На любой вкус и кошелек

В Белкоопсоюзе прошла внутрисистемная ярмарка-выставка

В Белкоопсоюзе состоялась республиканская внутрисистемная ярмарка-выставка, на которой широко была представлена продукция промышленных предприятий потребительской кооперации

Символично, что внутрисистемная ярмарка-выставка открылась одновременно с аналогичной международной «Продэкспо-2013». На этот момент обратил внимание исполняющий обязанности председателя Правления Белкоопсоюза Александр Яковчиц. Поэтому у участников, которые представляли промышленные предприятия и торговые организации потребительской кооперации, была возможность сравнить ассортимент предлагаемой продукции, ее качественные характеристики и потребительские свойства, а также конкурентоспособность с лучшими образцами от ведущих отечественных и зарубежных производителей. Не хотелось бы выдавать желаемое за действительное, но, на мой взгляд, большинство демонстрируемых здесь товаров вполне могли бы украсить экспозицию самых престижных выставок-ярмарок, в том числе и «Продэкспо».

— Стало доброй традицией, когда промышленные предприятия Белкоопсоюза предлагают собственную продукцию для кооперативной торговой сети, — подчеркнул Александр Яковчиц. — Мы сегодня не формируем директивно объемы поставок, порядок заключения договоров и расчетов, предоставив возможность определиться с этими вопросами самим участникам ярмарки. Единственное условие — произведенный продукт должен быть реализован, а уже потом оплачен. Между тем проблема выбора как таковая не стояла перед участниками ярмарки. Двадцать семь предприятий кооперативной промышленности представили разнообразный спектр продовольственной и непродовольственной групы товаров, от изделий санитарно-гигиенического назначения до квашений и солений, кондитерской продукции, безалкогольных и алкогольных напитков.        

— Причем это далеко не полный перечень товаров, которые можем предложить торговле, — отметил начальник управления промышленности Белкоопсоюза Сергей Табунов. — При взаимовыгодном сотрудничестве ассортимент может значительно расшириться. 

К сожалению, несмотря на конкурентоспособность кооперативной продукции и достаточно привлекательные условия ее поставок, в структуре продаж почему-то доминируют другие производители, а удельный вес в общем объеме реализации остается незначительным. За десять месяцев этого года по минеральной воде, например, он составил 7 процентов, безалкогольным напиткам — 13, винам плодовым — 20, продуктам из мяса — 6 процентов. И только по хлебобулочным изделиям достиг 64 процентов. Внутрисистемная ярмарка-выставка и была призвана в какой-то мере устранить образовавшиеся перекосы. Насколько могу судить, принимавшие в ней участие предприятия кооперативной промышленности основательно потрудились над тем, чтобы показать, образно говоря, товар лицом, и им это, в общем-то, удалось. Слово — участникам ярмарки.

Светлана ШУМАК, начальник лаборатории Ивановского райпо:

— С 2005 года у нас работает цех заморозки. До недавних пор там замораживали только ягоды, а с минувшего года, после сдачи в эксплуатацию новой технологической линии, стали работать и с овощами. В сезон в среднем в течение одного часа производим 1,5 — 2 тонны продукции девятнадцати наименований, в том числе 16 — овощных смесей и 3 — компотных. Черешню в основном экспортируем в Польшу, а малину отгружаем в Российскую Федерацию. По ценовому фактору наша продукция вполне конкурентоспособная. Поэтому поставлена амбициозная задача по постепенному вытеснению из города Бреста аналогичной польской продукции. Сейчас активно занимаемся упаковкой, чтобы сделать ее более привлекательной и одновременно более дешевой.   

Еще одна фирменная фишка ивановских кооператоров — автоматизированная линия по выпуску кондитерских изделий с длительными сроками годности — от 6 до 9 месяцев, которая установлена в филиале «Марыля». В целях наибольшего удовлетворения покупательского спроса специалистами предприятия освоен широкий ассортимент импортозамещающей продукции: печенья глазированного декорированного с добавлением арахиса, кунжута, корицы, джемов. При этом печенье фасуется в различную упаковку — по 1 — 3 килограмма, а также в мелкую потребительскую тару развесом 0,1 — 0,4 килограмма.

Печенье, что и говорить, замечательное, но вот условия поставки не удовлетворяли некоторых участников ярмарки. Первый заместитель председателя правления Минского облпотребсоюза Игорь Лагойко, в частности, обратил внимание на тот факт, что «Марыля» предоставляет отсрочку платежа за печенье в течение одного месяца, тогда как известная в стране компания «Слодыч» — до 80 дней. Почувствуйте, как говорится, разницу. Впрочем, допускаю, что у ивановских производителей на сей счет найдутся свои не менее веские аргументы. Но, согласитесь,  в любом случае последнее слово остается за представителями торговых организаций, которые, естественно, просчитают различные варианты перед заключением договоров.

Кроме филиала «Марыля», кондитерские изделия предлагали комбинат кооперативной промышленности Ивацевичского райпо и ЧУП «Стародорожский кооппром». Причем ивацевичские производители не ограничились лишь одной позицией, предложив участникам ярмарки возможность для выбора. По словам начальника производственной лаборатории Ольги Николайчук, в широком ассортименте была представлена продукция рыбного цеха комбината. После проведенной здесь в 2004 году реконструкции организовали не только соление и копчение рыбы, но и производство пресервов, кулинарных изделий из морской капусты. За десять месяцев в цехе выпушено продукции на 4 миллиарда 610 миллионов рублей. В целом же по комбинату эта цифра составила почти 35 миллиардов. Рентабельность производства за этот период — 11 процентов, получено 2 миллиарда 770 миллионов рублей чистой прибыли.

— Свою весомую лепту в общий успех, — говорит Ольга Владимировна, — внесли также работники швейного цеха и по выпуску полиэтиленовых изделий, участка по производству строительных гвоздей.

Последняя новинка — производство полиэтиленовых пакетов, которые реализуются сегодня по всей республике, в том числе и внесистемными торговыми организациями. На весь спектр выпускаемой на комбинате продукции предусмотрена отсрочка платежа от 7 до 50 дней.

Наталья КАЗАК, директор ЧТПУП «Беловежские вина» Пружанского райпо:

— В настоящее время выпускаем восемь наименований вина улучшенного качества и по спецтехнологии. Естественный наброд составляет 10 процентов, крепость — 17 — 18 градусов. Наши вина не имеют ничего общего с так называемыми «чернилами». Не случайно с ними работают практически все торговые организации потребительской кооперации республики, для которых, кроме всего прочего, предусмотрена и отсрочка платежа. Для каждого потребителя она устанавливается индивидуально, в зависимости от объема поставки.

Выпуск изделий санитарно-гигиенического назначения в системе потребкооперации освоили в Столинском райпо и в Берестовицком филиале Гродненского облпотреб¬общества. С некоторыми особенностями организации производства ознакомил заместитель директора ЧУП «Столиноптторг» Виктор Коляда. На территории оптовой базы в 2011 году был создан цех по выпуску бумажных полотенец и туалетной бумаги. В нем занято пять работников, которые ежемесячно производят 14 — 18 тонн продукции. Основные потребители — организации потребкооперации Брестчины, но также она отгружается и в Минск. Причем, обратите внимание, доставка осуществляется транспортом «Столин¬оптторга». Условия поставки — более чем щадящие: продукция реализуется с отсрочкой платежа 60 календарных дней, предоставляется также 15-процентная оптовая скидка.

Хорошо известная не только в потребкооперации республики торговая марка — это продукция Краснослободского консервного комбината Солигорского райпо. Не так давно предприятие отметило полувековой юбилей. На протяжении его многолетней истории случалось всякое, но неизменным оставалась предельная ответственность за порученное дело. Что, собственно говоря, и снискало популярность выпускаемым здесь изделиям среди потребителей. По словам директора комбината Анны Тавстуха, среднемесячный объем производства составляет 240 туб продукции на сумму 1,1 миллиарда рублей. При этом вся продукция отгружается исключительно в стеклянной таре. Повышенным спросом пользуются томатная группа и различные первые блюда. Отсрочка платежа — от 30 до 180 дней.

Не погрешу, думаю, против истины, что золотой фонд комбината — это люди. На предприятии практически нет текучести кадров. Сама Анна Владимировна, например, отдала производству 36 лет, пройдя путь от рабочей до директора. Еще больший трудовой стаж на комбинате, 40 лет, у старшего мастера Татьяны Ивановны Сечко. Лишь годом позже пришли сюда работать инженер Лидия Васильевна Путейко и мастер Галина Адамовна Алейчик. Немаловажно и то, что на предприятии ощущают постоянную поддержку со стороны куратора в лице заместителя председателя правления райпо по промышленности Марины Ивановны Герасимовой. Верно подмечено: «Дело человеком ставится и славится».           

Мстиславское райпо — один из основных внутрисистемных поставщиков семечек жареных и картофельного продукта обжаренного, или попросту чипсов. Как отметил заместитель председателя правления райпо по промышленности Михаил Бондарев, это высокорентабельные производства. В летние месяцы цехи работают в три смены. Благо с исходным сырьем особых проблем нет. Сырые семечки исправно поставляют белорусские фирмы, причем с отсрочкой платежа 30 дней. В свою очередь райпо напрямую отгружает готовую продукцию оптовым базам Могилевского облпотребсоюза, которые затем реализуют ее торговым организациям системы потребительской кооперации.

Схема, как видим, достаточно проста, но при этом эффективна. Чипсов, например, ежегодно производится порядка трех тонн. Тем более приятно было узнать, что здесь еще выпускается более 60 наименований колбасных изделий, в том числе по домашним рецептам. В среднем в месяц порядка 25 тонн. Для мощного мясокомбината, возможно, это не ахти какие большие объемы, но мстиславские кооператоры и не претендуют на пальму первенства. Берут не количеством, а качеством, а вот на сей счет, по словам моего собеседника, у потребителей нет каких-либо нареканий.

Ольга ГАЛИНСКАЯ, технолог Глусского райпо:

— Гордость не только нашего райпо, но и в целом потребительской кооперации республики — современная итальянская линия по производству плодов и ягод шоковой заморозки. Она была сдана в эксплуатацию в 2008 году  и с тех пор никогда не подводила. Каждый час работы — это 2 тонны продукции, 90 процентов которой отгружается на экспорт в дальнее зарубежье. За прошедшее время окупились все затраты, а экспортная выручка составляет в среднем два миллиона американских долларов.

Что касается хранения продукции, то здесь тоже все в порядке. Имеется пять морозильных камер общей емкостью 500 тонн. Впрочем, наша продукция не залеживается на складе. Так, сейчас заполнены только две камеры, а остальные пустуют. Кроме того, еженедельно отправляем в Минск автомобиль с не менее чем одной тонной продукции, которую реализуем различным торговым сетям. А еще уже третий год активно сотрудничаем со столичным комбинатом школьного питания, и, признаюсь, очень приятно слышать лестные отзывы о наших плодах и ягодах шоковой заморозки.        

Остается только добавить, что в Глуске первыми в Беларуси начали делать компотные смеси из быстрозамороженных ягод. Не случайно кооперативная продукция отмечена многочисленными наградами, а в минувшем году  «Витаминный коктейль» и черная смородина были признаны лучшими продуктами в республике.

Гомельский завод торгового оборудования демонстрировал на ярмарке полиэтиленовые пакеты. Признаюсь, неожиданно было услышать от экономиста предприятия Юлии Кравченко, что удельный вес этой продукции составляет 64 процента в общем объеме производства. Ежемесячно полиэтиленовых пакетов выпускается на 3 миллиарда рублей, которые реализуются через ЧУП «Белкоопоптторг».

Инженер-программист Борисовского комбината текстильных материалов Юлия Войтехович предлагала ознакомиться с последними новинками: пододеяльниками универсальными, подушками обычной и диванной (валиком), детскими наматрасниками, одноразовой посудой. Она пояснила, что, в отличие от традиционных изделий, промышленная продукция нынче выпускается из современных материалов, очень комфортна и уже пользуется популярностью у потребителей. Да и условия поставки неплохие — 60 дней отсрочки платежа. Примерно такая же схема расчетов за произведенную продукцию предусмотрена и на заводе «Белкооппрогресс». По информации заместителя директора Игоря Прищепчика, в шести цехах выпускается большая номенклатура изделий — от торгового, выставочного оборудования, барных стоек до окон и дверей из ПВХ. Интересный факт: все вывески с брендом Белкоопсоюза «Родны кут» изготовлены на «Белкооппрогрессе». Продукция в основном поставляется с отсрочкой платежа. Но при этом, по мнению Игоря Аркадьевича, должна неукоснительно соблюдаться расчетная дисциплина.

Пожелание, на мой взгляд, отнюдь не лишнее. Ведь именно такой подход в конечном итоге будет способствовать как процветанию кооперативной промышленности, так и благополучию торговли. Этим двум ведущим отраслям никак не обойтись друг без друга, и поставленная организаторами ярмарки задача помочь им найти взаимопонимание и экономическую выгоду в определенной мере, не сомневаюсь, была выполнена.

На снимке: ярмарка стала заметным событием в жизни потребительской кооперации республики.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter