На гребне зеленой волны

В Минске тестируют интеллектуальную транспортную систему, которая cтанет инфраструктурной основой для беспилотных авто

Скоро Минск избавится от автомобильных пробок, и речь идет вовсе не о введении платы за проезд или иных непопулярных мерах. На помощь придут «умные» устройства, установленные на городских магистралях и снабженные современным программным обеспечением. Система сама оценит ситуацию на дорогах и сама же ее «разрулит». Автомобилисты смогут увидеть результаты ее работы уже через месяц. Принцип действия новинки первой изучила корреспондент «Р».

Альтернатива центру


Создание интеллектуальной транспортной системы — одно из направлений концепции «Добрая дорога», которая оказалась весьма результативной в части снижения аварийности и повышения эффективности управляемого дорожного движения. 

Дмитрий Навой

— Минск имеет радиально-кольцевую структуру: лучи, которые ведут из спальных районов в центр, и так называемые кольца — магистрали, которые позволяют его объезжать, — поясняет Дмитрий Навой, начальник отдела технических средств и систем УГАИ ГУВД Мингорисполкома. — Она не так уж плоха, но ею нужно уметь управлять. Каждый день жители спальных районов, расположенных на окраинах, стремятся в центр: на работу, учебу, за развлечениями. Но ведь центр-то не резиновый! Как его разгрузить? Мы не собираемся менять условия движения на радиальных магистралях, ведущих из спальных районов в центр. Но намерены сделать более удобными для проезда кольца — альтернативные транспортные пути вокруг.

Проект подсистемы видеоконтроля АСУДД, являющейся частью интеллектуальной транспортной системы, включает в себя 90 самых загруженных перекрестков. Главная задача — пустить «зеленую волну» по двум основным кольцам. Первый пусковой комплекс — участок от проспекта Машерова до Тимирязева. Второй пусковой — это 19 объектов на втором транспортном кольце: улицы Сурганова, Орловская, Пушкина, проспект Жукова, Аэродромная.

«Умные приборы»


Возможно, многие водители уже обратили внимание, что на перекрестках проспекта Машерова появились выносные конструкции, на которых закреплены видеокамеры и прочие устройства. Это и есть элементы автоматического управления дорожным движением.

Центр управления системой получает информацию о ситуации на дорогах в режиме реального времени.

— Наша цель — на 15% повысить среднюю скорость сообщения на проспекте Машерова. Разрешенная в городе скорость 60 километров в час. Однако на деле из точки А в точку Б с учетом нескольких светофоров и пешеходных переходов мы двигаемся со средней скоростью хорошо если 30 километров в час. Она снижается до 17—18 км/ч в случае дождя или снега. Мы же хотим добиться 40 километров в час. Для города масштабов Минска это великолепный результат! — утверждает Дмитрий Навой.

На выносных конструкциях крепятся различного вида устройства, которые дают информацию о том, что происходит на дороге: «умные» видеокамеры, Bluetooth-датчики, обзорные камеры, магнитные беспроводные датчики, вмонтированные в проезжую часть. Каждый из них предоставит установленному неподалеку дорожному контроллеру и в центральный пункт управления свою информацию. Обзорные камеры, которые уже давно размещены на улицах, показывают общую картину. Магнитные беспроводные датчики устанавливаются на различном расстоянии от перекрестка — от 50 до 200 метров, в зависимости от его конфигурации. Они не нуждаются в электричестве, заряжаются за счет изменения магнитного поля от проезжающих над ними автомобилей. С контроллерами связываются через Wi-Fi. Те, которые находятся непосредственно перед светофором, сосчитают машины, проехавшие перекресток за определенный промежуток времени. Датчики, установленные поодаль, сообщат, какая длина очереди. Совместно же они «расскажут» и о скорости движения потока.

«Умная» видеокамера предоставит данные об интенсивности, составе транспортного потока, средней скорости его движения.

Примером работы подобных датчиков может служить перекресток улиц Кижеватова и Серова, где они установлены с 2012 года. Благодаря считываемой с них информации светофоры там работают ситуативно: дают больше зеленого цвета наиболее загруженному направлению.

Bluetooth-датчики «увидят» автомобили, в которых включен ВТ-приемник, а также смартфоны водителей. Они считают mac-адрес на разных перекрестках, определят среднюю скорость движения каждой машины и сообщат системе о загруженности магистрали.


— Если от одного перекрестка до другого водитель добрался за три минуты, значит, дорога свободна. Если путь займет 15 минут — на том участке пути образовался затор. Тогда Bluetooth-датчики передадут информацию о заторе в центр управления системой, а тот отобразит на интерактивной карте города информацию и применит противозаторовые алгоритмы для разгрузки магистрали, — объясняет Дмитрий Валерьевич. — Как показывают исследования, треть от сотни машин едет с включенным Bluetooth. Впрочем, их количество особой роли не играет: среднюю скорость движения можно определить даже по нескольким авто. Специальное программное обеспечение «отсеет» смартфоны пешеходов. 

«Умная» видеокамера дает те же данные, а еще — картинку в реальном времени.

Сеть заработает через месяц


Однако мало обеспечить с помощью автоматики бесперебойное движение на отдельном участке дороги. Чтобы сделать движение максимально удобным и быстрым, нужно создать целую сеть. Внедрение ее и идет в настоящее время. Необходимым оборудованием оснащены уже 8 из 90 перекрестков. Ведется работа над программным обеспечением. По мнению Дмитрия Валерьевича, на проспекте Машерова водители увидят результаты примерно через месяц:

Сейчас количество машин на душу населения в Минске примерно такое же, как в Москве

— Проект находится в стадии работ по нанесению разметки, установке дорожных знаков, благоустройству. Левые повороты на перекрестке Машерова — Богдановича скоро будут запрещены. Исключение — лишь для общественного транспорта. Остальные желающие должны будут проехать направо с Богдановича на Машерова и развернуться. За счет этого пропускная способность перекрестка увеличится на треть. Возле универсама «Престон» был нерегулируемый пешеходный переход. С ним сложно планировать «зеленую волну»: в любой момент ее может «сбить» пешеход. К тому же из-за большого количества полос перекресток был очень опасен для пешеходов. Поэтому там установили светофор.

Безграничные возможности


«Умные» перекрестки планируется создать и в микрорайоне Сухарево, однако там ситуация иная.

— Сухарево — удаленный район, поэтому там нужна децентрализованная схема управления. На помощь придут «умные» модули, установленные в дорожных контроллерах. Все вопросы соседние светофоры будут «решать» между собой. В ближайшее время модулями оборудуется 4 перекрестка, а всего планируется шестнадцать. Возможности «умных» модулей воистину безграничны! Они учтут абсолютно все: интенсивность движения, наличие пешеходов, о которых сообщат вызывные кнопки светофоров, приближение общественного транспорта, который снабдят специальными опознавательными карточками, машин экстренных служб. Пешеход, «скорая», автобус — модуль рассчитает, кого в какой очередности пропустить, а также передаст информацию о грядущем трафике своему «собрату» на следующем перекрестке.

В случае возникновения пробок система применит противозаторовые алгоритмы

Если ситуация на городских улицах внушает оптимизм, то серьезные опасения у сотрудников ГАИ вызывают инциденты на МКАД:

— Случись что в третьей полосе — необходимо очень осторожно выставить знак аварийной остановки и покинуть машину: из-за высоких скоростей очень высок риск наезда! На МКАД очень плотный поток, особенно в часы «пик», и ДТП или поломка немедленно вызывает затор и иногда сопутствующие аварии, — поясняет   Дмитрий Валерьевич. — Сейчас по инициативе Госавтоинспекции Мингорисполкомом ведется работа по созданию на МКАД системы контроля инцидентов и маршрутного ориентирования в составе все той же интеллектуальной транспортной системы. Будет функционировать она так: датчики фиксируют ДТП, камера видит, что именно произошло. Рекомендуемая скорость движения выводится на знаки над полосами: например, не разрешенные в обычной ситуации 100 километров в час, а 60. Предупреждение о происшествии поступает через центр управления движением на смартфоны водителей. Оно же, вместе с рекомендацией уйти с кольцевой, отражается на электронных информационных табло, установленных перед съездами в город. 

Подсистема видеоконтроля АСУДД, которая включает четыре уровня — локальный, магистральный, сетевой или районный и городской — в ближайшем будущем облегчит движение по транспортным кольцам, а в перспективе станет основой инфраструктуры для беспилотных автомобилей.

nevmer@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Артур ПРУПАС
Версия для печати
Александр,53,Бобруйск
Есть ещё два способа решить проблему: делать так,как это делает мэр Москвы Собянин,строя городские развязки и прочее и второе---дать команду минздраву ужесточить прохождение медкомиссии на допуск к управлению легковым авто  и сразу 30% ездоков отсеются по разным причинам,как-то:старость и болезни и наоборот-желторотики,психи,наркоманы,  неадекватные и близкие к ним малолетки и любители заложить за воротник.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?