На мусоре можно зарабатывать…

Переработка   вторсырья   выгодна   как   с   точки   зрения   экологии,   так   и   экономики

Переработка   вторсырья   выгодна   как   с   точки   зрения   экологии,   так   и   экономики

Растущие объемы производства, без сомнения, сказываются и на объемах отходов,  которые образуют заводы и фабрики. Например, в 2005 году Беларусь произвела 37 миллионов тонн промышленных отходов! По словам специалистов, ежегодно цифра растет почти  на 4 %. Много это или мало? И какова дальнейшая судьба производственного мусора? 

Лидер по таким «запасам» в Беларуси, а точнее по скоплению галитовых отходов и шлама, – производственное объединение «Беларуськалий». Счет идет на миллионы тонн. Впрочем, проблема переработки этого вида мусора стоит достаточно остро не только у нас. Возле комбинатов даже таких развитых стран, как Германия или Канада,  лежат такие же отвалы. Причина, по словам специалистов, в том, что эффективных технологий по их переработке пока нет. Сегодня поле применения галитовых отходов невелико: в основном в смеси с песком они используются коммунальными службами для борьбы с гололедом. Еще часть отходов экспортируется в Россию, Украину, Молдову. 

Впрочем, в последние годы благодаря тому, что страна взяла курс на переработку вторсырья, все больше предприятий задумываются над тем, как можно сократить ненужный мусорный «запас». В итоге значительная его часть снова идет в дело. Степень использования некоторых видов отходов, таких, например, как древесные, стеклобой, макулатура, пластмасса, минеральные масла, нередко достигает 90 процентов. 

«Причина еще и в том, — пояснил начальник специнспекции госконтроля за обращением с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Кузьменков, — что в республике реализуется «принцип расширенной ответственности производителя», признанный стратегическим в экологической политике многих стран мира. Он обязывает всех производителей продукции, которая по истечении своего жизненного цикла утрачивает потребительские свойства и превращается в отходы, нести ответственность, так сказать, за ее судьбу». Подобный механизм более десятка лет успешно работает в Швеции, где промышленные предприятия самостоятельно собирают и перерабатывают свои отходы. В Беларуси же этот принцип реализуется в отношении ПЭТ-упаковки. На очереди — сложнобытовая техника. Ведь до сих пор с утилизацией вышедших из строя холодильников, радиоприемников, телевизоров были определенные проблемы. 

Однако не стоит думать, что внедрение новых мощностей по переработке отходов положат на лопатки некоторые и без того слабые предприятия. По законодательству для тех из них, кто потратит деньги на  самостоятельную переработку, ставка платежей на размещение оставшихся отходов уменьшится на то количество капвложений, которое понесло предприятие. 

Отдельная тема для разговора – отходы, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут нанести особенно серьезный вред окружающей среде и здоровью человека. «Несмотря на, казалось бы, небольшой удельный вес (доля опасных отходов от общей массы производственного мусора составляет всего 3,4 процента) – рассказал Сергей Карлович, — этот вид отходов, а точнее, их утилизация представляет собой серьезную проблему». 

Выделяются четыре класса опасности, наиболее вредными из которых являются первые два. К первому классу опасности (кстати, таких отходов на начало 2007 года было накоплено 1197 тонн) относятся отходы ядохимикатов и других средств ухода за растениями, а также гальванические шламы. Ко второй группе — минеральные и гальванические отходы, осадки водоподготовки, шламы, образующиеся при очистке сточных вод, загрязненные нефтепродуктами грунты и т.д. 

Впрочем, часть из них все же перерабатывается. Причем уровень использования отходов первого класса опасности составляет более 60 %! Но это не касается, в частности, непригодных пестицидов, которые массово ввозились на территорию страны в советское время. По некоторым оценкам, их у нас скопилось более 3 тысяч тонн. Многие из них содержат ДДТ, который относится к стойким органическим загрязнителям (СОЗ). 

Однако в последние годы, что немаловажно, пестициды, хранившиеся на складах сельхозпредприятий, были частично переупакованы. Эту работу планируется завершить уже в первом полугодии 2007 года. Более того, по словам Сергея Кузьменкова, на ближайшее время запланирована ликвидация одного из семи существующих захоронений пестицидов – Брестского. В связи с  введением в строй первой очереди Чечерского комплекса по переработке и захоронению токсичных отходов, где предусмотрено хранение пестицидов с соблюдением всех норм и требований. Кстати, туда уже поступили около 400 тонн этих опасных веществ. 

Но вопрос ставится намного шире: речь идет о полной ликвидация непригодных пестицидов. Над этим вопросом работает Академия наук Беларуси. Есть даже опытная установка по сжиганию данного вида отходов. «Плазменное сжигание пестицидов, – пояснил Сергей Карлович, — наиболее распространенная мировая практика. Однако организовать его нужно так, чтобы сжигание не наносило вреда окружающей среде. Иными словами, установка должна быть оборудована мощными системами очистки, чтобы концентрация выбрасываемых в атмосферу веществ не превысила предельно допустимых концентраций. А на это требуются значительные средства». 

Еще одна группа отходов, относящихся к СОЗ, — ПХБ. По некоторым оценкам, в стране предприятий — владельцев ПХБ-содержащего оборудования (силовых трансформаторов и конденсаторов) более семисот. Надо отметить, что большинство вышедшего из строя оборудования пока находится на предприятиях, и условия его хранения далеко не всегда можно назвать удовлетворительными… 

Как бы там ни было, ясно одно: «мусорный вопрос» нужно решать, не откладывая в долгий ящик. И речь не только о том, чтобы просто избавиться от отходов и сделать это наиболее безопасным для всего живого способом. Но и о том, чтобы намного шире использовать ту их часть, которую можно переработать, тем самым сохранив «кладовую» полезных запасов природы. Например, в Америке и Германии существуют электростанции, работающие на газе, который образуется от сжигания отходов. Надо ли говорить, что, задействуя вторичный ресурс, мы также снизим нагрузку на и без того переполненные полигоны для отходов. Более того, как ни парадоксально это звучит (и мировой опыт это доказывает), на мусоре можно зарабатывать деньги. Как говорится, у хорошего хозяина ничего не пропадет. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter