На игле

Последние события в итальянском спорте проливают свет на длившееся годами господство представителей этой страны в европейском футболе.

Последние события в итальянском спорте проливают свет на длившееся годами господство представителей этой страны в европейском футболе. Секрет их классной игры крылся не в отменной физической подготовленности и феноменальном тактическом чутье тренеров, а в... фармакологии.

Мир спорта постоянно незримым образом связан с миром медицины, об этом осведомлен любой, кому хоть раз в жизни доводилось наблюдать состязание в быстроте, силе или ловкости. Стоит сделать одно неверное движение, как за этим сразу же следует падение, ужасное и всегда некстати. Дальше по накатанной схеме: очнулся - гипс, о спорте забыть месяцев на шесть, и точка.

Стоп. А что если вы нападающий ведущего клуба Италии и вам еще предстоят в этом сезоне финал Лиги чемпионов, важнейшие игры чемпионата, в которых все ждут от вас не просто появления на поле, а забитых голов?

Ситуация кажется безвыходной ровно до тех пор, пока не появляется добрый доктор, заявляющий, что сможет за считанные дни поставить футболиста на ноги.

Тренеры и президенты клубов готовы ухватиться за любую соломинку, так что долго их упрашивать не надо. Эскулапу дается шанс, проходит полторы недели - о чудо! - форвард вновь на ногах и способен забивать.

Спаситель получает солидное денежное вознаграждение и удаляется вроде бы восвояси, как вдруг тренеры начинают замечать, что с трудом ходивший всего неделю назад футболист вдруг начинает бегать быстрее признанных мастеров скорости - полузащитников, цепляется за мяч сильнее защитников и прыгает выше вратаря. Лекарь-чудотворец приглашается на постоянную работу и отвечает за то, чтобы подобных же показателей достигли все игроки клуба.

Вот так в тело футболиста и душу игры прокрадывается допинг. По прошествии некоторого периода он сжирает внутри все, что находит, и в игре остается сплошная физическая готовность. Проще говоря, 22 "шкафа" гоняются друг за другом по футбольному полю, "мочат" соперников по-страшному, а завершается все это с минимальным количеством голов, забитых преимущественно во второй половине встречи.

Слово "шкаф" в адрес футболиста впервые употребил чемпион мира защитник клуба "Парма" Лилиан Тюрам. Говорил он ни о ком другом, как о форварде сборной Италии и туринского "Ювентуса" Алессандро дель Пьеро, в то время как раз только оправившемся от тяжелой травмы.

А теперь давайте вспомним отличительные признаки итальянского футбола последнего десятилетия.

Максимально физический, контактный, жесткий стиль игры. Это постоянное стремление решить исход встречи в течение ее последних пяти минут. Совершенное отсутствие креативности: тотально закрытый футбол, как следствие - стоит на горизонте появиться талантливому нападающему, как его тут же перекупают в серию "А".

Сопоставляя все эти факты сейчас, удивляешься тому, как версия о допинге не пришла никому в голову раньше.

Ну а первым, кто напрямую заявил о фармакологической природе успехов итальянского клубного футбола, был чешский тренер Зденек Земан. К его словам тогда отнеслись как к мести отвергнутого специалиста.

Но уже в этом году подобное же заявление сделал специалист другого калибра - Невио Скала. И практически тут же тест на запрещенные препараты проваливает защитник "Лацио" Фернандо Коту, которого вскорости ожидает долгая дисквалификация. А в начале марта попадается полузащитник "Ювентуса" Эдгар Давидс, вторичный тест которого в минувший четверг также был признан положительным.

Как водится в подобных случаях, в Италии все вс„ отрицают, но после решающего теста Давидса окончательно ясно, каким образом итальянские клубы на протяжении длительного периода доминировали в Европе.

Надо осознавать, что произошедшее с Давидсом - далеко не новость. У него та же предыстория: тяжелая травма, едва не поставившая точку в карьере, затем хеппи-энд, счастливое выздоровление, возвращение на поле, стильные очки, норандростерон (который и был обнаружен в его крови), резкое падение созидательного мастерства - "шкаф".

Можно сказать, что произошедшее - не грех Давидса, а его беда. Во-первых, использование стероидов еще даст о себе знать в более позднем возрасте.

Кроме того, когда на всю карьеру человеку отведено всего 13 - 17 лет, мало кто может позволить себе потерять полтора-два года на травму. И в этом плане использование допинга - закономерный итог сложного положения, в котором находятся все профессиональные футболисты.

Как бы то ни было, пока одни могут использовать лучшую фармакологию, а другие только напряженно тренируются, речь идет о неравенстве, которое нужно устранить.

 

ЗАРБАБЯН Рубен.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter