В Грузии состоялись президентские выборы

На холмах Сакартвело

В Грузии состоялись президентские выборы...

В Грузии состоялись президентские выборы — знаковое событие в политической жизни любой страны. Они маркируют собой как минимум начало нового политического цикла, а как максимум смену исторических эпох.


Для Грузии выборы — событие значимое вдвойне. Во–первых, оно знаменует собой уход Михаила Саакашвили — одного из ярчайших и противоречивейших политиков в новейшей истории страны.


Михаил Саакашвили — фигура знаковая не только для Грузии, но и для всего постсоветского пространства. Можно сказать, это один из символов эпохи 2000–х годов, политическое лицо которой во многом определяется словосочетанием «цветная революция». М.Саакашвили стал первым постсоветским политиком, пришедшим к власти в результате такого события, получившего впоследствии романтическое определение «революции роз».


Политологи до сих пор спорят о причинах «цветных революций» 2000–х. Кто–то видит в них результат внешней интриги, кто–то — закономерность внутреннего развития. Как представляется, роль играли как внешние, так и внутренние факторы. Безусловно, желание Запада максимально ослабить присутствие России в постсоветских странах побуждало к поддержке прозападных лидеров и движений. Но немаловажна и роль внутренних факторов: усталость от хаоса 1990–х, ожидание перемен, надежды на Евросоюз, который тогда набирал силу и казался многим чуть ли не землей обетованной. Именно это и обеспечивало широкую общественную поддержку «цветным революциям» как в Грузии, так и в Украине.


Придя к власти на волне этих ожиданий, Саакашвили повел курс на форсированное сближение Грузии с евроатлантическими структурами — ЕС и НАТО. Это сопровождалось резким обострением отношений с Россией, в которых следует череда скандалов: введение визового режима, торговые войны, демонстративный выход Грузии из СНГ. Наконец, югоосетинский конфликт 2008 года, который стал крупнейшим политическим поражением Саакашвили. Такая импульсивная политика привела к тому, что процесс евроинтеграции Грузии существенно затормозился, а перспективы восстановления грузинского суверенитета в Абхазии и Южной Осетии стали как никогда туманными.


В плюс правлению Саакашвили обычно ставят борьбу с коррупцией. Начала развиваться и сфера туризма (благо показать иностранным гостям в Грузии действительно есть что). Впрочем, и здесь не обошлось без конфузов: реставрация одного из древних храмов Кутаиси обернулась тем, что ЮНЕСКО пригрозила исключить его из списка всемирного наследия.


В общем и целом следует признать, что за годы правления Саакашвили «европейского рая» в Грузии так и не случилось.


Вторым следствием прошедших выборов становится то, что Грузия начинает жить в новом формате — формате парламентской республики. Президент утрачивает значительную часть своих полномочий (право законодательной инициативы и контроль над правительством), становясь фигурой преимущественно представительской. Фактически ключевой фигурой становится премьер–министр, возглавляющий правительство, которое формируется по итогам парламентских выборов.


По мнению многих экспертов, конституционная реформа была затеяна Михаилом Саакашвили с целью сохранить власть по истечении второго срока президентских полномочий: усиливая позицию премьер–министра, он готовил ее для себя. Однако усталость граждан от импульсивного и непредсказуемого президента, а также появление нового популярного лидера — Бидзины Иванишвили — не позволили осуществиться этой комбинации (если, конечно, таковая вообще имела место).


Победа на выборах Георгия Маргвелашвили, поддержанного популярным премьер–министром Иванишвили, позволяет надеяться, что в Грузии удастся сформировать устойчивую систему власти. Впрочем, интрига заключается в том, что после выборов премьер–миллиардер собирается покинуть свою должность. По мнению ряда экспертов, это может привести к тому, что он станет теневым главой государства, из–за кулис дирижирующим системой управления страны.


Чего ждать от Грузии во внешней политике? В частности, возможно ли ее возвращение в СНГ (напомним, что такая идея была озвучена на недавно прошедшем саммите в Минске)? Очевидно, что радикализм эпохи Саакашвили уйдет в прошлое. Премьер Иванишвили весьма осторожен в своих высказываниях и действиях. Вероятнее всего, и его соратник Маргвелашвили будет придерживаться той же линии. Вместе с тем прозападный вектор остается консенсусом грузинских элит. В ноябре запланировано подписание договора об ассоциации Грузии с ЕС, что, очевидно, ограничит возможности ее участия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Однако позиция Грузии, безусловно, станет более конструктивной и взвешенной.


Кстати, сегодня в Тбилиси, Кутаиси, Гори все больше разговоров, будут или не будут арестовывать Саакашвили. На это премьер–министр Бидзина Иванишвили заявил, что Саакашвили, вероятно, будет допрошен. Но есть уже традиция — вот под такие тихие ласковые разговоры грузины, которые пришли к власти, сажали предыдущих руководителей. Может, уже хватит и стоит положить этому конец? Еще одной подобной встряски Грузия может и не пережить...

 

Советская Белоруссия №204 (24341). Вторник, 29 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter