За что легендарный летчик Александр Мамкин получил партизанскую медаль

На крыльях жизни

Проект «Партизаны Беларуси», совместно реализуемый ИД «Беларусь сегодня» и Национальным архивом Беларуси, сделал достоянием гласности подвиги более чем 203 тысяч партизан и подпольщиков. Зачастую эта информация позволяет по-новому взглянуть на известные события.

Александр Мамкин совершил 70 боевых вылетов к партизанам с посадкой в глубоком тылу противника.
WIKIPEDIA.ORG

79 лет назад пилот 105‑го отдельного гвардейского авиаполка Гражданского воздушного флота Александр Мамкин темной апрельской ночью вывозил на Большую землю с территории Белоруссии воспитанников детдома, спасенных партизанами. И когда его полотняно-деревянный биплан Р-5 был подожжен немецким истребителем, он, заживо сгорая, не прыгнул с парашютом, не бросил на погибель десять детей-сирот, двух раненых партизан и воспитательницу детдома. Погибая, из последних сил ювелирно посадил израненную машину сразу за линией фронта.

С тех пор о жизни и подвиге Александра Мамкина написано немало. И тем не менее благодаря сайту ИД «Беларусь сегодня» partizany.by приоткрываются новые грани боевого пути мужественного летчика. Оказывается, незадолго до трагического полета Александр Петрович был удостоен медали «Партизану Отечественной войны» I степени. Из фотокопии наградного листа следует, что он совершил 20 боевых вылетов к партизанам с посадкой в глубоком тылу противника, доставил 4030 кг боеприпасов и 22 военнослужащих, а на обратном пути вывез на Большую землю 48 раненых. Всего А. П. Мамкин без происшествий совершил 70 ночных полетов в тыл немецких войск, порой в сплошном тумане, в дождь, ориентируясь лишь по простейшим приборам. 71‑й вошел в историю.

Уже в наши дни историк авиации из Новосибирска полковник запаса Вячеслав Филиппов в книге «Авиационные группы и полки Гражданского воздушного флота в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945» проанализировал тысячи страниц архивных документов и рассказал в том числе о том, как действовал воздушный мост между Большой землей и партизанами. Подвиг Александра Мамкина органично вписался в картину этого массового героизма.

Так, еще в декабре 1942 года командир 2‑го отдельного (впоследствии 105‑й гвардейский) авиаполка ГВФ капитан (в последствии полковник) Е. Т. Клуссон с согласия командующего 3‑й Воздушной армии выделил для обеспечения боевых действий партизан звено самолетов У-2. Он вместе со старшим лейтенантом Н. А. Жуковым вылетел в партизанские бригады Захарова и Гурко, согласовал с ними порядок работы самолетов, дал указания по подбору и оборудованию посадочных площадок и организации приема и выпуска самолетов. Сначала в партизанском звене было три самолета, их доверили лучшим летчикам-ночникам полка старшим лейтенантам Жукову, Нохову, Белойвану. По 5 — 6 раз за ночь они летали в район Сураж-Витебский. Противник обнаружил эти полеты к партизанам и усилил патрулирование на линии фронта. Что это значило для Александра Мамкина и его товарищей? Чтобы прочувствовать этот момент, вновь обратимся к книге Вячеслава Филиппова:

«Приказ по 1 ОАП ГВФ…

4. Младший лейтенант Мамкин Александр Петрович пилот 1 АЭ и стрелок-бомбардир лейтенант Вильчинский Кирилл Минович 9 декабря 1942 вылетели на Р-5 № 28 для выполнения задания по транспортировке грузов сбрасыванием партизанскому отряду Боброва в район Дорогобужа и на базу не возвратились. Считать пропавшими без вести с 9.12.1942…

Приказ 1 ОАП ГВФ № 15 от 30 декабря 1942 г.

Пункты приказа № 14… в части исключения из списков пилота Мамкина и стрелка-бомбардира Вильчинского отменить. Мамкин и Вильчинский при выполнении боевого задания были сбиты огнем противника в районе г. Орла. При падении самолет разбит на 100 %, экипаж остался невредим и перейдя линию фронта 29.12.1942 возвратился на базу полка приступив к исполнению своих обязанностей».

К концу 1942 года этот полк держал связь с 38 партизанскими подразделениями. Иногда выполнялись полеты за пределы радиуса действия самолета. А в декабре 1942‑го командование потребовало «…во что бы то ни стало доставить боеприпасы партизанской бригаде Данченко в район ст. Сеща». Вылетели тремя самолетами (Агамиров-Аркадьев, Мамкин-Вильчинский, Семенов-Тузов) в нелетную погоду. Через час вернулись экипажи Мамкина и Семенова и доложили, что из-за низкой облачности (100 м) и обледенения выполнить задание не смогли. Спустя расчетное время вернулся экипаж Агамирова, который доложил, что экипаж задание выполнил, шел над облаками и, так как в районе цели погода улучшилась, готов лететь во второй рейс. Узнав об этом, экипажи Мамкина и Семенова тоже попросили разрешения на второй вылет. В результате все трое выполнили задание, партизаны получили 1800 кг боеприпасов и тола.

Эти подробности боевой деятельности Александра Мамкина для широкой общественности стали доступны впервые благодаря поисковой работе, проделанной Вячеславом Филипповым. Главное, о чем они говорят, — та роковая ночь весной 1944 года не была для героя неожиданностью, он был готов пожертвовать собой в борьбе с врагом. Но появляются и новые вопросы о боевом и жизненном пути «огненного пилота», на которые, хочется верить, будут получены ответы.

КСТАТИ

На сайте partizany.by также размещены наградные листы на присвоение медали «Партизану Отечественной войны» пилоту Н. А. Жукову и многим другим боевым товарищам А. П. Мамкина. 

bibikov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter