На каком языке объясняться с белорусским крестьянином

В СЕНТЯБРЕ у многих СМИ если не открытие нового сезона, то, во всяком случае, подготовка к нему

Вот и у «Белнивы» примерно то же — 31 августа я объявил об этом нашим уважаемым читателям в своей колонке «Новый сезон сельской газеты». И дату назвал — январь 2014 года.

Спасибо читателям. Они не остались безучастными к ближайшему будущему своей газеты. Более того, что особенно радует и вселяет надежду, они к тому же и очень активно взялись обсуждать перспективы обновления газеты. По всем направлениям. Но, прежде всего, дискуссия пошла через почту, Интернет, телефон и в командировках, в которых много времени проводят наши сотрудники в это хлопотное для сельчан осеннее время. О позиции издания, что ожидалось, поскольку, как всем известно, с 1 сентября нашу газету издает Учреждение Администрации Президента «Редакция газеты «Советская Белоруссия», о сфере интересов, периодичности выхода, истории газеты и даже о языке, который предпочитают читатели.

Очень внимательно знакомлюсь с каждым мнением, так же внимательно отзовусь на обсуждение любого нового предложения. И, в принципе, не важно, какую версию издания они читают, хотя тех, кто предпочитает все же бумажную, а не электронную, значительно больше, что справедливо, на мой взгляд.

Сначала выскажу позицию, которая подходит ко всем вашим вопросам как определяющая. Газета, после завершения необходимых во время объединения юридических и иных процедур, будет меняться. Но только в лучшую сторону. Ни о какой смене позиции речи не идет. Мы по-прежнему государственная республиканская правительственная газета, а сфера наших интересов — сельская жизнь во всем ее многообразии. Другой такой газеты на информационном поле страны нет. И не предвидится. Эта очевидность дает нам право лишь на дополнительную долю ответственности, не более.

Это главное. Все остальное лежит лишь на поверхности творческого совершенствования. И в этом сегодня, накануне нового сезона, мы, как никогда, открыты для конструктивной дискуссии с вами, уважаемые читатели.

НА ОДНОЙ из последних планерок, которые проходят ежедневно в редакции, я попросил коллег поделиться мнениями, которые, в свою очередь, высказывают им в командировках их герои-собеседники в адрес газеты. Знаете, что из услышанного меня больше всего заставило задуматься? «Ваша газета очень интересная, все время ищет новые направления, она полезная для специалистов сельского хозяйства, и я ее выписываю. Только когда ж мне ее читать!» — развел руками главный агроном одного из хозяйств Стародорожского района…

Симптоматичное признание. В нем сразу две новости, и обе для меня важные. Во-первых, редактора может устроить тот факт, что газету все же выписали, то есть заплатили за нее деньги. Но это — плохого редактора, хорошему же важно еще, чтобы эти, не очень большие, кстати, деньги, окупились прежде всего  для самого подписчика. Во-вторых, когда творческий капитал журналистов, скажем так, омертвляется уже в почтовом ящике, может ли их радовать формальный, любой величины, газетный тираж? Вот и я о том же…

Значит, нам задание, как говорится, на дом: сделать каждый номер газеты еще лучше, чтобы наш главный агроном с нетерпением ждал очередного номера. Но и сегодня, при всей своей занятости, особенно сезонной, судя по обратной связи, газету все же читают. И читают ежедневно.

НА ДНЯХ ко мне зашел бывший председатель сельхозпредприятия, а ныне руководитель-общественник из Брестской области. Он, можно сказать, вырос на сельской газете. Мы около двух часов проспорили. И прежде всего о том, что ждут он и его коллеги от своего любимого издания и от чего журналистам следует отказаться. Доброжелательная, полезнейшая, хоть и критическая, была дискуссия! Если коротко, то мой собеседник просил добавить на страницы газеты публикации схожего характера: более дискуссионного, более злободневного, более искреннего. «Будете говорить на таком языке, вас всегда поймут и поддержат и в деревне, и в городе!» — дал на дорожку он наказ и пригласил на Брестчину: продолжить начатый разговор.

Будем. И уже говорим. Может быть, пока маловато. Но мы рассчитываем и на вашу активную позицию, читатель. В том числе и в публичной дискуссии. А то, знаете, как бывает часто: иной раз журналист включает диктофон, а его только что интересно и, главное, конструктивно рассуждающий собеседник отводит глаза: это, мол, не для печати. Что, кому-то незнакомая ситуация?..

Вот у человека есть ясная позиция. Хоть и категорически не совпадающая с моей. Из поселка Тулова Витебского района письмо. «Уважаемый Сергей Григорьевич! После опубликования вашей статьи «Новый сезон сельской газеты» хочу сказать: если вы все больше материалов будете печатать для мусорной корзины, то куда вас не присоединяй, толку от этого будет мало… Вы поймите нас, белорусов, это наша не вина, а беда, что мы не можем толком владеть своим языком. Вы все меньше стали публиковать материалов на русском языке, на котором разговаривают простые люди… Я лично не могу объяснить крестьянину восточной части страны на белорусском языке, как правильно посадить плодовые деревья, потому что он не понимает… В последнее время почти треть текстов в «БН» идет на белорусском языке, который почти не востребован читателями».

НЕ СТАНУ называть и этого имени своего уважаемого оппонента. Чтобы не ставить его в неудобное перед земляками положение. Отвечу коротко, в надежде на то, что наш дальнейший спор разрешат сами же читатели. Ну, во-первых, далеко не треть материалов мы публикуем на белорусском языке, гораздо меньше. И это не в оправдание, а так, справедливости ради. То есть ровно столько, сколько авторов — штатных и внештатных — предпочитают излагать свои интересные мысли на матчынай мове. И, во-вторых, в этом плане мы, как и наше государство, двуязычные. И последнее. Хотел бы я познакомиться с крестьянами из восточной —  да любой части родной нашей державы, которые потребуют переводчика для специалиста или журналиста, говорящего и пишущего на белорусском…

Продолжим дискуссию? И в сегодняшнем номере «Белорусской нивы», и в десятках последующих…

Сергей МИХОВИЧ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter