На границе не место хмурым тучам

За последний год в Беларуси сделано немало для упрощения пересечения государственной границы. Это наверняка почувствовали и белорусы, любящие зарубежные турне, и иностранцы, приезжающие в Беларусь или пересекающие ее транзитом.Cовершенствование пропускной системы на границе — государственная политика. Это означает, что вслед за уже принятыми мерами последуют новые.

За последний год в Беларуси сделано немало для упрощения пересечения государственной границы. Это наверняка почувствовали и белорусы, любящие зарубежные турне, и иностранцы, приезжающие в Беларусь или пересекающие ее транзитом.Cовершенствование пропускной системы на границе — государственная политика. Это означает, что вслед за уже принятыми мерами последуют новые.О нынешнем положении дел в пунктах пропуска и перспективах их развития рассказывает заместитель начальника управления пограничного контроля Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь Николай Курашов.

— Николай Юрьевич, 20 октября этого года по итогам отчета Государственного таможенного комитета и Государственного комитета погранвойск Президент отдал поручение, суть которого – привлечение иностранных туристов и увеличение транзитных возможностей страны. Какие конкретные шаги будут сделаны в этом направлении?

— Наша задача и впредь работать над тем, чтобы облегчить законопослушным людям процедуру пересечения госграницы, свести к минимуму все формальности по оформлению документов. К примеру, уже действует новый порядок пропуска туристических групп, позволяющий автобусу, перевозящему организованных туристов, детей, проезжать на территорию пункта пропуска вне очереди. Сокращено время проведения пограничного и таможенного контроля для различных типов транспортных средств. Система «зеленого» и «красного» коридоров работает в Национальном аэропорте Минск, «Новой Гуте», «Каменном Логу» и «Варшавском мосту». После завершения реконструкции она начнет действовать в пунктах пропуска «Брузги-2», «Берестовица-2» и «Новая Рудня». В целях дальнейшего развития экономики страны принято решение с ноября начать выдачу специальных разрешений, позволяющих пересекать госграницу во внеочередном порядке транспортным средствам, перевозящим экспортные грузы белорусских предприятий. В частности, такие документы уже выданы РУП «МАЗ». Принимаемые в последнее время меры, без преувеличения, можно назвать историческими. На фоне мировых тенденций, когда многие страны, наоборот, ужесточают правила пересечения своих границ, наше государство становится все более открытым для туристов и транзита.

— Однако при всех позитивных изменениях, нарекания в адрес пограничных и таможенных служб продолжают поступать…

— Конечно, мы не исключаем различных накладок. Многое в порядке устранения формальностей при пересечении госграницы для нас – дело новое. Но мы вступили на этот путь и по ходу будем разрешать возникающие проблемы.

— Одно из основных нареканий, высказываемых белорусами, которые выезжают за границу по роду службы, – отсутствие на пограничных пунктах пропуска отдельных полос для своих граждан. В то время как их наличие – нормальная мировая практика.

— Госкомитет погранвойск выступил с инициативой, которую поддержал Президент, о создании в пунктах пропуска в рамках Союзного государства отдельных полос, кабин для граждан Беларуси и России. Первая такая кабина уже введена в «Каменном Логу». Обстоятельство, которое не позволяет в ускоренном порядке оснастить все пункты пропуска отдельными полосами для граждан Союзного государства, – прилегающие к ним недостаточно широкие автодороги. 15 ноября ГТК, Министерство транспорта и коммуникаций и Госкомитет погранвойск Беларуси представили правительству план расширения проезжей части и разделения потоков перед пунктами пропуска. С нынешними темпами дорожного строительства, думаю, за 2006 год подобные полосы будут введены практически на всех пунктах.

— Насколько успешно идет работа по созданию интеграционной системы погранконтроля?

— На сегодняшний день уже автоматизировано 23 пункта пропуска. Система позволяет еще более сократить процедуру оформления документов. Есть основания утверждать, что к 2007 году будут автоматизированы все 59 пунктов пропуска.

— Будет ли увеличено количество пунктов пропуска в западном направлении на белорусско-польской границе?

— Сейчас решается вопрос об открытии пункта пропуска Томашовка—Влодава — он позволит разгрузить транспортные потоки на других пунктах, в частности, на «Варшавском мосту». Уже созданы пешеходные пункты «Переров—Беловежа» и «Лесная—Рудовка». Последний предназначен, в том числе и для пересечения границы на личных водных транспортных средствах: байдарках, лодках…

— Николай Юрьевич, мы упрощаем процедуру пересечения государственной границы, создаем новые пункты пропуска. Не потворствуем ли тем самым проникновению в страну большего количества нарушителей?

— Система упрощенного пропуска создается за счет внедрения современных технических средств, более оптимальных методов работы, а не за счет халатного отношения к делу. Поэтому для преступников наша граница по-прежнему на замке. Что же касается нарушений, наиболее типичные – провоз контрабанды, подделка документов. Причем часто на подделке попадаются вполне законопослушные граждане. Пытаются собственноручно продлить сроки действия паспорта или визы. Ежегодно сотрудниками погранвойск выявляется около 30 тысяч «неисправностей» в документах. Надо ли говорить, какие порой драмы разыгрываются на границе? Но мы придерживаемся правила: если есть хоть малейшая законная возможность оказания помощи в подобных случаях, она используется.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter