На лопатки!

В нашем сегодняшнем спорте положение, наверное, такое же, как и на эстраде: резко рванула вперед "попса".
В нашем сегодняшнем спорте положение, наверное, такое же, как и на эстраде: резко рванула вперед "попса". Это неудивительно. Когда главной целью становится не достижение высоких результатов, а достижение высоких гонораров, классика как-то отходит на второй план. Зритель во все времена готов был платить больше за яркие шоу, чем за грамотные выступления. Как на сцене, так и на спортивных площадках. Однако...

Древние греки были совсем не дураки, культивируя одновременно три вида вольной борьбы. Конечно, самым зрелищным видом считался панкратион. Это когда борцам во время поединка разрешалось практически все: ломать друг другу руки и ноги, душить, выкручивать суставы. Запрещалось только откусывать органы да выдавливать пальцами глаза. Побеждал тот, кто доводил соперника до бессознательного состояния или же когда тот сдавался сам. Римляне в подобном шоу пошли еще дальше: дали гладиаторам в руки оружие и с восторженным ревом приветствовали кровавые убийства на "спортивных" аренах цирков.

Другим греческим видом борьбы была борьба в стойке. Побеждал тот, кто первым три раза бросал противника на землю. А вот третьим видом борьбы была борьба на земле. Используя современную терминологию - в партере. Тут уж необходимо было, как и в сегодняшней греко-римской (иначе - классической) борьбе, положить противника на лопатки. И не зря, наверное, элементы именно этой борьбы да борьбы в стойке дожили до сегодняшних дней. Классика - она и есть классика. Именно по ее законам выигрываются не только парные бои среди спортсменов, но и настоящие битвы и даже целые войны.

- Борцом я решил стать, увидев шоу "Французская борьба" в Ташкентском цирке, куда меня, смоленского хлопчика, занесло во время войны. Как меня тогда поразили богатыри Ярков и Эрцеган! Какие они использовали приемы! Какие броски! Как им аплодировали!.. Пришел в общество "Динамо", нашел там тренера по классической борьбе Санглера. Помню, меня тогда удивил и даже обидел маленький рост тренера - он совсем не был похож на тех борцов, которые выступали на арене цирка. Это потом я понял, что в борьбе от роста мало что зависит и что те, в цирке, боролись не по-настоящему - все их красивые броски были заранее спланированы так, чтобы зрителям понравилось. Когда я это понял, то даже перестал ходить в цирк.

В 1950 году, когда я уже был перворазрядником, меня призвали в армию. Служил в Минске. И, конечно же, тренировался. Мне повезло - тренером был Куценко. О, какой это был тренер! Знаете, школа белорусской борьбы как раз в 50-е годы начала развиваться. Тогда работали великие тренеры: Михаил Мирский, Александр Куценко, Иосиф Оборский. Они вывели белорусских борцов на всесоюзную арену. А уже их ученики своих подопечных - на мировую.

Сам я впервые завоевал звание чемпиона Советского Союза в 1960 году. Тогда же и вся сборная Беларуси стала чемпионом. Это был один из первых таких больших успехов белорусских борцов. А потом мы уже неоднократно побеждали. Благодаря нашей школе.

Конечно же, белорусская школа классической борьбы имеет свои особенности. Например, мы, белорусы, всегда "брали" соперника в партере. Партерную борьбу мы очень мощно изучали и довольно умело применяли ее на практике. Есть даже спортивный термин такой - белорусский накат. Это партерный переворот накатом, или иначе - захват туловища и туловища с рукой. Мы все им классно пользовались.

Помню, как мне приходилось обыгрывать очень сильного российского борца Володю Росина. У него были мощнейшие броски прогибом. Так я во время поединка старался не идти под его коронный захват. Делал все возможное, лишь бы устоять до ничьей: по правилам, когда у борцов в стойке получалась ничья, то бросался жребий и борцы становились в партере. Вот тут-то я и "брал" Росина, применив уже свой коронный захват руки на ключ и переворот накатом.

Конечно, были у нас коронные приемы и в стойке - броски прогибом с захватом руки и туловища, броски через спину. Но тактика применения белорусского наката - самая характерная для белорусов: сначала изучить противника, вымотать его, а потом, в партере, и на лопатки положить.

Не помню, чтобы у русских или украинских команд было нечто столь же характерное, хотя их борцы традиционно сильны. А вот для эстонцев была характерна борьба "на шее". Был у них в 50-е годы Энглас Пур - так против его коронного захвата шеи из-под плеча (тоже, кстати, в партере) никто ничего не мог противопоставить. Всех Пур переворачивал...

С 1973 по 1980 годы я работал директором специализированной школы классической борьбы, а с 1980 по 1992 годы возглавлял сборную команду Беларуси. Потом ушел из сборной, как говорится, по собственному желанию. Теперь вот здесь, в училище, тренером работаю, пацанов тренирую. Они мне, кстати, очень хороший подарок к моему юбилею сделали. Три моих хлопца выиграли три первых места "на республике". Надо назвать их, чтобы и другим в газете прозвучать хотелось. Итак, первыми стали Рома Боданенок, Саша Забоганский и Игорь Блезнец. А вторыми - Николай Важник и Паша Продуха. Как говорится, они - моя последняя радость... А ведь было, было время, когда пятеро белорусов входили в состав сборной СССР! И "золото" олимпийских медалей нам светило. А не блеск монет...

P.S. Иван Александрович Коршунов действительно работает тренером. Уже это удивительно для его возраста. Никакого секрета своего спортивного долгожительства так и не назвал. Вот только коллеги удивляются, как это он в свои годы 60 раз на брусьях отжимается да каждое утро бегом занимается? А может, секрет в том, что "белорусский накат" не только в спорте хорош? А еще и в жизни полезен...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter