Минск
+2 oC
USD: 2.11
EUR: 2.33

Люди из агрогородков о том, куда едут за покупками к праздникам и сколько времени тратят на эти хлопоты

На любой вкус и кошелек

В пору дефицита, о котором вы уже изрядно подзабыли, у покупателя была одна проблема: где купить нужный продукт или товар. В пору всеобщего изобилия проблема другая: как при всем богатстве выбора не переплатить лишнее. Журналисты «СГ» посмотрели, как с этим справляются сельчане, что и где покупают в преддверии череды новогодних праздников. 

МИНЩИНА: АВТОЛАВКИ И ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ В РОЛИ ДЕДОВ МОРОЗОВ

Успеть на привоз

Клецкий район, агрогородок Секеричи. Рабочий день. На улицах, как и в магазинах, малолюдно. Первая по пути — фирменная торговая точка местного сельхозпредприятия. Вхожу в павильон и вижу… полупустые прилавки. Из неразобранного специи, алкоголь, кое-что из бытовой химии и свежие булочки. Всегда так, спрашиваю у продавца? 

– Ждем привоза. Свежий товар мгновенно сметают работники нашего же хозяйства, — рассказывает продавец Елена Задаля. — То, что видите сегодня, — редкий случай. Обычно макаронами, мукой, крупами, сахаром, напитками завалены полки. Если сдоба, то свежая — заказываем в Несвиже. Молочка не каждый день, берем по необходимости тоже под заказ. Основные продукты, которые делают выручку, — крупы и колбасы. 

К Новому году, уверяет женщина, прилавки будут ломиться от продуктов — накрыть праздничный стол проблемы не составит.

Продавец магазина деревни Красная Звезда Татьяна АСТАХОВА.

В соседнем магазине от Клецкого райпо повеселее. Есть покупатели, на полках не только продукты, но и товары промышленной группы. Пенсионерка Вера Ивановна выбирает яркие тарелки. 

— Внучка недавно родилась. Собираюсь в отведки. В семье еще пятеро детей: посуды не напасешься. Как думаете, хороший подарок будет? — советуется со мной. Одобрительно киваю и интересуюсь в ответ: 

— Случается ли за продуктами в райцентр ездить?

— Такого, чтобы специально, не припомню, — говорит она. — На месте есть все необходимое. Если нет, закажем — и привезут. Недавно цемент заказывала. Через день он у меня уже дома был. Да и на Новый год продукты, сладости и сувениры можно на месте купить.

Потребности и запросы почти трех сотен жителей деревни Красная Звезда удовлетворяет Клецкое райпо. Торгуют продуктами, заказы принимают на любые крупногабаритные товары. Из последнего, на что продавец Татьяна Астахова выписывала накладные: газовая плита, стройматериалы, цемент, комбикорм, велосипеды.

— За покупками, в том числе к праздникам, всегда только в наш магазин, — говорит Лариса Ивановна. — Нравятся солигорский и слуцкий хлеб, молоко, творог, конфеты и печенье. Всегда есть фрукты и овощи, колбасы, сосиски. Сладкие подарочные наборы купить можно уже сейчас. К Новому году за продуктами тоже сюда приду. В Клецк езжу раз в месяц только по острой необходимости.

В села, где нет магазина, приезжают автолавки.

Нет нужды часто выбираться за пределы агрогородков жителям Кухчиц, Заостровечья, Морочи, Синявки — в поселки недавно пришла крупная торговая сеть. А вот в отдаленные и малонаселенные деревни, такие, как Степужичи и Карбовцы, доезжает только автолавка райпо. Так что насколько богатым будет новогодний стол у местных жителей, зачастую зависит исключительно от потребкооперации.

— У нас на маршрутах пять автолавок. Рейсы три раза в неделю. Заезжаем во все деревни, где нет магазинов, в отдаленные и малонаселенные. Наши продавцы привозят все заказы, в том числе непре­дусмотренные ассортиментным перечнем, например, лекарства. Если надо, водители пакеты с продуктами до дома донесут. Продавцы знают покупателей в лицо, у каждого  специальная тетрадь с заказами на следующий визит. К праздникам люди обычно просят фрукты и сладости, — рассказывает заместитель председателя Клецкого райпо Тамара Детская. 

Есть те, кто предпочитает другой формат шопинга — интернет-доставку. Убедиться в этом могли лично, не раз пересекаясь с автомобилем популярного
интернет-магазина. Основная категория покупателей здесь — сельчане до 40 лет. Признаются, в магазин только за самым необходимым ходят: хлебом, молоком, крупами. 

— Покупки делаю исключительно в интернет-магазинах. Это очень удобно. Заказ доставят на дом, если техника, установят, убедятся в исправности. Подарки к Новому году также через интернет заказываю. С доставкой из Минска по цене иной раз даже дешевле выходит, чем в местных магазинах или на рынке, — открывает подробности шопинга по-секеричски житель агрогородка Владимир Арабинка.

Анна из соседних Яновичей солидарна с земляком. Виртуальную корзину она раз в несколько месяцев заполняет товарами из интернет-магазина. Вот и недавно заказала в подарок детям кроссовки. 

— Покупаю за 13 рублей, а в городе такие же стоят в четыре раза дороже, — говорит она. 

Что еще заказывают сельчане? В принципе, то же, что и горожане: кухонную технику, постельное белье, строительные инструменты, одежду, обувь, книги, сувениры, косметику. 

В КЛЕЦК люди все же выбираются за более дешевыми хозтоварами, стройматериалами, пальто и сапогами, нетривиальными подарочными наборами. Популярное для покупок место у сельчан — субботний рынок в райцентре. Торговать приезжают предприниматели из соседних Барановичей. У них и выбор поинтереснее, чем в магазинах, и цена по карману не бьет, говорят мне. Легкие на подъем не ленятся и в Несвиж, и в Барановичи за 50 километров смотаться за обновками и подарками к зимним праздникам. 

Поездки на такие расстояния — дело вынужденное, откровенно делятся в Секеричах, Зубках, Садовой и других населенных пунктах и добавляют: на селе
промышленные магазины изжили себя. Люди стараются многое на рынке покупать. 

Причем для некоторых, особенно эта проблема касается пенсионеров, расстояние даже в четыре-пять километров становится труднопреодолимым. Например, автобус из Красной Звезды идет в райцентр в 7.00, обратно после 18.00. Иначе не уедешь. Что человеку целый день в городе делать? Такси? Так шесть рублей до деревни дорого, если учесть, что на автобусе в Минск за восемь можно доехать. 

Так что для сельского жителя проблема, что купить, остро не стоит. Решаем и вопрос: где? А вот, как оказалось, поездки, в том числе за подарками, в деревнях и агрогородках планируют тщательно. Если бы не соседи со своим транспортом, готовые прийти на выручку, да курсирующие маршрутки, иной раз пришлось бы туго.

КОММЕНТАРИЙ

Начальник отдела экономики Клецкого райисполкома Наталья Шаблицкая:

— В районе 320 розничных торговых объектов, из них более 200 — магазины. За последние пять лет торговая сеть увеличилась почти на 30 процентов. Открываются в основном продуктовые магазины, строительные, бытовой химии, павильоны по продаже мяса. Как правило, их больше, чем с промышленной группой. Такая ситуация характерна не только для сельских населенных пунктов, но и для райцентра. Причина в том, что частники больше ориентированы на реализацию продуктов питания. 

В села, где нет магазинов, приезжают автолавки. Они обслуживают более чем 70 населенных пунктов. Почти каждый день курсирует 15 магазинов на колесах, торгующих смешанными непродовольственными и продовольственными товарами. Пять из них — райпо, остальные — частные. У частников зона обслуживания более локальная — 2–3 деревни, основную нагрузку по обеспечению продуктами питания, другими товарами выполняет райпо. 

veselukha@sb.by

Фото автора.

БРЕСТЧИНА: ТОРГОВЫЕ СКИДКИ И БЕСЦЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ

«Щедрая зима» продлится только до конца года

Витрины магазина райпо в агрогородке Клейники Брестского района уже сверкают разноцветными огоньками гирлянд, приглашая сельчан за покупками. До областного центра недалеко, туда регулярно курсируют маршрутные такси. Можно без проблем отовариться в городских торговых точках. Однако почти все, что нужно к Новому году, особенно из продуктов, предпочтительнее купить на месте. Так считают многие жители. 

Завмаг Наталия Пришло, депутат Клейниковского сельсовета, убеждена, что ассортимент должен быть разнообразным не только к праздникам: 

Заведующая магазином деревни Клейники Брестского района Наталия ПРИШЛО.
Фото ctv.by
— В Клейниках несколько торговых точек. Есть частный торговый павильон, сейчас к открытию готовится сетевой магазин. Работает также буфет ОАО «Селекционно-гибридный центр «Западный», где реализуют продукцию предприятия. Так что выбор у покупателей достаточно широкий. 

Конкуренция при этом становится все серьезнее. Привлечь покупателей в сельмаге стараются интересными акция­ми, торговыми скидками. Со следующей недели в торговой точке начинается акция «Щед­рая зима», которая продлится до конца года. В этот период мясные изделия, полуфабрикаты и другие продукты будут продавать по ценам значительно ниже обычных. Печенье и другие сладости реализуют со скидками в 25—30 процентов. В широком ассортименте и новогодние подарки от 5 рублей.

В деревне Калилы Ивановского района таких условий нет. Раньше здесь работал свой магазин. Около трех лет назад его закрыли, так как покупателей было мало — сейчас тут около 30 дворов. Трижды в неделю по графику заезжает автолавка. Мясные, хлебобулочные изделия, молочную продукцию и другие товары можно купить прямо с колес. Впрочем, есть у сельчан и другие варианты. Добираться в агрогородок Дружиловичи, где работают сразу два магазина — райповский и частный. Либо прямиком в Иваново, до которого около 10 километ­ров. Там есть торговые точки двух сетей, где закупиться можно оптом и дешевле. 

Местная жительница Рита Аргер вместе с мужем Виктором, к примеру, часто так и поступают. Хозяйка возглавляет молочно-товарный комплекс в
Дружиловичах, принадлежащий ОАО «Достоево», супруг трудится в хозяйстве механизатором. У них есть автомобиль, Рита Ивановна имеет водительские права: 

— На работу добираюсь машиной. Если надо сделать покупки, еду в Дружиловичи или в Иваново. Бывает, соседи просят привезти товар. Охотно соглашаюсь: места в автомобиле достаточно. Да и подвезти людей не в тягость. В наших Калилах у многих есть свой транспорт. Да и к автолавке спешат за свежими продуктами. 

Дочь Риты Ивановны Людмила работает педагогом, сын Андрей заведует мехмастерскими в ОАО «Достоево». Недавно его семье предоставили служебное жилье. Сейчас там заканчивают ремонт. Новоселье большой дружной семьей Аргеры планируют отметить на Новый год. Подарки еще не покупали, как и лакомства на праздничный стол. Отовариваться планируют в основном в райцентре. 

В главном управлении торговли и услуг Брестского облисполкома отмечают, что предновогодние и предрождественские акции в регионе уже действуют. Заместитель начальника управления Сергей Крачко: 

— Всех нацеливаем на то, что в торговых точках накануне праздников должна быть соответствующая атмосфера. Акций, предновогодних мероприятий столько, что все их невозможно перечислить. Администрации магазинов договариваются с оптовыми поставщиками о максимальных скидках для покупателей. Главная задача в том, чтобы и в городах, и в отдаленных деревнях люди имели возможность купить необходимые товары, а выбор был широк. 

kurets@sb.by 

МОГИЛЕВЩИНА: АГРОГОРОДКУ ЛЮБ СВОЙ «РОДНЫ КУТ»

Через фотозону за картой лояльности

Предпраздничная суета набирает обороты. И первыми, конечно, стартуют в этом режиме торговые объекты. Чтобы помочь сельчанам и дом украсить, и праздничный стол накрыть, организации проводят целые маркетинговые исследования — изучают не только спрос, но и предложения конкурентов. А сельчанам на руку, что торговля сражается за сельского покупателя — есть возможность выбора и по цене, и по качеству.

Большие сетевые магазины уже обустраиваются на сельских территориях. В Могилевской области пять сельских «Еврооптов», два «Добронома» и один «Белмаркет», и у сельчанина все их бонусы под рукой.

В любом магазине райпо на витринах в достатке новогодней мишуры и елочных игрушек. А под заказ можно привезти любой товар — будь то двухметровая елка или новая кровать.
Конечно, основным организатором торговли на селе остается обл­потребсоюз — 677 из 890 сельских магазинов. Торговые точки райпо в праздничный режим уже вступили. Единая система новогодних акций известна покупателям самого маленького магазинчика. Листовки с 80 наименованиями продовольственных и непродовольственных товаров видел наверняка каждый покупатель. Не говоря уже о традиционном акционном пакете на 250 наименований, который действует круглый год.

Начальник управления торговли Могилевского облпотребсоюза Нелли Бекасова рассказала, как выстраивается новогодняя политика:

— Мы заранее поработали с производителями, убедив их пойти на скидки до 40 процентов. Снизили торговые надбавки. Важно было сделать товар конкурентным — для этого провели настоящее маркетинговое исследование. Ведь сегодня на селе торгуют и частники, и сетевые компании. Для нас это, конечно, дополнительные трудности. Но зато покупатель остается в выигрыше. 

Во всех магазинах райпо на витринах в достатке новогодней мишуры и елочных игрушек. А под заказ можно привезти любой товар — будь то двухметровая елка или новая кровать. Об этом говорят и продавцы, и покупатели, которые уже привыкли к этой новой услуге и с успехом ею пользуются. 

Не теряет актуальности выездная торговля. Из 138 автомагазинов в Могилевской области 61 принадлежит потребкооперации, 18 — РУПП «Белпочта», 28 — индивидуальным предпринимателям, 2 — фермерам. Конечно, по спецзаказу в любой автолавке (особенно обхаживают сельчан почтальоны мотодоставки и продавцы райпо) добавят к без того обновленному новогоднему ассортименту любой продукт или подарок. 

В агрогородке Устерхи Глусского района, например, местные жители считают, что лучше их магазина «Родны кут» нет даже в райцентре. Приезжая из Глуска, прямо с автобусной остановки идут за покупками.

— Здесь всегда товар и красивый, и свежий. Мы так привыкли, что кажется колбаса тут вкуснее, чем в другом месте, — говорит одна из покупательниц.

Светлана Ледян, местный продавец, убеждена, что большинство сельчан даже в Глуск не поедут за новогодними покупками:

— Сейчас люди покупают консервированные продукты — горошек, оливки, ананасы, шампанское. Для колбасы время еще не пришло. Но заявки на новогодние торты уже принимаю. Для подарков детям и внукам у нас полные витрины и игрушек, и конфет. Я прекрасно знаю запросы своих покупателей, поэтому ассортимент в магазине на любой вкус. В предновогодние дни в магазине очень много людей, похоже, весь агрогородок только здесь и закупается.

В райцентрах в магазинах того же облпотребсоюза, кроме скидок, можно поучаствовать в иных праздничных акциях. Например, в самых образцовых магазинах райпо области 31 фотозона. Показав продавцам фото в специально оборудованной фотозоне, покупатель бесплатно получает дисконтную карту лояльности. 

garaninova@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...