На линии огня

Центральная Россия горит уже второй месяц. Ровно столько, сколько стоит аномальная жара за тридцать, без капли дождя...

Центральная Россия горит уже второй месяц. Ровно столько, сколько стоит аномальная жара за тридцать, без капли дождя. Когда Москву окутал густой дым с горящих подмосковных торфяников и лесов, заполыхали деревни, зачастую вместе с жителями, тема лесных пожаров стала для России политической.


От огня уже погибло более 50 человек, 458 получили ожоги и ранения. Уничтожено более 1,9 тыс. домов. Свыше 3,5 тыс. человек остались без крова. Ущерб предварительно оценивается в 6,5 млрд. руб. Пострадали 30 российских регионов, но сильнее всего Нижегородская, Московская, Воронежская, Рязанская области и Мордовия.


На прошлой неделе белорусские спасатели и колонна спецтехники отправились на помощь к соседям. По прибытии с ходу включились в борьбу с огнем в Московской, Рязанской и Тамбовской областях.


...К месту дислокации наших спасателей проехать не так просто. На дорогах стоят посты милиции, не пропускающие машины в некоторые пострадавшие от огня поселки. Но в день, когда писался этот репортаж, в Рязань приезжал российский премьер–министр и даже тушение пожара стало подчиняться протоколу...


Рязанщина в огне второй месяц. Горит территория Приокского биосферного заповедника, в котором живут зубры. Уже выжжено три тысячи гектаров леса. Белорусские спасатели за несколько дней работы потушили около 40 лесных пожаров и несколько торфяных — самых опасных.


Нашему МЧС не впервой бороться с лесными пожарами. Но так как у нас четко налажена система авиационного мониторинга состояния лесов, подобных возгораний — масштаба экологического бедствия — в белорусской практике, слава Богу, не случалось.


— Когда узнали, что к нам на помощь пришли белорусы, стало спокойнее, — сотрудник пресс–службы МЧС Рязанской области Елена Овчинникова приезжает каждое утро из Рязани в импровизированный пресс–центр штаба МЧС в поселке Ласковский. — Белорусы со своей техникой работают слаженно и четко, откликаются на любую просьбу.


Руководитель сводного отряда МЧС Беларуси подполковник Виталий Пекурин рассказывает об увиденном на линии огня. Пламя на Рязанщине гонит обитателей леса. Мимо сотрудников МЧС бегут, спасаясь от пожаров, зайцы, лисицы, ежи... Пожарные сдерживают распространение пламени круглосуточно, не дают огню расползаться.


Местные жители высоко оценили братскую помощь. Владелец крупнейшего в Рязани торгового центра «Глобо» в знак признательности привез спасателям фрукты, соки, воду.


...Разгул огня в России стал возможен не только из–за аномально жаркого лета. Вот пример поселка Ласковский. В советские времена здесь работал деревоперерабатывающий комбинат. Были каланча, пожарные машины. Теперь от всего этого остались лишь воспоминания. Комбинат попал в частные руки. Новым хозяевам дела нет ни до «социалки», ни до соседних лесов...


Погорельцы из поселка рассказали: о том, что надвигается пламя, предупредили по телефону жители соседней деревни. «Только успели взять документы, как увидели в окна, что на нас идет огонь. Ничего не успели вынести, еле убежали сами. Если бы спали, а дело было вечером, то все сгорели бы заживо», — в глазах очевидцев застыл ужас тех минут.


Село Криуша выгорело на треть. Люди увидели, что пылают два дома, позвонили в райцентр. Через час, когда горело уже домов десять, приехали пожарные. Вода у них быстро закончилась, а забрать ее из пруда не смогли из–за изношенного оборудования, которое тут же сломалось. Теперь на пепелищах торчат печные трубы, обугленные деревья никогда не будут больше плодоносить...


Пожары в России стали не просто стихийным бедствием. Они выявили «структурные проблемы». Некоторые СМИ обращают внимание на то, что по принятому в 2006 году Лесному кодексу тушение лесных пожаров не входит в зону ответственности Государственной пожарной службы, относящейся к МЧС. Спасатели подключаются только тогда, когда огонь угрожает селам, городам, жизням людей. Кроме того, в последние годы в России пришла в упадок система противопожарных водоемов, сократилось количество пожарных...


Помощь профессионалов из соседних стран оказалась весьма своевременной. Командировка в Россию у белорусских спасателей на две недели. Но они готовы работать там столько, сколько потребуется.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter