На мировой уровень стоит потратиться

В штат больниц введут должность клинического фармаколога

Во времена Чехова, однажды выучившись, врач на всю жизнь приобретал знания о лекарствах, которыми ему предстояло лечить людей. Сегодня же ситуация иная: препаратов появляется так много, что проблемой стало уследить даже за малой частью новинок. Выпускник нашего медицинского университета, прослушав всего лишь 36-часовой курс лекций по всем 78 группам лекарственных препаратов (в раз десять меньше времени, чем этой дисциплине уделяется во многих высших учебных заведениях за рубежом), вскоре оказывается перед необходимостью обновить знания. Но помочь ему в этом сегодня практически некому.

В Белорусской медицинской академии последипломного образования преподают фармакотерапию небольшим группам слушателей двухнедельными курсами, попасть на которые можно лишь раз в пять лет. Не в силах охватить лекциями и семинарами всех врачей и сотрудникам кафедры клинической фармакологии Белорусского государственного медицинского университета. Поэтому многие медики находят информацию сами, например на симпозиумах, которые проводят фирмы, связанные с рынком лекарств. Но у фирм свой интерес. Они не будут учить делать правильный выбор, а ориентируют собравшихся только на «свои» препараты.

Примерно так описал ситуацию с наукой о лекарствах главный клинический фармаколог Минздрава Беларуси Михаил Кевра на международной научной конференции «Экспериментальная и клиническая фармакология», которая состоялась в Национальной академии наук Беларуси. При этом он подчеркнул, что ситуация в ближайшее время может измениться. Приказом Минздрава уже создана клинико-фармакологическая служба, и в штатное расписание крупных больниц и поликлиник вводится должность врача – клинического фармаколога. Он будет не только консультировать специалистов своей клиники при проведении лечения конкретных пациентов, но и отвечать за повышение квалификации врачей в части лекарственной терапии, разрабатывать стандарты лечения. Это позволит повысить не только его эффективность, но и безопасность.

Среди других проблем, поднятых учеными-медиками, отмечалась необходимость организации глубокого изучения побочных действий лекарств при организации их клинических испытаний на территории республики, так как фирмы-производители раскрывать слабые стороны своей продукции не спешат.

Обсуждались также возможности выхода на мировой рынок с препаратами, созданными на основе синтезированных в отечественных лабораториях оригинальных молекул. Это открывает гораздо больше рыночных перспектив, чем, например, производство дженериков – аналогов зарубежных лекарств двадцатилетней давности. Пример Чехии, Хорватии, Венгрии и некоторых других стран, сопоставимых по численности населения и потенциалу с Беларусью, показывает, что наша наука и фармацевтическая промышленность вполне могут обеспечить прорыв в этой области. Разумеется, новое направление потребует вложений, но опыт нынешнего мирового кризиса говорит, что инвестиции в наукоемкую фармацевтику – это беспроигрышный вариант. Ведь, в отличие от продукции машиностроения или нефтехимии, спрос на которую зависит от конъюнктуры, лекарства, тем более высококачественные, требуются всегда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter