На могилу к деду. Придут в 65-ю годовщину Победы потомки погибшего красноармейца Трофима Кручко, сведения о котором через десятилетия помогла найти “Народная газета”.

Информацию о родном человеке, пропавшем без вести, они собирали по крупицам. Корили себя за то, что не занимались поисками, когда были живы люди, способные побольше рассказать про деда. Что не расспрашивали бабушку... Не обратили сразу внимания и на тот факт, что один сельчанин обмолвился, будто дед умер от ран в госпитале в Беларуси.

Информацию о родном человеке, пропавшем без вести, они собирали по крупицам. Корили себя за то, что не занимались поисками, когда были живы люди, способные побольше рассказать про деда. Что не расспрашивали бабушку... Не обратили сразу внимания и на тот факт, что один сельчанин обмолвился, будто дед умер от ран в госпитале в Беларуси.

— Когда решили уточнить, откуда у него такие сведения и насколько они соответствуют действительности, пожилой мужчина уже сменил место жительства, а затем и вовсе ушел из жизни, — рассказывает жительница Гомеля Любовь Михайловна Колос.
Ее дед Трофим Кручко до войны ремонтировал и шил обувь. Мечтал вместе с супругой Екатериной Поликарповной поставить на ноги шестерых сыновей, увидеть их взрослыми и толковыми. Проживала семья в приграничном с Гомельской областью украинском селе. На фронт Трофим Давыдович был призван в 1943 году, когда уже шло освобождение Беларуси.
— От бабушки знаем, что с одним из младших сыновей они успели еще навестить дедушку в части под Лоевом, — рассказывает Любовь Михайловна. — Это была их последняя встреча. Через несколько месяцев пришло сообщение о том, что дед пропал без вести.
Начиная поиски, Любовь Михайловна обратилась в Гомельский областной военкомат. Его сотрудники сделали по ее просьбе запрос в Подольский архив. Однако с ответом оттуда не спешили. Шло время, близкие продолжали оставаться в неведении.
Но однажды с помощью Интернета семья познакомилась с проектом Первого национального канала Белорусского радио и “Народной газеты” “Помні імя сваё”. В списках погибших родные обнаружили информацию о Трофиме Кручко. Правда, в фамилии была допущена ошибка, что и объясняло трудности поиска. В том, что речь идет именно о нем, родственники не сомневались: все остальные данные сходились. Не было только места захоронения солдата. Поэтому поиски продолжались. Сотрудники управления КГБ по Гомельской области посоветовали написать в архив военно-медицинских документов в Санкт-Петербург: у семьи были сведения, что дед находился в госпитале. В ответе из архива говорилось, что красноармеец Трофим Кручко получил тяжелые ранения и находился на излечении в госпитале в населенном пункте Сокол-Виноградово Гомельской области. Там вскоре умер. Ответ из Подольска содержал аналогичные данные.
Осталось найти могилу родного человека. Помогла книга “Память” Жлобинского района. Подтвердилось, что в селе Сокол-Виноградово действительно были захоронения периода Великой Отечественной войны. Впоследствии, когда населенный пункт перестал существовать, их перенесли в Новые Марковичи. Здесь на мраморной плите сельского памятника воинам-освободителям среди других значилась и фамилия деда. Правда, с той же ошибкой. По просьбе близких военный комиссариат Гомельской области внес уточнения во все архивные данные по Беларуси. На том, чтобы сделали исправления на памятной плите, родственники не настаивали.
— Однако главный специалист отдела соцзащиты и идеологической работы военного комиссариата Евгений Клышов решил иначе, — с благодарностью говорит Любовь Михайловна. — Когда мы приехали в Новые Марковичи, то обнаружили, что фамилия написана правильно. Об этом позаботилась председатель сельсовета Надежда Вороник. За личные средства она пригласила специалистов из Жлобина, которые качественно выполнили свою благородную работу. Заодно была исправлена еще одна фамилия. Мы очень признательны всем, кто помог найти место захоронения деда. Все внимательно отнеслись к нашей ситуации, еще раз подтвердив, что Великая Отечественная война и погибшие за наше мирное будущее — святое для нашего общества. Это то, что нас объединяет.
Потомки Трофима Кручко, живущие в Беларуси, Украине и России, уже приезжали поклониться могиле деда. Собираются это сделать и в нынешний юбилей Победы.
Воинский путь красноармейца Трофима Давыдовича Кручко оказался коротким, но от этого не менее значимым, ведь он отдал за Родину свою жизнь, за то, чтобы его дети, внуки и правнуки жили мирно. Они же, проявив настойчивость в поисках информации о своем предке, оказались достойны его памяти. Сбылась и мечта Трофима Давыдовича. Все шестеро сыновей, в том числе и отец Любови Михайловны, выросли достойными и уважаемыми людьми. Только вот ставить их на ноги пришлось жене в одиночестве, сполна хлебнув вдовьего горя. Жаль, что бабушка ушла из жизни еще до того, как внуки нашли могилу деда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter