Падение продаж новых автомобилей в первом полугодии по сравнению с аналогичным показателем прошлого года составило 26,7 %. Белорусские дилеры огорчены тем, что инструменты минимизации потерь, доступные их зарубежным коллегам, продолжают оставаться для них призрачной фата-морганой.
«Падение по полугодию смягчил первый квартал. Тогда у дилеров были складские запасы, не хватало оборотных средств, и они были вынуждены сбывать автомобили по себестоимости, а то и ниже, — говорит генеральный директор автомобильной ассоциации «БАА» Людмила Шабанова. — Благодаря такому дисконту была перетянута часть клиентов из сегмента бывших в употреблении автомобилей — новые машины продавались по цене двух-трехлетних, что вызвало определенный рост спроса в первом квартале и апреле».
Как рассказал замдиректора по маркетингу компании «Атлант-М Фарцойг-хандель» Александр Демидович, нервы у иных автодилеров уже не выдерживают. Параллельно со снижением цен на автомобили, произведенные в 2008 году, они начали сбивать стоимость и автомобилей сборки 2009 года. «Иногда клиенту бывает очень сложно объяснить, почему по сути две одинаковые машины такого же цвета и комплектации в стоимости отличаются на $ 2—3 тыс., а иногда даже на $ 4—5 тыс. На самом деле ситуация развивается по очень нездоровому сценарию — гонка скидок может привести к катастрофе. Очевидно, что рано или поздно ценник продавцам придется повышать, а вот возврата к прежним прайсам и докризисному уровню спроса на автомобили уже не произойдет. В итоге мы столкнемся с обвалом объемов продаж», — говорит специалист.
На серьезные скидки могут пойти далеко не все автопродавцы — в выигрыше оказались прямые дистрибьюторы западных автомобильных концернов. Те же компании, которые работают на белорусском рынке через центры, расположенные в России, Прибалтике или Украине, сильно связаны по рукам и ногам в вопросах ценообразования. Но снизившиеся продажи автомобилей дилеры западных концернов, работающие в Беларуси, могли бы минимизировать за счет дополнительных услуг и сервисной поддержки.
Во всяком случае российский и украинский рынки, которые испытали падение продаж куда больше чем Беларусь, пытаются выживать именно за счет автомастерских. Но, к сожалению, для наших автопродавцов этот путь спасения бизнеса оказался не настолько безусловным.
«Первое полугодие наглядно показало то, о чем «БАА» предупреждала еще в декабре прошлого года, — продажи упадут, и предприятиям для выживания необходимо будет переходить на другие источники поддержки бизнеса. Таковыми могли бы стать сервис, продажа запчастей и аксессуаров, внедрение схемы trade-in — замена старого автомобиля в автосалоне на новый с доплатой. Либерализация цены в автосервисе — вот что может спасти участников рынка», — поясняет Людмила Шабанова. Дело в том, что со станций техобслуживания до сих пор не сняты требования жесткого контроля за стоимостью расходных материалов. Брать с клиентов плату они имеют право только за диагностику и услуги по ремонту машин, а вот запчасти продавать могут лишь по себестоимости.
В итоге фирменные станции сегодня живут на минимальной рентабельности. Как это ни парадоксально, но юридически автоцентры приравняли к парикмахерским и прачечным, где деньги берут только за услугу, а вот шампунь, одеколон и стиральный порошок идут к ней бесплатным довеском. «Что касается сервиса, относящегося и подпадающего по нашему законодательству к сфере бытового обслуживания населения наряду с прачечными, химчистками и парикмахерскими, именно по причине такого соседства нам в Минэкономики отказывали в либерализации цен в автосервисе, то уже и их исключили с 1 июля из перечня регулируемых ведомством согласно постановлению Совмина № 752», — говорит председатель правления «БАА» Сергей Михневич.
«Вольницу» для парикмахеров в Минэкономики объяснили просто: исключение этих товаров и услуг из перечня регулируемых обусловлено тем, что в Беларуси по ним уже сложилась определенная конъюнктура цен и тарифов.
По мнению специалистов ведомства, свободное формирование ценника на эти позиции позволит привлечь в сферу бытового обслуживания субъектов малого предпринимательства и тем самым будет способствовать созданию конкурентной среды. Автопродавцы говорят о том, что их бизнес также достоин этого, ведь он — прозрачен.
Вложив собственные средства в создание своих предприятий, дилеры заинтересованы в их дальнейшем развитии у себя в стране. Внутренних инвесторов нужно поддерживать уже хотя бы для того, чтобы пришли внешние, получающие наглядный пример возможностей развития бизнеса в Беларуси. Но пока законодательные условия для его наращивания, что, естественно, вытесняло бы «серый» бизнес, не предусмотрены.
-------------------------------------
Старый Свет заводит моторы
Объем продаж легковых автомобилей в странах ЕС в июне 2009 года вырос в сравнении с июнем прошлого года на 2,4 %, достигнув отметки в 1 461 859 реализованных машин. Такие данные приводятся в отчете Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA).
Специалисты ACEA отмечают: наилучшие показатели у Германии — продажи авто в разгар кризиса здесь прибавили целых 40,5 %. Неплохо показали себя и другие автомобильные рынки. К примеру, рост продаж новых машин в Италии составил 12,4 %, Франции — 7 %, Австрии — 4 %. По всей видимости, европейцам удалось избежать развала своего автопрома. Скидки и государственные программы стимулирования спроса, подтолкнувшие сотни тысяч людей к смене своих старых автомобилей на новые, сделали свое дело.
Именно Германия стала первопроходцем, пообещав каждому своему гражданину, который сдаст свой старый автомобиль в утиль, субсидию в 2,5 тыс. евро на покупку нового. Посулили скидки примерно на таком же уровне и продавцы. Немцам предложение настолько понравилось, что выделенные на программу 1,5 млрд. евро разобрали в течение двух с половиной месяцев. Затем аналогичные проекты были запущены в других странах ЕС. Результат был достигнут — граждане пошли в автосалоны. Правда, как отмечают в ACEA, спрос подвергся существенной корректировке — европейцы покупают в основном компактные и недорогие модели, поскольку на экономичные и экологичные автомобили скидки существеннее.
Правда, программа стимулирования автопрома все равно оказывается недостаточно действенной: в 2009 году в Западной Европе будет продано около 13,3 млн. новых автомобилей, что всего на четверть миллиона меньше, чем в прошлом году. Но завтрашний день все равно смущает автопроизводителей. Они все чаще задаются вопросом: «А кто же будет покупать автомобили в 2010 году?». Ведь после стремительного насыщения рынка его, скорее всего, будет ожидать долгий и продолжительный спад.
-------------------------------
Продажи новых легковых/коммерческих автомобилей в Беларуси
Марка январь — июнь 2009 года январь — июнь 2008 года
Volkswagen 1 467 2 432
Toyota 1 128 997
Лада 485 831
Peugeot 477 356
Mazda 454 530
Ford 436 339
Skoda 280 263
Dacia 238 350
KIA 220 450
Volvo 205 55
Audi 181 78
Opel 177 183
Fiat 159 227
Renault 146 251
Мercedes-Benz 125 98
Mitsubishi 124 413
Citroen 115 113
BMW 75 32
Шевроле 68 147
Nissan 60 158
Шевроле-Нива 42 120
Land Rover 21 38
Subaru 11 98
Porsche 11 15
Chrysler&Jeep&Dodge 2 —
Alfa Romeo 1 &nbs