Республиканский фестиваль национальной драматургии имени В. И. Дунина-Марцинкевича прошел в Бобруйске

На каждого художника довольно простоты

Республиканский фестиваль национальной драматургии имени В. И. Дунина-Марцинкевича прошел в пятый раз в Бобруйске. 10 спектаклей конкурсной программы и 7 читок пьес молодых белорусских авторов показали картину художественного уровня и наличия оригинальных идей в жизни сегодняшнего белорусского театра. К сожалению, они не полностью отразили процесс развития национального театрального искусства и вызвали жаркие споры и бурные дискуссии, что само по себе полезно и перспективно.

«Любовь людей».

Наш критический цех давно уже в республиканском масштабе не анализирует состояние современной драматургии и не выделяет наиболее удачное ее сценическое воплощение. Между тем на этом поле произошли глобальные изменения. Практически замолчало старшее и среднее поколение драматургов. Появилось много молодых, которым не удается пробиться на сцены репертуарных театров страны, но их хорошо знают за ее пределами. Тому свидетельство один из победителей нынешнего фестиваля в номинации «Лучшая режиссура» — Московский академический театр им. В. Маяковского, который уже три года назад показал премьеру спектакля по пьесе нашего Дмитрия Богославского «Любовь людей». Москвичи привезли спектакль в Бобруйск и вызвали восторг высоким художественным уровнем воплощения материала, который скромно назван «картинами из жизни людей», а по существу является редким сегодняшним жанром — трагедией, восходящей к античным традициям.

Имеются у нас и другие авторы, которые стали известны по российским конкурсам «ЛитоДрама», «Любимовка», «Золотая Маска», шорт-листу «Евразия», фестивалям в Польше. Ценное, как оказалось, лучше видится на расстоянии, а не у себя дома. Огромную работу по его продвижению оказывают Центр белорусской драматургии под руководством Александра Марченко и Центр экспериментальной режиссуры под руководством Татьяны Троянович. В работах драматургов Константина Стешика, Павла Рассолько, Максима Досько, показанных в дополнительной к конкурсу программе и проекте «Gorod.doc», шел острый и заинтересованный разговор о сегодняшнем дне, о человеке 2015 года. Появился в произведениях герой, который сопротивляется неблагоприятным обстоятельствам, который самодостаточен в своем желании жить по правде, не падает на дно, а остается верен своему человеческому достоинству.

Из четырех спектаклей о войне два являются инсценировками прозы. Два другие: «Не покидай меня…» — старая пьеса Алексея Дударева и «Дед» — старая пьеса Вячеслава Панина. Интересного нового осмысления известных событий времен войны не произошло. Можно понять молодых людей, которых представляли молодые критики, что они остались спокойны, временами равнодушны к очень значительной для нас исторической эпохе из-за отсутствия новых знаний о войне.

Крепкий, хорошо обкатанный спектакль, к сожалению, созданный в эстетике кинематографа 60-х годов, показал театр-студия киноактера. «Кто смеется последним» Кондрата Крапивы в свое время был хитом и классическим образцом комедии. Прошли годы, и комедия оказалась вне зоны внимания современного человека. Даже измененный, якобы осовремененный финал ничего не изменил в восприятии спектакля — образца для музейного хранилища. В то же время известнейший лубок Винцента Дунина-Марцинкевича «Пинская шляхта» молодой и малоизвестный Полесский драматический театр превратил в современную философскую притчу. Благодаря приглашенному из России режиссеру Виталию Барковскому мы увидели новую интерпретацию известной пьесы, которая заставляет задуматься о вечных проблемах. Эта работа была признана лучшим спектаклем фестиваля.


«Пинская шляхта»

Самой резкой критике подвергся спектакль «Комедия» хозяев фэста — бобруйчан. К сожалению, он явился ярким образцом массовой культуры. Светлую народную комедию с архетипами белорусских национальных характеров, пьесу Владимира Рудова по водевилю Марашевского, бобруйский театр превратил в капустник, детский утренник, трэш, китч и просто в развлекаловку, которая должна отвлекать от мыслей и удовлетворять потребителя. Здесь и голые артисты, и подзаборная пьянь, и глупые селяне, музыкальная и сценографическая эклектика, словом то, как не надо относиться к национальной классике в ХХІ веке.

В выступлениях участников «круглого стола» отмечали хороших бобруйских актеров, которые стали заложниками некачественной режиссуры Максима Сохаря. Кстати, этот главный режиссер в пятидневной жизни фестиваля не участвовал, спектакли не смотрел, не пришел даже на обсуждение своей работы и активно мешал проведению внеконкурсных читок.

Очень жаль, что не были представлены действительно конкурентные работы наших академических театров. Возможно, в театральной среде и в интернете продолжится разговор о том, как надо актуализировать классику, прививать интерес зрителей к белорусской драматургии, какими средствами поднимать острые темы современной жизни. Фестиваль состоялся и, конечно, радует то, что Могилевщина по-прежнему является активным участником культурного процесса в республике.

Татьяна ОРЛОВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter