии, Испании, Индии, Польше, Турции, США, России, Сербии, Украине, Франции. Многим моделям нет аналогов, а некоторые и вовсе уникальны. Вот, например, сейчас мы готовим к отправке на КамАЗ крупнейший в мире стан поперечно-клиновой прокатки, способный катать валы диаметром 150 миллиметров. Это наша гордость, и мы надеемся, что новое оборудование будет востребовано и у нас в стране. 

Чтобы понять, почему такие станы пользуются спросом, достаточно одного примера. На Чебоксарском агрегатном заводе, где уже три года работает белорусский прокатный комплекс, бригада из 15 человек прежде изготавливала 80 валов в смену, а сегодня один оператор выпускает 300 таких изделий. Но экономический эффект этим не ограничивается. Ведь поперечно-клиновая прокатка на 30—60 процентов снижает расход стали, позволяет сразу же вести чистовую обработку детали, благодаря чему в несколько раз сокращается парк токарных станков, высвобождаются производственные площади, а главное – в 1,5—2 раза повышается прочность металла. 

Спрос на белорусский продукт высокий, и это определяется еще и тем, что на территории бывшего СССР эти технологии сегодня развиваются только у нас. Более того, на мировом рынке, кроме белорусов, присутствует всего одна фирма-производитель из Чехии, продающая подобное оборудование. Это не означает, что поперечно-клиновой прокаткой никто больше не занимается. Но делают их машиностроители, как и советовал ганноверский специалист, только для внутреннего пользования. 

На вопрос, не стремятся ли белорусы завоевать зарубежного покупателя только низкой ценой, Владимир Садко даже обиделся. И объяснил, что, пока у западного покупателя сохраняется невысокое мнение о качестве восточноевропейской машиностроительной продукции, предпочтение будет отдаваться более именитому производителю, несмотря на высокие цены. Выиграть битву за выгодный заказ можно только в том случае, если предложить что-то такое, чего нет у конкурента. Каждый такой успех определяется уникальными ноу-хау, щедро заложенными в конструкцию. 

— Мы сознательно не делим своих людей на ученых и неученых, — говорит Садко. – По опыту знаю, что, как только появляются разные структуры, сразу же возникает конфликт интересов. И генерировать научные идеи, и реализовывать их на практике у нас могут все конструкторы, технологи и инженеры – так у нас подобраны специалисты, многих мы «вели» еще со студенческой скамьи. Индивидуальный вклад у нас оценивается по сумме полезной работы, и делается это как бы произвольно, без четких нормативов. В небольшом коллективе все на виду, и кто чего стоит, известно. 

Плоды такой работы с кадрами можно найти в каждом стане, вышедшем из этих стен. Вот, скажем, благодаря хитроумному решению впервые удалось реализовать систему газовой смазки тяжелых подвижных частей стана, которые как бы парят на воздушной подушке, не требуют смазочных масел и годами не изнашиваются. Идея, вообще-то, не нова. Но работала она до сих пор только там, где требовалось удержать на весу совсем небольшую массу. В список подобных невероятностей, защищенных патентами, можно внести и способ прокатки заготовок, которые не рвутся даже при запрещенном теорией утончении, и регулировку размеров деталей с точностью до сотых долей миллиметра, тогда как у зарубежных аналогов показатели на порядок хуже… 

Отрадно, что все эти достижения начинают работать на отечественную экономику. Для производственного объединения «Беларуськалий» «Белтехнология и М» стала главным поставщиком дешевых и качественных резцов для горных машин. Подобными резцами оснащается сегодня и дорожная техника для снятия слоя старого асфальта. Первые станы поперечно-клиновой прокатки появились на Минском мотовелозаводе, Борисовском ПО «Экран», лидском ЗАО «Элев-пласт». Убедившись в достоинствах новой технологии, столичные автомобильный и тракторный заводы, БелАЗ и Борисовский завод агрегатов, другие предприятия также оформляют заказы на изготовление станов и индукционных нагревателей. Возможно, это и есть начало того самого прорыва в производство, о котором в годы, когда на заводах и слышать не хотели о подобной технике, мечтал академик Чачин? 

На снимке: директор предприятия «Белтехнология и М» Владимир САДКО, ведущий инженер Андрей ЯНКОВИЧ и инженер-технолог Дмитрий БОРОВСКИЙ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter