На Купалье, в Новый год...

То, что прогнозы гидрометцентра, бывает, сбываются с точностью до наоборот, вызывает у нас уже привычную улыбку: что ж, не все, мол, подвластно науке.
То, что прогнозы гидрометцентра, бывает, сбываются с точностью до наоборот, вызывает у нас уже привычную улыбку: что ж, не все, мол, подвластно науке.

И по привычке верим народным приметам из "Телебарометра", печатных календарей.

Да вот беда: что-то и народные, казалось бы веками проверенные, наблюдения наших предков подводить начали.

Алесь Лозка, доцент кафедры этнографии и фольклористики БГПУ им. М.Танка кандидат филологических наук, как-то просто и очень доходчиво высказался по поводу "правдивости" существующих сегодня различных "народных" примет: "А что вы еще хотите? Могу показать несколько календарей, изданных в Беларуси, с народными приметами... народов Сибири и Средней Азии. Ну разве могут эти приметы предсказать погоду в Беларуси, не говоря уже о конкретных Лынтупах или Калинковичах?"

Сам Алесь Юрьевич Лозка с завидной настойчивостью по крупицам собирает "Беларускi народны каляндар". Не пишет книгу, а именно собирает. Не так-то просто увязать приметы, предания и народные песни воедино, опираясь на сегодняшний календарь, если, возможно, даже Новый год когда-то не зимой, а летом отмечали...

Рассказ о летнем новогоднем празднике Лозка начал издалека

: - Естественно, первыми единицами измерения, которыми мог пользоваться древний человек, были день и ночь, а самыми примитивными мерами времени - изменение фаз Луны. От полнолуния до полнолуния. Так появилось первое понятие о месяце. Синодичный месяц тогда состоял из 29,5 средних солнечных суток.

Дальнейшее развитие человека привело к системе "лунный год" - 12 лунных оборотов представляют собой коло, при котором происходят относительные повторы в природе, связанные с холодом и теплом. Но значительно позже придет осознание того, что лунный год не совпадает с годом солнечным - лунный короче солнечного почти на 11 суток. Известно, что лунный календарь с длиной года 354 дня употреблялся в третьем тысячелетии до нашей эры. В VII веке н. э. он был усовершенствован арабами и до сих пор применяется вместе с другими летоисчислениями в исламских странах Азии и Африки. Но не в Европе.

В определенный период, когда древний человек перестал кочевать и стал вести оседлый образ жизни, связанный с сельским хозяйством, лунный календарь его уже не мог удовлетворять. Понадобилась большая точность. И особенно нужна была постоянная точка солнцеворота, от которой можно было бы начинать отсчет дней в году. По сегодняшним понятиям, понадобился день Нового года. В те времена только практические наблюдения за дневным светилом могли дать хороший результат.

Размещение древнеегипетских пирамид относительно сторон света имело скорее научно-практическое значение, чем просто ритуальное. Строительство же астрономических обсерваторий путем выкладывания специально вымеренных колец из вкопанных валунов других объяснений и не имеет. Всемирно известный кромлех - Стоунхендж на юго-западе Англии построен примерно 4.000 лет назад. С помощью Стоунхенджа друиды могли не только измерять промежутки времени между двумя летними солнцестояниями, но и вычисляли дни солнечных затмений. У них уже тогда был солнечный календарь, в котором 365 суток. У нас же свой Стоунхендж - урочище Камяни, где валуны размещены большой П-образной фигурой на берегу Янова озера, что на Полотчине. Это наш "календарь-капище", камни которого, по мнению исследователя Э.Левкова, "смотрят на заход солнца в конце самого длинного дня и... на ночные купальские огни". Исследователь не ошибается: историческая Купальская ночь - это самая короткая ночь в году, а не та, что отмечается сейчас как ночь на Ивана Купалу с 6 на 7 июля.

Когда-то Купалье - день летнего солнцестояния - было самым популярным праздником в году. Его отмечали на всех континентах. В Китае - это Дуаньу (Настоящая середина) и Тяньчжун-цзе (праздник Небесной середины) - очень похожи на празднование Нового года до сих пор. В Корее это праздник Тоно-Сезон знойного полдня и середины Неба. По существу, то же, что и в странах Европы. Например, у народов Швейцарии день Иоанна Крестителя (24 июня) делил год на два полугодия. Древние австрийцы также делили год на полугодия в зависимости от летнего и зимнего солнцестояния...

Кстати, вы не задумывались над тем, почему мы говорим "летоисчисление" и желаем "долгих лет жизни", а не "зимоисчисление" и не "долгих вам зим жизни"?

Может, потому, что Новый год начинался когда-то летом, а не зимой? Известно, что до принятия христианства на восточнославянских землях устойчиво укрепилась языческая традиция начала нового года с весны. Потом начали отмечать Новый год осенью. С 1550 года наши предки начинают год с января. Но почему тогда в зимних колядных песнях так настойчиво пробивается то "перша свята - нова лета", то "песня спета процi нова лета"?Во времена христианизации новыми праздниками обычно подменяли более древние языческие.

В Беларуси и Купалье стало молодежным праздником совсем недавно - лет 200 назад. И только песни напоминают о его главном предназначении - о летнем Новом годе.

Артисты Государственного концертного оркестра дуэт "Александра & Константин".

Александра

: - Купалье - это как прекрасный сон, это обряд, окутанный легендами, участвуя в котором ощущаешь единение с предками... Жаль, что у нас празднуют Купалье не совсем цивилизованно, но свою волшебную "папараць-кветку" найти очень хочется.

Константин

: - С детства помню купальские костры и легенды о русалках. Купалье - романтика, молодость и, как у Александры, мечта о своей "папараць-кветцы". Купалье и Коляды - наши самые красивые праздники.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter