Пожилые сельчане гибнут из-за равнодушия своих детей

На кого опереться в старости

Пожилые сельчане гибнут из-за равнодушия своих детей

Когда на пожарах гибнут старики, неизбежно возникает вопрос: а куда же смотрели их дети, родственники? К сожалению, старость бывает неприкаянной не только у одиноких... В деревне Ромашки Щучинского района в крещенские морозы сгорела 83–летняя бабушка Вера, отправленная сыном «на побывку» в свою промерзшую деревенскую хату. По предварительным данным, старушка перекалила печь, а выбраться не смогла...

Точка возврата


Пресс–секретарь МЧС Виталий Новицкий кратко пересказывает мне обстоятельства трагедии. Звонок поступил вечером от женщины, проезжавшей мимо на авто. Первая машина спасателей была на месте ЧП через пять минут. Возгорание ликвидировали за 38 минут. А еще через 20 обнаружили под обвалившейся кровлей на полу в комнате сильно обгоревший труп хозяйки. Хотя все знали: бабушку еще в ноябре забрал на зиму в соседний район 55–летний сын...

Едва ли не каждое предложение в информационной сводке показательно. Между строк всплывают причины трагедии, точнее, их совокупность: морозы, возраст и состояние здоровья бабушки, легкомыслие близких, малолюдность деревни Ромашки и разбросанность жилых домов. Вот, скажем, соседи о пожаре узнали только после того, как в деревню одно за другим начали заезжать пожарные машины. Дом бабушки Веры на отшибе деревни волей–неволей превратился в хутор, отгороженный от остальных немногочисленных жилых хат частоколом из хат пустующих. Пресс–секретарь Гродненского областного подразделения по чрезвычайным ситуациям Наталья Живолевская вздыхает: такие хутора — это и особенность местности, и ее проблема. Слишком сложно вовремя обнаружить там возгорания. А значит, привычные методы профилактики и «изобретения», влияющие на безопасность, вроде выведенной наружу «мигалки» автономного пожарного извещателя, который в случае чего оповестит округу, перестают быть эффективными. Оповещать попросту некого... Понятно, почему о возвращении старушки в родные «хоромы» не знала даже ее близкая подруга 80–летняя Ирена Иосифовна.

— Хоть бы глянуть зашла, как она. А может, и к себе бы забрала. Она же слабенькая была — с двумя киечками ходила. Другой раз и заговаривалась уже, — голос пенсионерки дрожит, она едва сдерживается, чтобы не заплакать.


Местные власти уверяют: о том, что бабушку в выходные вернули домой, не знали и они... Родственники не посчитали нужным поставить кого–нибудь в известность.


Один по собственному желанию


В этой истории, впрочем, обвинять чиновников и местных спасателей в том, что недоглядели, лично у меня не повернется язык. Приходили. Проверяли. Писали письма. Заместитель начальника Щучинского подразделения МЧС Александр Малюгин утверждает: комиссия последний раз посещала этот дом 3 октября...


— Никаких нарушений не выявили. Члены комиссии неоднократно писали сыну, чтобы забрал престарелую мать к себе. Реакции первое время не было никакой. Дело сдвинулось лишь после того, как отправили письмо в сельсовет, где он проживает. В ноябре он все–таки за ней приехал. А так могли бы и на работу сообщить. Не только мы, но и председатель райисполкома.


У директора территориального центра социального обслуживания Щучинского района Анжелины Шпаковской интересуюсь: не кажется ли им, что, отправив бабушку родственникам, они тем самым оказали ей медвежью услугу, превратили одиноко проживающего человека в балласт, которому не рады...


— Социальный работник к ней заходила едва ли не каждый день, не глядя на график. Мы хотели определить ее на зиму на «социальную койку». У нас в районе их хватает — в Острино, Желудке, Демброво, Дом милосердия в Каменке, где за стариками смотрят монахини... И бабушке Вере такое предлагали. Получили категорический письменный отказ.


Эксперты объясняют: явление типичное. Не хотят срываться старики с насиженных соток. Не желают порой их отправлять на «социальную койку» и дети. Проблема в том, что родственники одиноко проживающих стариков за такой досмотр должны доплачивать. Кроме того, часть пенсии бабушек и дедушек также пойдет на компенсацию расходов. Понятное дело, что великовозрастным иждивенцам, привыкшим жить в том числе и на родительские гроши, такой вариант не особо интересен. Вот реальный случай, о котором мне рассказали в одном из районов. Дедушку из дома–интерната дети забрали аккурат перед пенсией. Пускай, мол, лучше перезимует у нас, чем на казенной койке. А буквально на следующий день он сгорел: перекалил печь в собственном доме, куда его отправили вопреки всем обещаниям.


Смотри или плати


У милиции, спасателей, местных властей, педагогов — в общем, у всех тех, кто по долгу службы не может быть равнодушным к «внутренней семейной кухне», есть понятие: дети, находящиеся в социально опасном положении. Их неблагонадежные мамы и папы находятся под неусыпным контролем. А вот нерадивые дети, живущие с престарелыми родителями, — увы, нет. Логика понятна: если за стариками есть кому присмотреть, государство будет помогать лишь в исключительных случаях.


— За инвалидами, одинокими и одиноко проживающими стариками следят наши социальные работники, обеспечивают их безопасность. Просим их заглянуть и к тем, кто проживает со «злоупотребляющими» детьми. Есть информация о каждом. Был у нас случай: вынуждены были забрать 96–летнюю бабулю у двоих сыновей и отвезти ее в Дом милосердия. Дети за ней не смотрели. Выявили эту ситуацию, когда проводили полное обследование домовладений, — рассказывает Анжелина Шпаковская.


Татьяна Федорова, начальник отдела адресной социальной помощи и социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты, подчеркивает: согласно Кодексу о браке и семье, родители могут взыскать со своих детей деньги на их содержание. Только подобных примеров слишком мало. Скажем, в Щучинском районе такой случай был один. И действительно, какая мать пойдет против собственного сына или дочери? Наоборот, будет оправдывать до последнего... Так, может, стоит передать право взыскивать деньги «на старость» государству?


* * *


Кто–то, вероятно, заметит: а что делать, если бабушка упрямится и не хочет ехать на зиму ни к детям, ни под крышу государственную? Да, старики сами порой как дети. Но оставлять их на произвол судьбы — тоже не дело. Надо найти нужные слова, убеждать, уговаривать. Социальные работники рассказывали: их подопечные согласились переехать на зиму в интернат, только предварительно съездив туда на экскурсию. Зато за этих стариков лично мне уже не страшно...


Компетентно


Сергей Красуцкий, заместитель начальника управления профилактики Министерства внутренних дел:


— Во время республиканской акции «Безопасное соседство!», которая проходит с 27 января по 9 февраля, планируется посетить всех стариков, живущих с асоциальными лицами. Теми, кто попадал в поле зрения правоохранительных органов либо состоит у нас на учете. А кроме того, навестим максимально возможное число пожилых людей в малых населенных пунктах.


Руслан Лихоманов, заместитель начальника управления надзора и профилактики МЧС:


— Одиноким или одиноко проживающим пожилым гражданам и инвалидам специалисты помогают привести в пожаробезопасное состояние печи и электропроводку, устанавливают и проводят техническое обслуживание автономных пожарных извещателей.


Справка «СБ»


По данным Министерства по чрезвычайным ситуациям, в 2013 году в домах одиноких, одиноко проживающих пенсионеров, а также инвалидов произошло 248 пожаров, в которых погибли 58 человек. Наиболее частые причины — неосторожное обращение с огнем, нарушение правил эксплуатации электросетей и электрооборудования, печного отопления.


Советская Белоруссия №18 (24401). Четверг, 30 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter