Как мечта Лукашенко создать народный автомобиль стала реальностью

На максимальной скорости

Как в Беларуси появилось собственное производство легковых автомобилей и почему в этом важную роль сыграл Президент

Грузовики, карьерные самосвалы и тракторы Made in Belarus стали национальным достоянием, и эту продукцию сегодня узнают во всех уголках мира. Не испытывают проблем в поиске своего места на внутреннем и внешних рынках белорусские электробусы. Теперь мы с гордостью можем сказать, что есть у нас и свое легковое автомобилестроение. Шесть лет назад, 17 ноября 2017 года, Александр Лукашенко принял участие в торжественном открытии нового завода СЗАО «БЕЛДЖИ». Отечественный легковой автопром начал и успешно продолжает свою историю.


СКАЗАНО

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Наши друзья (из Китая. — Прим. ред.) откликнулись на мою просьбу и помогли создать этот прекрасный завод. Более того, еще и прокредитовали. Поэтому прежде всего я хочу сегодня сказать, что моя мечта сделать свой легковой автомобиль осуществилась. Мы создали свой автомобиль, вписали в историю нашей страны еще одну яркую страницу.

На торжественном открытии нового завода СЗАО «БЕЛДЖИ», 17 ноября 2017 года

Дорога к мечте

Производство в Беларуси собственных легковых автомобилей по значимости сравнимо с воплощением в жизнь проектов в космической сфере и строительством АЭС. Начало же новой отрасли машиностроения было положено в 2015 году на совещании у Главы государства. Что скрывать, многие тогда скептически отнеслись к этой идее. Мол, все роли в мировом автопроме распределены, лидеры известны, рынки поделены и завоевать свое место под солнцем уже нереально. Однако дальновидность, уверенность и настойчивость белорусского лидера не раз позволяли воплощать в жизнь самые смелые планы. Так получилось и с производством легковых автомобилей. 17 ноября 2017-го с конвейера завода «БЕЛДЖИ» в присутствии Президента сошел первый серийный Geely Atlas NL3. 

Конечно, Глава государства осознавал, что создавать собственное производство, как говорится, с нуля рискованно: конкуренты были далеко впереди. Но Александр Лукашенко понимал и другое: ведь можно скооперироваться с производителями, уже имеющими огромный опыт в этой сфере. Решение белорусского лидера было стратегическим и прагматичным: определить партнера, который поможет на основе белорусских и собственных технологий наладить выпуск доступных для населения легковых машин. На совещании в 2015 году Президент выразил уверенность: 

— Мы приняли решение — быть у нас легковому автомобилю, и создавать его мы будем вместе с китайцами на основе их технологий. Это не значит, что мы просто возьмем и один в один скопируем и произведем аналогичный автомобиль. Там, где можем (а мы можем, у нас есть опыт сборки и производства грузовых автомобилей и компонентов для легковых автомобилей), мы должны использовать собственный опыт и собственные наработки. Они есть и в Национальной академии наук, и в прикладной науке также. 

Инвестиционные ресурсы с господдержкой

Белорусы и китайцы работали, как говорится, рука об руку.
На создание завода и его инфраструктуры было направлено 318 миллионов долларов инвестиций.
Президент поручил максимально снизить издержки, а Правительство получило задание контролировать перспективу развития проекта, оценивая ситуацию на рынке и план производства новых моделей. На том же совещании в 2015-м Александр Лукашенко отметил:

— Конечно, мы заставим коллектив делать самые качественные автомобили, учитывая, что здесь и производство, и сервис, и власть все-таки требовательна в стране, — автомобиль будет хороший. Но есть же еще лучше автомобили, правда, по цене выше. И вот тут как население будет: наш автомобиль покупать или, может быть, отдадут преимущество пусть дорогому, но уже известной марки. Поэтому первый вопрос — это вопрос рынка.

Глава государства лично контролировал ход реализации важнейшего инвестпроекта и был в курсе всех событий. В довольно непростых условиях Правительство разработало проект указа по вопросам производства легковых автомобилей, ведь только в России на то время функционировало около 30 сборочных производств. И при столь жесткой конкуренции нужно было думать, как сократить издержки, чтобы обеспечить и должный уровень зарплат, и налоговые поступления в бюджет. Кроме того, нельзя было забывать и об интересе китайской стороны. 

Тем не менее при всех трудностях стратегическая значимость нового наукоемкого проекта для экономики была очевидна. Еще на пятом Всебелорусском народном собрании в 2016 году Александр Лукашенко заявил:

— Большое значение приобретет развитие отечественного машино- и станкостроения. Без него мы будем вынуждены и впредь преимущественно закупать иностранные средства производства, а значит, зависеть от такого импорта. В транспортном машиностроении инвестиционные ресурсы с государственной поддержкой будут сконцентрированы на крупных прорывных проектах, таких как организация производства легковых автомобилей «Джили», создание мощностей и расширение производства карьерных самосвалов БЕЛАЗ, модернизация производства МАЗ, автокомпонентов.

Лучшая реклама — личный пример

Новый завод вырос между Борисовом и Жодино, занял площадь 118 гектаров и принял в свой штат более 1300 человек. Производственная мощность предприятия составляет до 60 тысяч автомобилей в год с возможностью дальнейшего увеличения. 

Однако запуск сборочного конвейера означал только самый первый этап в истории производства белорусских легковушек. Ведь как бы ни было сложно выпустить достойный продукт на рынок — продать его еще сложнее. На церемонии торжественного открытия предприятия Александр Лукашенко, обращаясь к работникам завода «БЕЛДЖИ», отметил, что самой лучшей рекламой новых автомобилей и показателем их качества станет то, что сами работники завода пересядут на эти машины:

— Кроме меня, ваше руководство вместе с представителями Китайской Народной Республики подумают, как простимулировать членов трудового коллектива, чтобы они перемещались на этом автомобиле. Когда вы произведете этот автомобиль, сядете в него и будете перемещаться, это будет самая большая реклама.

Для повышения доступности машин разработали различные варианты: были открыты кредитные линии с отсрочкой платежа, появились лизинговые программы. Делом чести и защитой национальных интересов стало решение Президента запретить по вертикали всем госслужащим покупать импортные автомобили — каждый чиновник, от депутата до глав администраций районов, должен пользоваться отечественным транспортом. 

Генеральный директор «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский отметил, что наши люди привыкли к наилучшим условиям продажи отечественного автомобиля: действуют кредитные, лизинговые программы, по которым проценты ниже ставки рефинансирования Национального банка. Подобная практика, кстати, применяется во всех странах. В России, например, при покупке отечественного автомобиля всегда стимулируют физических лиц, потому что при продаже 20 процентов НДС от стоимости этого автомобиля переходит в бюджет. Чем больше физические лица покупают отечественные автомобили, тем больше пополняется бюджет. 

Геннадий Свидерский.

Техобслуживание и конструкторский суверенитет

С началом продаж встал вопрос об организации техобслуживания автомобилей на должном уровне. Президент поручил развивать сеть сервисных станций по всей стране, чтобы каждый купивший новую машину имел возможность свободно пройти ТО и в случае необходимости произвести качественный ремонт. Не упустил Глава государства из поля зрения и необходимость создания на предприятии собственного конструкторского бюро, призывая стремиться к технологической независимости в области производства:

— Сейчас нам помогли специалисты, приехав из других стран. Но надо иметь своих людей. На первом этапе надо 10—13 человек иметь, которые свяжутся с нашими конструкторами с МАЗа, БЕЛАЗа и будут потихоньку накапливать опыт, чтобы мы могли сами с нуля разрабатывать дизайн и создавать автомобили.

Геннадий Свидерский также отметил, что в институте Национальной академии наук есть коллектив, занимающийся легковыми автомобилями. Именно там создается мозговой центр, который позволит достичь инженерных компетенций в этой отрасли. Он также рассказал про развитие сервисных центров. Их в стране сегодня более 30. 

Новые проекты Синеокой и Поднебесной

«Джили» — это один из самых значимых примеров взаимовыгодного сотрудничества между Беларусью и Китаем. И он стал по-настоящему дружеским благодаря давним и доверительным отношениям Президента нашей страны и Председателя КНР. Именно об этом говорил Си Цзиньпин во время встречи с Александром Лукашенко в Китае в марте нынешнего года:

— Встреча между давними друзьями всегда только радует. Мы с вами встречались в последний раз в прошлом году в сентябре в Самарканде. У нас был замечательный разговор, в ходе которого нами было объявлено о выведении китайско-белорусских отношений на уровень всепогодного и всестороннего стратегического партнерства, что послужило мощным толчком для полномасштабного сотрудничества двух стран. Новый статус двусторонних отношений должен наполняться новым содержанием. 

Идея о новом содержании отношений стала воплощаться в жизнь. Во время мартовского визита Александра Лукашенко в Китай был утвержден еще один проект — создание в Беларуси совместного производства со специалистами китайской автомобильной корпорации FAW. Эту идею поддержал и Си Цзиньпин, а сама компания считается основателем автомобильной промышленности КНР. Президент Беларуси во время визита призвал развивать двустороннее сотрудничество в этой области:

— Наш интерес к вам вы знаете. Вы делаете хорошие автомобили. Я хотел бы, чтобы мы создали настоящий автомобиль в Беларуси вместе с вами. И если мы хотим получить эффект и успех, это надо делать сейчас и очень быстро, когда освободились территории и рынки для нашей будущей продукции.

Тренд и бренд под своей маркой

Десять миллионов проданных по всему миру автомобилей — в 2020 году «Джили» стал первым китайским автомобильным брендом, которому удалось поставить такой рекорд. А к концу апреля 2022-го совокупные мировые продажи превысили 12 миллионов единиц. И белорусский завод стал частью этого бренда мирового значения. В Беларуси сегодня выстраиваются очереди, чтобы купить машины «Джили», которые стали по-настоящему народными, а с китайскими партнерами появилось соглашение о лицензионном производстве. То есть в перспективе мы будем иметь полностью отечественный автомобиль. 

Новый завод дал рабочие места и зарплаты не только Борисову, но и загрузил работой смежников, делающих автомобиль все больше белорусским. 

Более того, предприятием начат выпуск автомобилей под собственным брендом BelGee X50. Раньше эта модель производилась заводом под маркой Geely Coolray. В ближайших планах также производство еще двух моделей под отечественным именем. По словам Геннадия Свидерского, собственный бренд открывает право доступа к документации и появляется возможность самостоятельно регулировать все процессы, определять условия продажи. Таким путем идут все мировые фирмы. 

Спрос опережает предложение

Гендиректор предприятия отмечает, что на машины всегда есть заявки. Но нужно понимать, что легковой автомобиль — это продукт производства многих предприятий. Когда планируют производство и поставки, то исходят из спроса.
В 2022-м было продано 4,3 тысячи новых автомобилей на внутреннем рынке. В этом году рассчитывали продать на 20 процентов больше и заказали 6 тысяч комплектов для реализации в Беларуси. Но спрос значительно превысил предложение, и только за семь месяцев текущего года было продано 8 тысяч машин — в два раза больше, чем в 2022-м. Сейчас планы скорректированы, и предприятие планирует продать 13 тысяч автомобилей — в три раза больше прошлогоднего.
Для того чтобы выполнить поручение Президента по наращиванию объемов производства, предприятие работает по 12 часов в сутки без выходных. Был даже объявлен дополнительный набор сотрудников. Сегодня на автомобильном рынке сложилась уникальная ситуация. Западные компании ушли, и отечественные легковушки продаются, как говорится, прямо с конвейера, в автосалонах даже бывают очереди. Но надо понимать, что объемы производства машин невозможно повысить мгновенно — это постепенный процесс. Сказываются и нарушенные в результате санкций логистические цепочки, в этом отношении сделана перезагрузка. Еще не развиты до конца мощности по перевалке грузов через Владивосток, Казахстан, Санкт-Петербург, но предприятие «БЕЛДЖИ» пользуется всеми доступными каналами, которые освоило в этом и прошлом годах. 

На пути к локализации

Наличие научного, кадрового и промышленного потенциала в области машиностроения дает предпосылки к производству в Беларуси большинства комплектующих для выпуска легковых автомобилей. Президент уделяет особое внимание локализации. Во время посещения Национального аэропорта Минск, 11 августа этого года, Александр Лукашенко подчеркнул, что у нас будет свой белорусский автомобиль:

— Коль уж мы за это зацепились, то мы дойдем до производства собственного абсолютно, почти 100-процентного автомобиля белорусского. Качественного автомобиля.

Тему локализации Президент продолжил на встрече с молодежным активом страны 24 октября: 

— Надо получать свои детали для этого автомобиля. У нас для этого все есть. Некоторые предприятия недозагружены. Да, непростая задача — произвести свой двигатель для легкового автомобиля и коробку передач. Но у нас есть моторный завод — пусть производит, пусть шевелится. Мы же делаем коробки, двигатели для других автомобилей. Да, это более тонкая работа, но мы ее сделаем. 

Следующий год для компании «БЕЛДЖИ» будет непростым. Необходимо создать за короткий период штамповочное производство, начать выпуск всех компонентов кузова. Об этом на встрече с молодежью говорил Александр Лукашенко:

— Мы будем строить дополнительный цех по штамповке кузова. Договорились с китайцами в этом плане. Если будет нужно оборудование, они нам помогут. И будем потихоньку выходить на свой автомобиль. Программа у нас солидная: мы должны обеспечить своих людей своим автомобилем. Какой бы ни был импортный автомобиль — это импортный. Что случилось — запчасти и прочее, а это — свое. Надо, чтобы было свое. И мы идем к тому, чтобы иметь свое.

Итак, белорусский автопром открыл новую страницу, освоив выпуск легковых автомобилей, которые уже успели заслужить доверие автолюбителей. Можно смело сказать: «БЕЛДЖИ» испытание на соотношение «цена-качество» выдержало, что подтверждают продажи в автосалонах. А санкционная политика, направленная против нашей страны, только стимулировала развитие импортозамещения для увеличения уровня локализации производства белорусских автомобилей. 

Перспективным можно считать создание совместных производств не только с Китаем, но и с Россией, Индией, Ираном, имеющими огромный опыт в этой сфере, мощную промышленную базу. Очень важный момент в том, чтобы тщательно изучить рынок и определить, какие модели будут пользоваться наибольшим спросом. Именно в этом заключается успех дальнейшей реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках.

shamko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter