На метр жилья — кубометр проблем

Заморожена реконструкция нескольких домов на главной магистрали Минска, проспекте Независимости. Ситуация не столько курьезна, сколько абсурдна...
Заморожена реконструкция нескольких домов на главной магистрали Минска, проспекте Независимости. Ситуация не столько курьезна, сколько абсурдна. Выходит, что облик столичного мегаполиса определяют не профессиональные архитекторы, не строители, не городские власти, а некоторые жильцы, не желающие... терпеть неудобства. Именно в этом причина почти двухлетней задержки.

Замки воздушные и песчаные

Реконструкция этих домов и без того запоздала. Я помню время — то были 60–е годы — когда здесь фактически заканчивался Минск. Тут, между обсерваторией, «Беларусьфильмом» и этими 3–этажными домиками, было кольцо троллейбуса 1–го маршрута. Дальше ходил только пригородный транспорт. Тогда эти жалкие домики выглядели гармонично: окраина.

Но сейчас их убогий облик режет глаз. Издевательски контрастируя с соседствующим архитектурным хайтеком: салон «Porshe», «Александров–Пассаж», алмаз библиотеки... ХХI век! И только домики эти остались точно такими, какими их построили вскоре после войны. Такие встречаются сплошь и рядом, особенно в старых, «заводских» районах Минска. Но менее всего они уместны здесь, в центре.

Впервые газета кратко коснулась этой темы ровно год назад, 17 ноября, в статье «Война хижин». Говорилось, во–первых, о стремлении наших архитекторов сохранять малоэтажные старые здания и умении строителей преобразовывать их в изящные коттеджи. Во–вторых, о протестах горожан, которыми неизбежно сопровождается такая реконструкция.

Протест в редакцию, озаглавленный «Просьба о помощи», поступил и от жильцов дома N 109 по проспекту Независимости. Вот фрагмент: «Наши дома построены в 1952 году, а ремонт не делали ни разу. Дома в аварийном состоянии и находятся в графике постановки на капремонт с 1998 года, а сроки переносятся из года в год. Идет грубый шантаж со стороны УП ЖРЭО Первомайского района: «Без надстройки не будет вам и капремонта...» Уже выставлены на продажу квартиры, якобы уже построенные на 4–м, 5–м и 6–м этажах «модернизированного» дома. На каком основании? Мы за начало капитального ремонта, за красивый облик города, но строить над своими головами надгробную плиту не дадим! Бороться будем и дальше».

Только в Первомайском районе столицы имеется около сотни малоэтажных домов, внесенных в особый список и дожидающихся обновления. Но дома на проспекте — приоритетны. Относительно дома N 109 главный инженер районного ЖРЭО Юрий Абрамович заверил тогда: «Будем реконструировать и отписываться на жалобы».

Увы, за минувший год дело не сдвинулось ни на шаг! Кто от этого выиграл?

Людмила Серганова уехала из Минска в 1975 году — в Сургут, по комсомольской путевке. Теперь решила вернуться с семьей на родину. В рекламной газете нашла объявление о продаже квартир в доме N 109. В офисе ей показали документы: фирма «МинскСервисТранс» выиграла тендер, получила разрешение горисполкома на капремонт с надстройкой 4–го и 5–го этажей. 11 марта 2005 года Серганова заключила договор на покупку 2–комнатной квартиры на 4–м этаже под номером 35. В Сургуте взяла кредит, уплатила первый взнос, а вскоре и всю сумму, эквивалентную 54 тысячам долларов. Она давно должна была переехать и вселиться!

Л.Серганова по несколько раз в год прилетает в Минск, ее состояние близко к отчаянию. Квартиры как не было, так и нет. Женщину лишь «кормят завтраками»: подождите еще. Фирма готова вернуть деньги, но сейчас на них желаемую площадь уже не купишь. Женщина обратилась в редакцию за помощью, в ее глазах ООО «МинскСервисТранс» имеет ну, скажем так, не совсем состоятельный облик. За минувшее время к нам обращались и другие пострадавшие соинвесторы. Дескать, фирма «прокручивала» наши деньги, мы ее фактически кредитовали. Требуем вернуть не только уплаченное, но и проценты, упущенную выгоду. Ясно, что пока Л.Серганова и другие инвесторы крупно проиграли. А фирма?

Страдают все

Генеральный директор ООО «МинскСервисТранс» Сергей Дитрис, по его словам, проклинает день, когда ввязался в это дело.

Фирма строит жилье — в Минске, Бресте, Могилеве: в этом году должна сдать около 5 тысяч кв. метров. Строго говоря, мансарды — не ее профиль, на этом специализируются многие другие. Данная фирма лишь однажды реконструировала такой дом в районе проспекта Победителей. Но два года назад, когда подала заявку на тендер, дело казалось перспективным: мансардное строительство в столице поощряется! Этой проблеме в последние годы посвящались серьезные документы: протоколы правительственных совещаний, постановления коллегии Минстройархитектуры... А в протоколе поручений Президента N 28 от 30.07.2002 г. пункт 17 прямо говорил о необходимости развития мансардного строительства.

Условия тендера предполагали, что победитель получает не только всю разрешительную документацию, но и 100–процентное согласие жильцов на реконструкцию. И хотя все их подписи были на месте, выяснилось, что это не так. То ли люди подписывали второпях, то ли передумали, но начать работы не позволили. А власти уже давили: строй!

Собраниям жильцов, переговорам и уговорам не было конца. «Я знаю в лицо и по именам не только каждого жильца, но даже их кошек и собак!» — сетует С.Дитрис. Вернуть деньги Людмиле Сергановой и другим инвесторам — не проблема, фирма готова это сделать в любой момент. Но это и будет означать: люди обмануты. В договоры закладывалась расчетная стоимость квадратного метра около 800 долларов, а сегодня она достигла 1.200! Люди неизбежно потеряют, такое же жилье за такие деньги уже не построят. Лишь поэтому С.Дитрис просит людей не торопиться. Он желает лишь одного: закончить объект, каких бы потерь это ни стоило. Престиж дороже!

Противников среди жильцов — примерно треть. Как они и обещали, продолжают «бороться» и пока побеждают. Материальные потери С.Дитрис даже не пытался подсчитать. Около 200 млн. рублей ушло просто безвозвратно — на нужды города, по условиям тендера. Резко вздорожали работы и материалы. Потери нематериальные, имиджевые: с фирмой судятся, ее обвиняют и граждане, и власти... На нее пишут жалобы — фирму проверяют и перепроверяют. Ее почти шантажируют. Пока, мол, не купите квартиру — где скажем и какую скажем, — согласия не дадим.

Строго говоря, могла бы подать в суд и она, фирма. Поскольку пострадала больше всех. Поскольку «крайней» оказалась не по своей вине: исполком не должен был выставлять на тендер «сырой», не готовый до конца проект. Но С.Дитрис понимает, что судиться с властью — не с руки, это несерьезно, он готов сам держать ответ. Только дайте начать и закончить!

Этого же добивается и другая часть жильцов — две трети, условно говоря. Они тоже имеют на руках договоры, они тоже разочарованы. Они устали жить в ветхом, убогом здании. Ведь все, на что сетовали противники реконструкции (дома в аварийном состоянии, перекрытия деревянные, стены шатаются) — правда.

Поэтому сторонники реконструкции тоже борются и жалуются — в районную администрацию, в Мингорисполком: «Почему меньшинство нарушает права большинства?»

Вот коренной вопрос!

А вот и коренной ответ — он содержится в письме, подписанном начальником управления комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома А.Мартыновым:

«...Закон Республики Беларусь «О совместном домовладении» ограничивает выполнение мансардного строительства, так как согласно статье 9 на осуществление данной деятельности требуется 100–процентное согласие собственников. Получить такое согласие весьма проблематично.

...Минским горисполкомом неоднократно вносились предложения в Министерство архитектуры и строительства, Совет Министров, депутатам Палаты представителей Национального собрания — по изменению в закон. Однако указанные предложения поддержки не получили». Адресат — Наталья Кожуро, жительница 5–й квартиры, «сторонница» реконструкции.

Патовая, безвыходная ситуация. Абсурдная!

Попытка резюме

Небольшое наблюдение. Я пять раз приходил на прием к председателю комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Виктору Никитину. Встретиться не получалось. И совсем не по причине «бюрократизма» Никитина. У него не рабочий день, а конвейер: срочно вызвали к председателю горисполкома, срочно выехал на такую–то площадку, экстренно убыл туда–то и так — с утра до ночи. Поздней...

Этим я подчеркиваю лишь одно: Виктор Никитин — главный архитектор столицы. Генеральный архитектор! Это он назначен решать, во–первых, где появятся в ближайшие или отдаленные годы объекты, подобные новому вокзалу, новой библиотеке или более грандиозные. Во–вторых, это ему поручено утрясать множество проблем, больших и малых, текущих и экстренных, связанных с идущими стройками, которых — ого–го!

В приемной В.Никитина я все время видел и упомянутую Наталью Кожуро — представителя жильцов, добивающихся реконструкции. Для нее «дежурства» тоже стали чем-то вроде рабочего дня...

Вот в чем, на мой взгляд, ненормальность, абсурдность ситуации.

К слову, в Первомайском районе сейчас идет реконструкция (с надстройкой мансарды) лишь одного дома. Жильцы пришли к согласию! А если в тысячах других случаев не придут? Если все сторонники и противники реконструкции будут добиваться приема у главного архитектора? Гарантирую: не видать нам ни новых вокзалов, ни новых библиотек. Некому и некогда будет их проектировать, моделировать и прогнозировать развитие столицы!

При всем уважении к мнению протестующих граждан, замечу: не мне, журналисту, не пенсионерам, даже очень заслуженным, прогнозировать и проектировать развитие Минска, а именно минским архитекторам под руководством главного. Учесть мнение — да, извольте его высказать. Но извольте также задуматься: каким был бы Минск, если бы его судьбу решали конкретно вы? Так же восхищал бы его жителей и гостей? Боюсь, выглядел бы он так же, как на архивных фото начала ХХ века, украшающих стены нашей редакции. «Моя хата с краю» — такова, боюсь, ваша логика. Именно хаты, ветхие хибарки и стояли бы сейчас на месте библиотеки (Дворца Республики, Комаровского рынка, стадиона «Динамо»...), а мы бы ездили не на машинах или метро — на повозках.

Боюсь, однако, что убеждать жильцов, взывать к их чувствам гражданской ответственности и патриотизма бесполезно. Если прежде эти чувства не возобладали над соображениями личного, собственнического характера, то не возьмут верх и сейчас. Достаточно привести лишь один список выступивших перед жильцами лишь на одном из собраний. В.Никитин, председатель комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, Г.Жамойтин, заместитель главы администрации Первомайского района, И.Жукова, заместитель главврача Минского городского центра гигиены и эпидемиологии, Н.Тюшко, начальник РУП «Белгосэкспертиза» Министерства архитектуры и строительства, В.Воробьев, главный инженер «ГП УЖХ Мингорисполкома»... Каждый из перечисленных отвечал на вопросы, пояснял в силу своей компетенции. Еще с десяток столь же высоких должностных лиц присутствовали и готовы были к тому же. Все уже сказано. Все впустую!

Таких домов послевоенной постройки, повторюсь, в стране множество. В Минске, например, они занимают целые кварталы в районах, прилегающих к авто– и тракторному заводам. Ими на значительном протяжении застроен Партизанский проспект. Устав от панельного однообразия, мы уже поняли, что они способны — после реконструкции! — украшать города. Но бюджета на столь массовую перестройку явно не хватит: надежда главным образом на частных инвесторов. Которым история с домами NN 103 — 111 запросто отобьет охоту.

Каким–то чудом несколько лет назад удалось реконструировать (с надстройкой мансарды!) дом номер 113. По–моему — красавец, не постыдится и Париж. Сегодня вдоль проспекта Независимости могла бы стоять целая «линейка» таких красавцев: NN 103, 105, 107, 109, 111. Пострадали, проиграли все. Несостоявшиеся новые жильцы–соинвесторы, не дождавшиеся квартир. Старые жильцы, не дождавшиеся ремонта. Строительная фирма. Архитекторы Минска и архитектура Минска.

Чем же завершится история? Имени авторитетного собеседника не назову, но, по его словам, окончательное решение вопроса отложено до весны. Среди вариантов не исключен и такой: снос злополучных домов и постройка на их месте крупного комплекса общественного назначения. Легко сделать предположение. Если будет принято такое решение, могут сильно проиграть и те жильцы, которые сейчас выглядят победителями. Поскольку неизбежно переселение. И тогда вместо жилья, которое вполне может считаться элитным (центр столицы, уютный малоквартирный дом, уникальный проект), они могут получить жилье типовое — на окраине, в районе новостроек. Но это уже другая тема.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter