На хребте «зеленой ящерицы»

Корреспондент нашей газеты побывала на Кубе - в стране солнца, пляжей, сальсы и улыбок

Длинную зеленую ящерицу с глазами из воды и камня напомнил поэту Николасу Гильену Остров свободы

Страна бескрайних белоснежных пляжей и теплого солнца, сальсы и белозубых улыбок… Я много знала о Кубе и раньше. Можно даже сказать, уже до того, как ступила на эту землю (а это стало возможным в рамках прошедшей там недавно масштабной XXIX Международной ярмарки туризма FITCUBA 2009), я была знакома с ней заочно. Более того, как ни странно это звучит, моя жизнь и жизнь этого небольшого государства некоторым образом давно связаны. Я много слышала о нем от тети-педагога, преподававшей в советские времена русский язык кубинским военным, от отца, который, проходя срочную службу, был на Кубе во время Карибского кризиса, и, в конце концов, от мужа-кубинца. Возможно, поэтому мой взгляд на Кубу получился слишком пристальным, внимательным, а все впечатления пропущены через сердце.

Дайте воздуха!

…Перепад после почти 13-часового перелета с мощно работающими кондиционерами был слишком резким. Международный аэропорт имени Хосе Марти, который еще называют главными воздушными воротами Кубы, встретил нас почти банной духотой. С непривычки было ощущение недостатка кислорода, а потому я не сказала даже слова таксисту, везшему меня в Гавану, все окна у которого в машине были открыты настежь. Не смущало даже то, что в отель я прибыла такая, будто сроду не видывала расчески.

Впрочем, «кислородное голодание» покинуло меня уже через пару дней. Организм как-то быстро перестроился, адаптировался. Не мешали ни 80 (в среднем!) процентов влажности, ни малознакомый тропический климат. Более того, как оказалось, здесь в мае не так уж и жарко — всего лишь около 30. А после Турции и Египта это почти прохладно. Зато то, что нужно, чтобы позагорать. Но, загорая, это я знала еще со слов мужа, нужно помнить о коварстве кубинского, на первый взгляд нежного, солнышка. Оказывается, мягкий климат не повод пренебрегать средствами защиты, как и при палящем солнце, поскольку можно запросто сгореть. Так, москвичка Татьяна, с которой мы познакомились на одной из экскурсий, половину отдыха лечила такие ожоги и очень сокрушалась, что приедет домой совсем не загоревшей.

Сами кубинцы говорят, что здесь практически два времени года, которые условно можно разделить на сезон дождей (с мая по август) и сухой сезон (с сентября по апрель). Кстати, мне действительно довелось видеть небольших размеров тайфун, который завершился проливным дождем. Более того, в другой раз я почувствовала местные осадки, если можно так выразиться, на собственной шкуре: во время путешествия на крокодиловую ферму наша группа попала под сильный ливень. Будучи в этот момент на открытом катере посреди реки, мы, конечно же, промокли до нитки! Но даже это не остудило любопытства туристов, приехавших поглазеть на кубинских крокодилов. Не зря же ехали!

Хищные-хищные… комары

Кстати, дождь несколько оживил этих зубастых. Взрослые клацали зубами по грязной водянистой жиже и даже переходили на сушу, тут же попадая в объективы фотоаппаратов, а малышня с удовольствием «охотилась» друг за другом в отдельном вольере. Как мы потом узнали, этот вид земноводных проводит гораздо больше времени на суше и еще считается одним из самых разумных среди крокодилов. Внешне от своих сородичей он отличается более ярким окрасом, небольшими размерами, короткой мордой, костяным гребнем позади глаз. А еще у него около 70 зубов, причем задние — шире передних, благодаря чему он легко раскусывает черепашьи панцири.

К слову, выяснилось, что именно в нацпарке Сьенага-де-Сапата (полуостров Сапата), имеющем статус водно-болотного угодья международного значения, обитает основная часть популяции кубинских крокодилов. А это около 3 тысяч особей. И этот вид находится под угрозой исчезновения. В Сапате обитают сухопутные кубинские игуаны, а также одна из самых маленьких в мире лягушек, которая умещается на кончике пальца, — Eleutherodactylus limbatus.

Собственно, хищных животных, кроме уже упомянутых крокодилов и разве что комаров (но вот они-то злющие!), на Кубе нет. Даже змеи, которых на острове около 15 видов, неядовитые, и несколько видов скорпионов и крупных паукообразных не опасны для человека. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что здешнюю фауну богатой не назовешь. А потому многие животные, в том числе используемые в земледелии, завозные. Пернатый мир, пожалуй, несколько богаче, хотя многие птицы прилетают сюда всего лишь на зимовку. Зато на Кубе есть такая крошка, как колибри, питающаяся, как бабочка, цветочным нектаром. 

 А вот растительный мир Кубы богатейший. Просто удивительно, как на небольшой по размеру территории, около 100 тысяч км2 (для сравнения: Беларусь вдвое больше), из которых лишь примерно пятую часть занимают леса, уживаются более 6 тысяч видов растений!

Несмотря на то что Куба расположена в тропической зоне, около 40 % ее лесов смешанные. Наиболее распространены мангровые леса. Поясню: это низкоствольные (5—10 м) вечнозеленые леса, которые растут на илистых тропических побережьях, защищенных от прибоя, но заливаемых во время прилива. Опознать их можно по торчащим корням, которые снабжают деревья кислородом.

Мы видели густые заросли мангров по дороге в имитированную индейскую деревушку Гуама, что неподалеку от крокодильей фермы. Пейзажи, надо сказать, абсолютно фантастические! Не говоря уже о том, что из прибрежных зарослей то и дело выпархивали или выныривали какие-нибудь сюрпризы. Например, некое пернатое, похожее на цаплю, долго и задумчиво глядело вслед лодке. А потом ее пассажиры, чуть не перевернувшись, разглядывали в прозрачных водах местной речки сома…

Есть на Острове Свободы и хвойные, и тропические леса. Но самым популярным деревом остается символ Кубы — королевская пальма, которая может достигать тридцати метров в высоту.

Что касается заповедных зон, их на острове более 300 (около 20 % территории страны). 7 из них получили признание ЮНЕСКО. В том числе нацпарк Сьенага-де-Сапата. Кстати, в будущем на Кубе планируется уделять большее внимание развитию экотуризма.

И Чайна-таун в придачу…

Численность населения Острова Свободы сопоставима с нашей — здесь проживает более 10 миллионов человек. Но, пожалуй, у нас нет такого культурного многообразия, а еще точнее, коктейля из различных культур, ведь население Кубы многонационально. Провинции встречали нас разными национальными костюмами и разной музыкой. Если, скажем, Гавана мне запомнилась шоу и костюмами сродни бразильским и африканским, то Санкти-Спиритус — отголосками Испании.

Этому, конечно же, есть историческое объяснение. Темнокожее население — потомки бывших рабов, которых некогда в огромном количестве завезли на Кубу испанские колонисты. По некоторым данным, за 350 лет было ввезено более миллиона африканских рабов. По этой же причине за период с 1853-го по 1874 год на Кубе появились… китайцы, так что не удивляйтесь, если встретите в Гаване кубинцев с характерным разрезом глаз. Здесь есть и свой Чайна-таун.

Кроме того, в разное время Куба стала второй родиной для многочисленных переселенцев — испанцев, немцев, итальянцев, англичан, французов. В начале XX столетия здесь осело много американцев, создавших свои колонии на острове Пинос (сейчас остров Хувентуд). Очень сильные волны иммиграций были во время и после Первой и Второй мировых войн, в первую очередь сюда переселялись евреи.

Вообще, история Острова Свободы трагична и многогранна. Он помнит много войн и захватчиков. А началось все в конце далекого XV столетия, когда на здешние земли ступила нога Колумба. Уже с 1511 года тут правил первый испанский губернатор Диего Веласкес де Куэльяр. К слову, первой столицей был город Сантьяго-де-Куба. А в числе первых семи испанских поселений — Санкти-Спиритус, Тринидад, Сан-Кристобаль де Ла Гавана (старое название Гаваны).

Колонизация острова проходила в условиях жесткого подавления сопротивления индейцев. В конце концов местное население оказалось полностью истреблено. И в течение XVI—XIX веков Куба, за исключением очень коротких периодов, оставалась под владычеством Испании, будучи центром торговли между Испанией и Америкой и монополистом по производству табака и сахара.

С середины XIX века кубинский народ борется за освобождение от испанского владычества. Самая яркая фигура этого периода —поэт и революционер Хосе Марти. Сегодня на Кубе, в том числе в Гаване, ему поставлено немалое количество памятников.

В 1898 году США и Испания вступили в войну из-за перераздела Латинской Америки. В течение нескольких месяцев благодаря поддержке местного населения американцы оккупировали Кубу и установили здесь военное правление. В итоге остров поменял зависимость от Испании на еще более сильную зависимость от США. В Конституции государства было оговорено даже право США в любой момент ввести войска и оккупировать Кубу. Этот пункт просуществовал более 30 лет. Все это, конечно же, создавало предпосылки для нового освободительного движения. В итоге в 1933 году после очередного переворота, организованного революционерами во главе с сержантом Фульхенсио Батистой, был свергнут диктатор Герардо Мачадо-и-Моралес и установлен демократический режим, впоследствии снова сменившийся диктатурой.

Первая попытка свергнуть режим Батисты была осуществлена под руководством Фиделя Кастро 26 июля 1953 года. Революционеры пытались штурмом взять казармы Монкада. Попытка была неудачной, и многие попали в тюрьмы, но именно эта дата считается отправной точкой Кубинской революции и празднуется как национальный праздник Кубы.

Впоследствии под давлением общественности революционеры были амнистированы и уже в 1956 году предприняли новую попытку, результатом которой стала полная победа. 1 января 1956 года Батиста покинул Кубу, и с 1961 года страна следует социалистическому курсу.

Кстати, не многие знают, но религия на Кубе никогда не была запрещена. Поэтому храмы сохранены и действуют, как, например, Кафедральный собор в Гаване или революционная церковь в Сантьяго-де-Куба. Основная часть населения — католики.

(Продолжение следует)

На снимке: в Санкти-Спиритус нам приготовили напиток из сахарного тростника — гуарапу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter