На хребте «зеленой ящерицы»

На Кубе не скупятся на комплименты...

(Окончание. Начало в № 107,108)

Йо-хо-хо и бутылка рома!

Гуляя по гаванскому музею знаменитой марки «Havana Club», где можно ознакомиться со всеми этапами производства рома и даже взглянуть на жуткие кандалы и маски, в которых некогда трудились на тростниковых плантациях рабы, я словила себя на мысли, что ром для меня все равно напиток пиратский. И виной тому, похоже, романтика кинематографа и неувядающего «Острова сокровищ». А как оно на самом деле? И где, собственно, настоящая родина «пиратского зелья»?

Есть мнение, что предшественники рома известны с древности и что сбраживаемые напитки из сока сахарного тростника впервые стали изготавливать еще в древних Индии или Китае. В частности, «брам» (сахарное вино), о котором, кстати, упоминал еще Марко Поло.

И все же ром родом с тростниковых плантаций Карибов. И его первооткрывателями были рабы, которые внезапно обнаружили, что патока, побочный продукт производства сахара, сбраживается в алкоголь. После развития производства рома на Карибах напиток стал популярен в Америке, а затем оно стало крупнейшей и наиболее процветающей отраслью промышленности в колониальной Новой Англии. Были даже времена, когда в Европе этот напиток использовался наравне с золотом для взаиморасчетов.

Впрочем, ром можно назвать и напитком моряков. Но это, скорее, связано с неумением в те далекие времена хранить пресную воду. Поэтому в плавание всегда брали пиво, вино, бренди или… ром.

С ХIХ века, когда технология последнего была отточена до совершенства, на сцену вышел кубинский ром. Собственно, сегодня этот алкогольный напиток ассоциируется именно с Кубой.

Не менее известный кубинский «атрибут» – сигары. В пристрастии к ним были замечены не только представители сильного пола, но и дамы. На Кубе запросто, например, можно увидеть прогуливающуюся по улице старушку с… серьезной сигарой в зубах.

К слову, сигары – наследство, которое досталось от истребленного испанцами коренного населения — индейцев таино. Аборигены курили продолговатые свертки из пальмового или кукурузного листа с непонятной начинкой. Свертки они называли «tabaco», а начинку — «cohiba». Отсюда то, что курится, стало называться табаком. А словом «Сohiba» впоследствии кубинцы назвали первую послереволюционную марку сигар.

Собственно, по сей день сохранилась забавная история о первой жертве курения. Спутник Колумба капитан Родриго де Херес, пристрастившийся к табаку, по возвращении в Испанию после публичных демонстраций умения «пить дым» был посажен в тюрьму властями, решившими, что в него вселился дьявол. Впрочем, оказывается, ему еще повезло: нескольких монахов за курение по приказу Римского Папы Урбана VII заживо замуровали в стену. Так что с середины XVI века и весь XVII век курильщикам, мягко говоря, жилось несладко.

Однако то, что курили индейцы, напоминало современную сигару лишь отчасти. Ее сегодняшний вариант возник лишь в XVII веке в среде испанских конкистадоров. А первая фабрика по производству сигар появилась в 1541 году на Кубе. Тем не менее Испания около двух веков держала монополию на кубинский табак…

Сегодня Куба стала синонимом качественных сигар. На острове их производят более 30 марок и 80 сортов, и ежегодно в Гаване проходит посвященный сигарам международный фестиваль. А еще недавно 65-летний житель Кубы Хосе Кастелар увековечил свое имя в книге рекордов Гиннесса, скрутив сигару длиной… 43 метра 38 сантиметров.

«Кубинский эффект»

…В день прилета я поразила своим спокойствием московскую тетушку. Это сейчас я понимаю комичность всей ситуации, когда, опаздывая на минский поезд, весь груз возможного опоздания я возложила на нее. Это она нервничала, выбираясь из не вовремя возникшей пробки, в то время как я сохраняла олимпийское спокойствие. «Не успею — куплю другой билет», — без лишних эмоций почему-то решила я.

Все это на меня абсолютно непохоже, но это и есть тот самый «кубинский эффект», которым «заражаешься» уже на второй день пребывания на острове. Складывается впечатление, что жизнь здесь спокойная и размеренная, и зачем нервничать, если твоего 15—20-минутного опоздания попросту никто не заметит. Возможно, мне повезло, но я не видела ни одной уличной ссоры, не видела, чтобы кто-то вышел из себя, например, в длинной очереди в кассу магазина. Даже если продавщица или бармен с вашей покупкой в руках забыли о вас, заговорившись с кем-то из коллег минут эдак на ...надцать, на моей памяти это ни разу ни вызвало возмущенных возгласов. Значит, так надо.

Вообще, я сделала вывод, что беседа на Кубе – это не просто перекинуться парой фраз на бегу, это целый ритуал. Люди, когда завязывается беседа, становятся словно глухими ко всему, что происходит вокруг. В этот момент они всецело принадлежат только собеседнику.

О характере местного населения можно говорить долго. Какие кубинцы? Достаточно открытые, улыбчивые. Кажется, что они всегда пребывают в хорошем настроении. В чем секрет? В переизбытке столь дефицитного для Европы ультрафиолета? Какого-то как будто витающего в воздухе запаха фиесты, которая вот-вот наступит? Сложно сказать, но факт остается фактом.

Проехав почти что через всю страну, мы столкнулись с самым добрым отношением к туристам. Лично мне несколько раз абсолютно посторонние люди помогали совершать покупки в магазинах. Как? Ну, например, однажды в жаркий день, когда «караван» журналистских автобусов остановился в Ремедиосе, где, как и во многих других городах, нас встречали красивыми праздниками, я пошла в ближайшую лавку за водой. Очередь была огромная. Безрезультатно простояв минут 15 в хвосте и понимая, что автобусы вот-вот уедут, я на всякий случай спросила стоявшего передо мной молодого человека, могу ли я купить воды где-то еще. В итоге вся очередь прониклась моей проблемой, и я ушла с покупкой уже через минуту. Замечу, не возмутился никто.

Здесь не скупятся на комплименты. Например, во время небольшой пешеходной экскурсии по Гаване, когда автобус с журналистами переезжал в Варадеро, комплимент нашим ребятам сделала пожилая жительница города, проходившая мимо. Но то, что женщину на Кубе не оставят без комплиментов, это уж абсолютно точно. Самые употребимые из них – это фактически синонимы «линда» и «бонита», что в переводе с испанского означает — красивая. Наши женщины, конечно, все красотки, но комплиментами особенно не избалованы. Поэтому поначалу от их обилия чувствуешь какую-то неловкость, но в конце концов принимаешь это как нечто обязательное, без чего жизнь на острове просто невозможна.

На Кубе любят и умеют танцевать. Здесь много профессиональных хореографических коллективов. Каждый уважающий себя отель в развлекательной программе предлагает танцевальные шоу. Одно из самых известных шоу – великолепная «Тропикана», имеющая 70-летнюю (!) историю. Впрочем, и каждый уважающий себя кубинец немного танцор. Видели бы вы те па, которые они выделывают на дискотеках!

А еще, как мне показалось, кубинцы, несмотря на свою латиноамериканскую эмоциональность, немного созерцатели. Проезжая многие большие и малые города, у входов в дома можно увидеть их жителей, внимательно разглядывающих все, что происходит вокруг. На их лицах – спокойствие и какое-то умиротворение. Ощущение, что они смотрят кино, имя которому жизнь.

На снимке: музыка и танцы сопровождали нас на протяжении всего пресс-тура.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter