На линию выходят одни «старики»

Половина могилевских троллейбусов отслужили свой век и давно подлежат списанию...

— Подождем, внучка, следующего, в этом замерзнешь, — бабушка, провожавшая школьницу, критически осмотрела приближавшийся к остановке старый троллейбус и отошла в сторону.


Несколько пассажиров с детьми последовали ее примеру. Предпочли лишних пять–семь минут постоять на остановке, чем полчаса ехать в холодном салоне «ветерана», который по дороге еще и сломаться может.


Половина могилевских троллейбусов отслужили свой век и давно подлежат списанию. Когда на улице тепло, горожане не выбирают, на чем добираться до работы или магазинов: на видавшем виды ЗИУ–682 или новом «Белкоммунмаше». Но в зимнюю стужу в старых троллейбусах холодно: система отопления не спасает, дует из всех щелей. Пассажиры не устают названивать руководству могилевского «Горэлектротранспорта» с жалобами на неудобства. Можно только посочувствовать водителям и кондукторам, которым приходится мерзнуть в этих железных коробках весь день.


Еще лет 10 назад у «Горэлектротранспорта» было 162 троллейбуса. Предприятие процветало. Зарплаты водителей и кондукторов были одними из самых высоких в городе. Но машины изнашивались, новые взамен почти не приобретались. В итоге в парке осталось 125 машин, половина из которых — «ветераны». Часто ломаются в пути, их эксплуатация обходится намного дороже, чем новых. К тому же «съедают» на 30 процентов больше электроэнергии. И чинить их приходится серьезно: менять обшивку в салонах, выполнять кузовные работы. Мастерские троллейбусного парка для таких работ не приспособлены.


В мае прошлого года Правительство утвердило Государственную программу обеспечения крупных городов наземным электротранспортом на 2009 — 2013 годы. По ней в этом году в Могилеве планировалось заменить 39 машин, в 2011–м и 2013–м — по 22, в 2012–м — 20. Покупать их предполагалось за счет средств из республиканского и местного бюджетов, банковских кредитов, прибыли предприятия, зарубежных инвестиций.


Но, похоже, большим планам сбыться не суждено. Пока выделены деньги только из местного бюджета — на покупку семи троллейбусов. Своих средств у предприятия не хватает: пассажиров в прошлом году было перевезено почти вдвое меньше, чем, к примеру, в благополучном 2001–м. Так что «старичкам» придется поднатужиться.


— Износ подвижного состава — 50 процентов, — беспокоится директор «Горэлектротранспорта» Сергей Монастыренко. — 7 новых машин — это капля в море. Если парк будет и дальше обновляться такими темпами, то лет через пять амортизация подвижного состава приблизится к стопроцентной. Как тогда перевозить горожан?


В январе на заводе «Белкоммунмаш» прошло совещание с участием работников Министерства транспорта, на котором присутствовали и представители Могилевщины.


— Договорились, что завод отпустит нам дополнительно еще 7 троллейбусов с отсрочкой платежа на полгода, так что на маршрутах появится 14 новых машин, — попытался обнадежить начальник отдела транспорта и связи управления жилищно–коммунального хозяйства Могилевского горисполкома Станислав Мысливец. Но тут же разочаровал: — Скорее всего, задание по обновлению подвижного состава троллейбусного парка будет уменьшено. 39 машин в этом году купить вряд ли удастся. Ведь 58 процентов средств на это планировалось из республиканского бюджета. Пока не выделено ничего. Придется, наверное, опять довольствоваться капитальным ремонтом «старичков».


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter